В российский кинопрокат 23 февраля выйдет семейный мультфильм с интригующим названием «Кролецып и Хомяк Тьмы» (Chickenhare and the Hamster of Darkness, прокатывает «Вольга»). Сделала его бельгийская студия NWave, которая выпустила, например, «Королевского корги». И оказалось, что в ней работает наш соотечественник, аниматор Юрий Шмаков. Мы не могли упустить возможность заглянуть за кулисы бельгийской анимации и узнать, как парню из Челябинска удалось пробиться в мировую мультипликацию.
— Для начала расскажи, откуда ты и как оказался там, где оказался.
— Родился я в Челябинске. Сначала учился на программиста, но понял, что это не моё, и уехал в Санкт-Петербург. Там работал в «Чайной ложке», делал блины. Вспомнил, что в детстве мы с другом любили рисовать на книжках флипбуки, комиксы. Пошёл учиться на анимацию, проучился шесть лет. Начиная с первого курса мы делали мультфильмы самостоятельно — и запись, и режиссёру, и звук, и монтаж. В итоге закончил обучение с красным дипломом.
В университете, к сожалению, не так глубоко обучали анимации — я пошёл на онлайн курсы, где были ребята из «Диснея» и Pixar. Это было дорого, но стипендии и поддержки универа хватило. Там преподаватели были из больших студий, один работал в «Диснее» и Blizzard, другой из Dreamworks. Они много рассказывали о своём опыте, делились историями, инсайдами. Первый урок был о том, что индустрия маленькая и надо вести себя хорошо. Нельзя показывать себя с плохой стороны, потому что ты окажешься в чёрном списке и про тебя будут знать во всех студиях.
— Немного вернусь назад — что именно вы рисовали с другом в учебниках?
— Начали рисовать палочных человечков — сцены драк а-ля «Матрица», множество взрывов, которые начинают распространяться на всю страницу. Учебники мы просто портили напрочь. Было интересно рисовать движение — это индикатор, который показывает, что тебе ближе: будешь ли ты просто иллюстратором или тебе хочется видеть, как что-то оживает.
— А как ты после курсов и университета добрался до мирового рынка? Как тебя заметили в NWave?
— Я закончил универ, у меня был мультфильм готовый, плюс я сделал шоурил с примерами своих работ из онлайн-курсов. Дальше я пошёл на IMDb, выписал студии и составил список по приоритетам — начиная с больших студий, где работа была мечтой, и заканчивая маленькими, о которых я раньше даже не знал. Два месяца я, наверное, рассылал резюме во все страны, где я хотел бы работать. Мне, например, присылали предложение из Южной Африки, но… *смеётся* В какой-то момент со мной связались из Бельгии — из всех стран Европы сюда легче всего попасть для работы.
— А какими ты видел мульты, которые будешь делать?
— С детства я хотел делать 3D-мультфильмы, меня на это вдохновила первая «История игрушек». 2D-анимация не очень интересовала, потому что там нужно намного больше скурпулёзности и аккуратности. В 3D всё меняется чаще, для более экстравертированных людей легче. А так мне просто хотелось прийти в индустрию и делать мульты хорошего качества. Сейчас, когда уже есть опыт, очень хочу анимировать какую-то песню, как в «Диснее». Есть желание поучаствовать в «Аркейне» — очень реалистично там, внимание к деталям, физика, позы.
— Вот тебя позвали в Бельгию, ты пришёл работать и сразу сел пилить мультфильмы?
— У меня, конечно, был период адаптации, когда приходилось много работать с утра до вечера — где-то пять месяцев. Здесь ты работаешь на себя. А так меня сразу запустили в производство, потому что они увидели мой уровень.
— Чем NWave отличается от других студий?
— Отличия в основном завязаны на размере студии. NWave — среднего размера, нас 120-130 человек, проекты длятся год и 6-8 месяцев, бюджеты где-то 30-40 миллионов евро. В таких условиях студии выбирают, какие мультфильмы производить и с кем соперничать. Мы делаем проекты для семейного просмотра, чтобы детей научить чему-то, но также и что-то для взрослых, чтобы не было глупо. Сама студия, как большая семья, много личного взаимодействия.
