18+ Вернуться в «Матрицу»: как история вселенной продолжается в аниме, комиксах и играх

Вернуться в «Матрицу»: как история вселенной продолжается в аниме, комиксах и играх

Алексей Ионов

Создатели «Матрицы» Вачовски были большими фанатами комиксов, видеоигр, аниме и, прежде чем приняться за «Матрицу», писали сценарии для Marvel. Их увлечение другими медиумами привело к тому, что франшиза с самого начала стала развиваться помимо кино ещё и в этих направлениях. Причём в отличие от других популярных поп-культурных миров, аниме, игры и комиксы действительно развивали, дополняли и расширяли вселенную «Матрицы». Долгое время игры были единственным источником информации о том, что случилось после финала «Революции». О том, как игры, аниме и комиксы расширяли «Матрицу», о том, как слухи постоянно сулили съёмки новых фильмов, и что заставило Лану Вачовски вернуться к франшизе — в нашей статье.

На страницах комиксов

Ещё до выхода первого фильма вселенная «Матрицы» распространилась на страницы комиксов. А точнее веб-комиксов. Веб-комиксы абсолютно бесплатно публиковались на официальном сайте франшизы с 1999 по 2003 годы. Причём работали над ними далеко не последние люди в отрасли. Среди сценаристов и художников затесались Нил Гейман, Дейв Гиббонс, Джеф Дарроу, Билл Сенкевич, Пол Чадвик, Майкл Калута, Джон Ван Флит, Дейв Дорман, Килиан Планкетт, Томми Ли Эдвардс, Дейв Маккейг и Райдер Виндем.

Большинство комиксных сюжетов были совершенно оригинальными и раскрывали вселенную, рассказывая о неизвестных приключениях второстепенных персонажей.

Комикс «Обрывки и кусочки информации» (сценарий Вачовски, художник Джеф Дарроу) первым рассказал о предыстории мира «Матрицы». Позже его сюжет был расширен Вачовски и лёг в основу мини-фильма «Второй Ренессанс» из аниме «Аниматрица».

Комикс «История мельника» (сценарий и рисунок Пола Чадвика) проливает свет на то, как людям вообще удавалось выживать за пределами Матрицы. Сюжет там такой: вскоре после очередной перезагрузки Зиона несколько повстанцев выбираются на поверхность в поисках пособий или инструкций… по выращиванию хлеба. Вылазка оказывается успешной, и герои возвращаются под землю, вооружённые новыми знаниями.

А комикс Нила Геймана «Голиаф» дарит едва ли не единственный шанс заглянуть в далёкое будущее «Матрицы». Будущее это оказывается невесёлым: спустя много лет после Нео и Тринити машины продолжают управлять Матрицей, а люди остаются основным источником энергии. Однако привычному положению дел угрожает… вторжение враждебно настроенной расы пришельцев.

Тогда машины тренируют одного из людей как боевого пилота и отправляют в космос сражаться с пришельцами. Пилоту удаётся отразить угрозу, но на этом он перестаёт представлять какую-либо ценность для своих хозяев. Машины бросают его умирать в пустоте космоса, предварительно подключив обратно к Матрице и подкрутив его восприятие времени: теперь обречённый на смерть проживает 15 лет за один час…

Warner Bros. рассчитывала использовать комиксы в промо-кампании фильма. По первоначальном плану, комикс «Дежа Вю» (сценарист Пол Чадвик, рисунок Джоф Дарроу) должен был распространяться в бумажной форме перед сеансами в американских кинотеатрах. Студия даже напечатала тираж, но в последний момент отказалась от затеи: руководители испугались, что излишне взрослый тон сюжета отпугнёт от фильма потенциальных зрителей.

В 2003 и 2004 годах 24 комикса были собраны в два сборника, вышедших в основанном Вачовски издательстве Burlyman Entertainment. Сборники неплохо продавались, и в 2019 году они были переизданы в составе дорогого делюксового издания в твёрдой обложке. Помимо уже издававшихся историй в сборник добавили четыре комикса, которые прежде не появлялись на бумаге, и кучу других дополнительных материалов.

В дело вступает аниме

Спустя два месяца после премьеры «Перезагрузки» на магазинных прилавках появился DVD под названием «Аниматрица» — антология из девяти короткометражных аниме-фильмов. Каждый из них расширяет, углубляет, уточняет заложенные в первый фильм концепции и идеи или раскрывает неизвестные детали биографии героев первого и второго фильмов.

Идея «Аниматрицы» посетила Вачовски вскоре после премьеры первой «Матрицы» — тогда ещё братья приехали в рамках промо-тура в Японию. Аниме оказало большое влияние на их карьеру, поэтому, встретившись с некоторыми из своих кумиров, Вачовски решили не лишать себя шанса посотрудничать с ними.

Вачовски контролировали создание «Аниматрицы» и лично написали сюжеты и сценарии четырёх из девяти короткометражек, но в целом старались дать и другим кинематографистам возможность внести свой вклад в развитие франшизы. Среди авторов сборника были замечены режиссёр «Последней субмарины» и «Последней фантазии: Всемогущего» Махиро Маэдо, создатель «Ковбоя Бибопа» Синъитиро Ватанабэ, один из основателей Studio 4C Кодзи Моримото и режиссёр «Манускрипта ниндзя» и «D: Жажды крови» Ёсиаки Кавадзири.

Аниме «Последний ренессанс» рассказывает о том, как началась война между людьми и машинами, и какие события привели к созданию Матрицы. Другие фильмы показывают предысторию второстепенных героев фильма и знакомят зрителей с совершенно новыми персонажами. А события «Последнего полёта Осириса» служат прямым прологом к сюжету «Перезагрузки».

Около половины фильмов сборника были выложены в сети ещё до премьеры «Перезагрузки», а «Последний полёт Осириса» и вовсе показывали в кинотеатрах перед каждым сеансом «Ловца снов» — не самой удачной экранизации одноимённого романа Стивена Кинга, вышедшей в прокат за два месяца до «Перезагрузки».

Войди в Матрицу

15 мая, день в день с премьерой «Перезагрузки», в продажу поступила видеоигра Enter the Matrix, разработанная студией Shiny Entertainment. Разработка игры шла параллельно с работой над вторым и третьим фильмом трилогии, и Вачовски принимали в процессе самое плотное участие. Специально для игры они написали 244 страницы диалогов, которые потом озвучили Киану Ривз, Кэрри-Энн Мосс, Лоуренс Фишборн и другие актёры. Также было отснято около часа дополнительного хронометража, который затем перемежал игровой процесс. Даже кат-сцены для игры снимались с помощью техники захвата движения и при участии оригинальных актёров и их дублёров.

Главными героями игры стали Ниобе и Призрак — пара второстепенных персонажей «Перезагрузки». Игроки могли выбирать, за кого из этой парочки они хотели бы играть, и в зависимости от их выбора игровой процесс слегка различался. К примеру, когда персонажи оказывались на борту своего корабля, Ниобэ уклонялась от препятствий за штурвалом, а Призрак расстреливал врагов из пушек.

Вачовски сознательно решили сделать главными героями Enter the Matrix второстепенных персонажей для того, чтобы сюжеты фильма и игры не дублировали, а дополняли друг друга. Например, в самом начале фильма Ниобе и Призрак куда-то отлучаются по делам, но сюжет не уточняет куда. В игре мы узнаём, что они должны отправиться в Матрицу и забрать таинственную посылку, оставленную экипажем недавно погибшего повстанческого корабля «Осириса». Того самого, гибели которого посвящён мини-фильм «Последний полёт Осириса». Соответственно, сразу осознать важность посылки смогут только те, кто смотрел «Аниматрицу». И только после того, как они заберут посылку, Ниобе и Призрак снова возвращаются в повествование на экранах кинотеатров.

Позже герои игры отправляются взрывать энергостанцию. Однако самого взрыва мы на экране не увидим — осуществлять его предстоит пользователям Enter the Matrix. Кроме того, в игре впервые появляется Пифия с лицом Мэри Эллис. В первых двух фильмах Пифию играла Глория Фостер, но актриса умерла до того, как успела отснять свои сцены для «Революции», и Вачовски были вынуждены заменить её на Мэри Эллис. И Enter the Matrix объясняет внутримировые причины подобного изменения внешности персонажа.

Подобная интеграция стала возможной исключительно благодаря длительному сроку разработки. Обычно игры по мотивам фильмов клепаются в режиме горящей жопы: их создателям в лучшем счёте выдают на руки какие-то ассеты и арты за полгода до премьеры картины. Авторы же Enter the Matrix получили два с половиной года, полный и беспрепятственный доступ на съёмочную площадку «Перезагрузки» и производственный бюджет в 20 миллионов долларов. И это при том, что в те времена создание одной игры редко обходилось дороже пяти миллионов.