— Над какими проектами ты уже успел поработать?
— Я тут с 2018 года, работал над «Бигфутом Младшим», «Королевским корги», «Семейкой бигфутов» и сейчас вот над «Кролецыпом».
— А в Бельгии много анимационных студий?
— Страна небольшая, но здесь богатая история бельгийских комиксов — «Тинтин», «Смурфы» и т.д. Государство помогает проектам, NWave — самая крупная студия, но она практически одна. Есть ещё две заметные, но они сами не выпускают мультфильмы, а чаще работают в партнёрстве с кем-то. Мы единственные, кто выпускает всё от начала до конца.
— Перейдём к «Кролецыпу». Ты знаком с комиксом, на котором основан мультфильм?
— Я просматривал его, когда нам стало интересно, на чём основан фильм. Комикс совершенно другой. Мультфильм начали разрабатывать в 2011-м Sony Pictures. Крису Грину, автору оригинала, нравилось, как всё идёт, как мультфильм изменился. Но потом проект остановился, и в 2020 году NWave выкупила его. Наши режиссёры доработали сценарий, чтобы сделать его более адекватным для наших условий. Сценаристы знают бюджеты, в которых они работают, так что нам многое пришлось подрезать. Но осталось много эффектов, больших сцен, так что «Кролецып» стал челленджом для всей студии.
— Что было самым интересным в работе над этим мультфильмом?
— Один из режиссёров сам был аниматором, поэтому вёл нас и близко понимал. Он знал, что персонажи должны чувствовать, как меняться с точки зрения анимации. Плюс у нас же приключенческий фильм, такой «Индиана Джонс» в звериных условиях, поэтому много интересных локаций — джунгли, пустыни, вода, храмы, снег, лёд. Много разных зверей на экране: нужно было анимировать толпы, в том числе врагов. Большие масштабные сцены, которые в других проектах мы старались вырезать, тут решили оставить и пойти дальше в развитии студии. Когда ты анимируешь, хочется, чтобы это было интересно для тебя самого — должен быть накал.
— В случае черепах и скунсов вы наверняка смотрели на живые примеры, а вот в случае Кролецыпа смотреть было не на что. Как вы его анимировали?
— Если мы вспомним «Зверополис», то у кроликов они сконцентрировались на ушах и носах. Чтобы показать принадлежность к какому-то животному, нужно показать маленькие детали. Мы решили на нос упор не делать, было бы слишком похоже на «Зверополис». В анимацию нас вывел дизайн персонажа. По истории, Кролецып стыдится своей внешности, поэтому с детства натягивает на свои куриные лапы сапоги. И его выбор влияет на анимацию: он должен быть неуклюжим, скрывающий перья жилет ему мешает, сапоги тоже — он ходит вразвалку, спотыкается. То есть, это не просто смесь кролика и курицы, анимация идёт от того, кто он есть как персонаж.
— А если бы был Цыпакроль, анимация бы изменилась?
— Наверное, мы бы включили больше движений головы. У нас там есть персонажи-курицы, они держат голову на месте и делают более резкие движения. Надо понимать, что главных персонажей делают похожими на целевую аудиторию, поэтому стараются не включать никакие выделяющие моменты. Так больше поступают с второстепенными персонажами — друзья главного героя могут быть странными и забавными, и это будет дополнять стандартность главного героя. А если вернуться к Кролецыпу, то интереснее всего — совмещение характеристик. Например, слон — это размер, уверенность, медлительность, мудрость, сила. Можно с этим поиграть: оставить размер и уменьшить уверенность, совместить его с хамелеоном, который прячется и меняет цвет, получится огромный слон, который пытается спрятаться в лесу, но это невозможно.
— То есть ты думаешь в сторону игры на контрастах?
— Да, просто какую-то характеристику заменить на противоположную и посмотреть, какой появится конфликт и как он будет развиваться.
— А какой конфликт в Кролецыпе?