Вачовски одним из немногих удалось сделать различные форматы своей истории действительно равноценными: и «Аниматрица», и веб-комиксы, и Enter the Matrix обладали одним уровнем каноничности с фильмами и рассказывали разные отрывки одной истории. И именно за это на Enter the Matrix в своё время вылили ушаты критики. Одни хотели получать полное представление о происходящем только из одного источника и не хотели отвлекаться на другие форматы, а простые игроки жаловались, что хотели бы играть за Нео, а не за парочку второстепенных ноунеймов. Тем не менее, к маю 2004 года игра продалась тиражом в пять миллионов копий.

Теперь ты — Нео

Однако Warner Bros. и Shiny Entertainment явно прислушались к критике, поскольку в 2005 году в продажу поступила новая видеоигра, которая называлась The Matrix: Path of Neo. Как следует из названия, игрокам наконец-то позволили примерить на себя роль Избранного.

Вачовски выступили сценаристами и режиссёрами игры, но если Enter the Matrix дополняла сюжет фильмов, то «Путь Нео» просто пересказывала его, позволяя игрокам принять участие в ключевых событиях трилогии, но не добавляя ничего нового.

Есть ли жизнь после Нео?

В том же 2005 году в продажу поступила многопользовательская ролевая игра Matrix Online. До премьеры «Воскрешения» она остаётся единственной частью франшизы, события которой разворачиваются после финала «Революции».

Сюжет игры писал сценарист Пол Чадвик с полного благословения Вачовски. В то время создатели «Матрицы» всячески отрицали вероятность какого-либо продолжения фильмов, и в одном из интервью прямо сказали, что хотят предоставить фанатам возможность «самим продолжить историю». Как признался Чадвик, когда он обсуждал с Вачовски сюжет игры, первым делом они подкинули ему мысль: «Мир и как люди вечно находят способы его нарушить».

События Matrix Online начинаются вскоре после финала «Революции». Мир между людьми и машинами, ради которого пожертвовал своей жизнью Нео, продлился недолго. Люди начинают строительство второго Зиона, нарушая тем самым условия перемирия с машинами. Назревают новые столкновения.

Между людьми тоже нет единства. С одной стороны, остаётся Морфеус, всё более одержимый идеей вернуть останки Нео из 101 в Зион. С другой стороны, появляется новая фракция, именующая себя Сайферитами. Они выступают на стороне машин, сражаясь за право вернуться в Матрицу без каких-либо воспоминаний о жизни вне её.

В Matrix Online игрокам предстояло принять на себя роль человека, способного выходить из «Матрицы». Однако в полном соответствии с духом франшизы в самом начале игроку предлагалось выбрать между красной и синей таблетками. В последнем случае игра сразу заканчивалась / Monolith Productions

Морфеус погибает. Появляются новые, ещё более смертоносные машины. Ползут слухи, что Нео пережил своё памятное путешествие к Истоку. Но эта история обрывается на полуслове…

Matrix Online не выдержала конкуренции с более популярными соперниками. В июне 2009 года Sony Online Entertainment приняла решение закрыть игру. Сервера остановились 1 августа. На момент закрытия в игре оставалось менее 500 активных пользователей.

Слухи, слухи, слухи…

Во время работы над трилогией Вачовски неоднократно подчёркивали, что не собираются возвращаться к «Матрице» после выхода «Революции». Однако слухи о скорых съёмках нового фильма начали появляться едва ли не на следующий день после премьеры третьей части.

В 2011 году портал Aint It cool News сообщил, что Киану Ривз якобы встречался с Вачовски, чтобы обсудить написанные ими синопсисы двух сиквелов. Позже Entertainment Weekly опубликовал опровержение этого слуха.

В 2014 году Latino Review сообщил, что Вачовски отправили Warner Bros. синопсисы совершенно новой трилогии и уже начали работу над сценариями. Эта новость также оказалась фейком.

Год спустя во время промо-тура в поддержку выхода «Возвышения Юпитер» Лилли Вачовски назвала саму мысль о возможном продолжении «Матрицы» отталкивающей:

«Одержимая привычка приравнивать успех фильма к его кассовым сборам тянет индустрию в пропасть. Она всё сильнее заставляет кинематографистов снимать чисто коммерческий продукт. Вот почему мы постоянно видим ремейки. Это же как McDonalds. Люди заранее знают, что увидят на экране. В конечном итоге это вредно для вашего мозга».

Позже сложилось впечатление, что Warner устали ждать Вачовски и решили снять продолжение «Матрицы» без участия её создателей. В 2017 году в сети появились слухи, что WB хочет полностью перезапустить франшизу с Майклом Б. Джорданом в главной роли и уже поручила написание сценариев Заку Пенну («Люди Икс 2», «Невероятный Халк», «Первому игроку приготовиться»).