— В нём нет противоречия кролика и курицы, его конфликт — это то, что он не знает, что он такое. Кролик или курица? К чему он ближе? Как его видят другие звери? Он не чувствовал принадлежности к кому-то, стыдился обеих своих сторон, но по ходу мультфильма развивает уверенность и учится видеть свои сильные стороны.
— Если бы ты мог выбирать, ты хотел бы анимировать мрачную взрослую версию «Кролецыпа», как в комиксе, или семейную версию, как в мультфильме?
— Обе! Я люблю семейные мультфильмы, потому что в них есть всё, чтобы почувствовать себя ребёнком. Для меня идеал, когда ты смотришь мульт и потом в чувствуешь себя, как в школе, — они вдохновляют, у тебя воображение включается. Когда студия может дать такое взрослому человеку — это мастерство. Поэтому у «Диснея» ты постоянно будешь смеяться и плакать, они включают чувственные элементы, которые важны и для детей, и для взрослых.
Во взрослой анимации мне нравится, что там поднимаются реальные проблемы общества, отношения взрослых людей, бытовые проблемы, поиски себя. Это интересно анимировать и смотреть. Есть мнение, мол, зачем делать анимационное кино, если есть обычное, где люди также разбирают свои проблемы, но это ошибочно — зачем пренебрегать возможностями анимации? Она сильна в выразительности. То, что мы делаем со стилем, окружением, атмосферой, — всё работает на главную идею.
— Поделись крутыми анимационными проектами, которые ты смотрел недавно или которые вдохновили тебя в детстве.
— Тот же «Аркейн»! Правда, там много заимствований: коллеги говорили, что они просто взяли и анимировали сцену драки из «Рейда». Что касается остального — персонажи там для тинейджеров, но более взрослые со своими проблемами. Мне очень понравился подход к анимации — у героев есть характерные походки, нарпимер, у Вай очень много говорит о ней и её мужественной части. Маленькие детали в битвах — вся их реалистичность и грязь. Мне нравится, что во взрослой анимации можно показать мясо.
«Человек-паук: Через вселенные» впечатлил. Нравится степень свободы, с которой они сделали этот мультфильм. Я был ошарашен, смотрел с открытым ртом. Резко и с ритмом. Они сделали шаг вперёд. У того же «Диснея» есть стиль и огромная машина, которая работает на него, так что изменить что-то сложно. Они делают принцесс, мюзиклы и так далее. А вот Sony Pictures не боятся ставить опыты.
— Тебя как аниматора привлекают эксперименты, получается?
— Новизна, но обоснованная. Хочется видеть, куда анимация пойдёт и какие мультфильмы будут создаваться. Хочется работать в коллективе людей, которые хотят сделать шедевр. Меня привлекает свобода воображения.
— Как думаешь, её больше в семейной анимации или во взрослой?
— Сложный вопрос. Семейная анимация, возможно, в чём-то себя ограничивает, потому что нужно угодить всем. А во взрослой анимации нет такого правила, ниша небольшая, её создатели любят анимацию и хотят что-то новое.
— А что ты смотришь, чтобы отвлечься от работы аниматора?
— Я люблю смотреть мультсериалы для взрослых — Inside Job, «Неуязвимый» и т.д.
— То есть ты отдыхаешь от работы над семейной анимацией, смотря взрослую?
— Да, *смеётся* получается так. Но семейную тоже смотрю от больших студий — тот же «Энканто» недавно смотрел.
— А на какую анимацию ты ориентируешься?
— Как для аниматора у меня два основных ориентира. Студия Ghibli Хаяо Миядзаки, люблю его с самого начала, насколько много любви он вкладывал в свои мультфильмы и каждого персонажа. У него нет плохих героев, только те, кто запутался в жизни, — это его подход к жизни, и он виден в каждом кадре.
Второе влияние — знаменитый аниматор Глен Кин, который сейчас работает в Sony. Его подход к движению настолько замечательный и профессиональный, мне нравится его одновременная плавность и резкость движений. У него движения как танец — хочется до такого же уровня дорасти.
«Кролецып и Хомяк Тьмы» выходит 23 февраля.