В следующем году Пенн подтвердил своё участие в проекте в интервью ScreenRant. «Я всегда мечтал вернуть эту франшизу на экраны и годами не давал Warner покоя. Я не могу погружаться в детали, но прямо сейчас я работаю над “Матрицей”… и кучей других проектов», — заявил тогда сценарист.

Кадр: «Матрица» / Warner Bros.

По словам Пенна, сложилось впечатление, что Warner собираются развивать франшизу по аналогии со «Звёздными войнами» или «Трансформерами» и запускать в производство множество разных проектов от разных авторов. О похожих планах рассказали авторы сайта Birth.Movies.Death. Они писали, что студия собрала целую сценарную комнату, участники которой должны были предлагать разные идеи, и уже запустила в производство приквел «Матрицы», посвящённый юности Морфеуса.

В 2017 году Киану Ривз в разговоре с Yahoo UK отметил, что не против вернуться к роли Нео. Месяц спустя схожие мысли высказал и исполнитель роли агента Смита Хьюго Уивинг. Однако оба актёра подчеркнули, что согласятся вернуться только при условии участия Вачовски.

Наконец, в мае 2019 года Чад Стахелски, дублёр Ривза на съёмках «Матрицы» и режиссёр франшизы «Джон Уик», проболтался в интервью, что он в восторге от решения Вачовски вернуться в «Матрицу». Ни сёстры, ни студия тогда никак не подтвердили его слова, но уже в августе Warner Bros. официально анонсировала четвёртую «Матрицу», объявив о возвращении Ланы Вачовски, Киану Ривза и Кэрри-Энн Мосс.

Пенн, кстати, спустя пару месяцев после анонса уточнил, что продолжает работать над сценарием, но его фильм никак не связан с версией Вачовски.

Попытка примириться со смертью

В 2021 году Лана Вачовски появилась на сцене Берлинского международного литературного фестиваля и впервые объяснила причины, подтолкнувшие её вернуться в «Матрицу». Лана призналась, что Warner Bros. годами уговаривали Вачовски снять продолжение,  всякий раз слышав в ответ решительное «нет».

Ситуация изменилась после смерти родителей и близкого друга Ланы:

«Сначала умер мой отец, затем близкий друг, последней ушла мама. Я понятия не имела, как справиться с такой болью, я никогда не испытывала ничего подобного. Ты знаешь, что жизни твоих родителей рано или поздно подойдут к концу, но всё равно этот момент тяжело перенести. В подобные моменты мой разум всегда обращается к воображению. И вот одной бессонной ночью я плакала в постели, и вдруг в мой мозг ворвалась эта идея. Я не могла вернуть маму с папой, но внезапно я подумала, что могла бы вернуть Нео с Тринити — пожалуй, двух самых важных персонажей в моей жизни. Мысль о том, что эти двое живы, мгновенно успокоила меня и привнесла комфорт, это было так просто. Для этого и нужно искусство. Для этого и нужны истории — они дарят нам спокойствие и комфорт».

Однако Лана вернулась в «Матрицу» в одиночку. Лилли Вачовски не изменила мнения, высказанного во время промо-тура в поддержку «Восхождения Юпитер». Она предпочла остаться в стороне и сосредоточиться на работе над телесериалом «Работа над собой», в котором Лилли выполняет роль шоураннера, исполнительного продюсера, сценариста и режиссёра. «Вернуться назад и снова стать частью того, что я уже делала прежде — эта идея меня совершенно не привлекла», — пояснила она.

Новые и старые лица

Приступая к работе над «Воскрешением», Лана впервые за четыре фильма привлекла к написанию сценария кого-то ещё кроме своей сестры. Дэвид Митчелл познакомился с Вачовски, когда они приступили к экранизации его романа «Облачный атлас», и впоследствии принял участие в работе над сериалом Вачовски «Восьмое чувство». Работал над ним и второй со-автор «Воскрешения» Александр Хемон — писатель, прежде всего известный по романам «Проект Лазарь» и «Человек ниоткуда».

К своим ролям ожидаемо вернулись Киану Ривз и Кэрри-Энн Мосс. А вот Лоуренса Фишборна и Хьюго Уивинга в «Воскрешении» не будет. Уивинг не смог вырваться на съёмки из-за конфликта в расписании, а вот Лоуренс Фишборн до сих пор не знает, почему он пропускает четвёртый фильм. «Спросите об этом Лану Вачовски, у меня для вас ответа нет», — заявил он в интервью Collider.

Возможно, Фишборн просто не играл в Martix Online и не знал, что его персонаж погиб в игре. А возможно, его отсутствие как-то объяснят в сюжете фильма. В конце концов, там же появляется другой Морфеус, помоложе, в исполнении актёра Яхьи Абдул-Матина II. «Когда выйдет фильм, вы всё поймёте», — подтверждает он.

По сюжету, спустя двадцать лет после событий «Революции» Нео живёт обычной жизнью, снова приняв личину Томаса Андерсона. Иногда ему видятся странные и неестественные вещи, и его психотерапевт прописывает Томасу голубые таблетки. Однажды мистер Андерсон встречает женщину, как две капли воды похожую на Тринити, но ни один из них не узнаёт второго. Но вскоре Нео встречает новую версию Морфеуса, который снова предлагает Томасу принять красную таблетку и заново открыть для себя мир Матрицы, который за прошедшие годы стал ещё опаснее. И в этом мире повстанцев уже ждёт новый враг. Какой? Об этом мы узнаем уже в ближайший четверг.

Tolstoy Comments
Читайте ещё
Рекомендуем
Популярное
Понятно
https://media.2x2tv.ru/matrix-animatrix-games-comics/
Вернуться в «Матрицу»: как история вселенной продолжается в аниме, комиксах и играх
Вернуться в «Матрицу»: как история вселенной продолжается в аниме, комиксах и играх
«Аниматрица», Enter the Matrix, «Последний полёт Осириса», Matrix Online и другие тайтлы, раскрывающие вселенную культового фильма
Кино и сериалы
2021-12-14T16:12
2022-05-17T11:05
Кино и сериалы
Анимация
https://media.2x2tv.ru/content/images/2021/12/1631806301_0.67526700.jpg
1440
1440
true
1440
1080
true
1440
810
true

Создатели «Матрицы» Вачовски были большими фанатами комиксов, видеоигр, аниме и, прежде чем приняться за «Матрицу», писали сценарии для Marvel. Их увлечение другими медиумами привело к тому, что франшиза с самого начала стала развиваться помимо кино ещё и в этих направлениях. Причём в отличие от других популярных поп-культурных миров, аниме, игры и комиксы действительно развивали, дополняли и расширяли вселенную «Матрицы». Долгое время игры были единственным источником информации о том, что случилось после финала «Революции». О том, как игры, аниме и комиксы расширяли «Матрицу», о том, как слухи постоянно сулили съёмки новых фильмов, и что заставило Лану Вачовски вернуться к франшизе — в нашей статье.

На страницах комиксов

Ещё до выхода первого фильма вселенная «Матрицы» распространилась на страницы комиксов. А точнее веб-комиксов. Веб-комиксы абсолютно бесплатно публиковались на официальном сайте франшизы с 1999 по 2003 годы. Причём работали над ними далеко не последние люди в отрасли. Среди сценаристов и художников затесались Нил Гейман, Дейв Гиббонс, Джеф Дарроу, Билл Сенкевич, Пол Чадвик, Майкл Калута, Джон Ван Флит, Дейв Дорман, Килиан Планкетт, Томми Ли Эдвардс, Дейв Маккейг и Райдер Виндем.

Большинство комиксных сюжетов были совершенно оригинальными и раскрывали вселенную, рассказывая о неизвестных приключениях второстепенных персонажей.

Комикс «Обрывки и кусочки информации» (сценарий Вачовски, художник Джеф Дарроу) первым рассказал о предыстории мира «Матрицы». Позже его сюжет был расширен Вачовски и лёг в основу мини-фильма «Второй Ренессанс» из аниме «Аниматрица».

Комикс «История мельника» (сценарий и рисунок Пола Чадвика) проливает свет на то, как людям вообще удавалось выживать за пределами Матрицы. Сюжет там такой: вскоре после очередной перезагрузки Зиона несколько повстанцев выбираются на поверхность в поисках пособий или инструкций… по выращиванию хлеба. Вылазка оказывается успешной, и герои возвращаются под землю, вооружённые новыми знаниями.

А комикс Нила Геймана «Голиаф» дарит едва ли не единственный шанс заглянуть в далёкое будущее «Матрицы». Будущее это оказывается невесёлым: спустя много лет после Нео и Тринити машины продолжают управлять Матрицей, а люди остаются основным источником энергии. Однако привычному положению дел угрожает… вторжение враждебно настроенной расы пришельцев.

Тогда машины тренируют одного из людей как боевого пилота и отправляют в космос сражаться с пришельцами. Пилоту удаётся отразить угрозу, но на этом он перестаёт представлять какую-либо ценность для своих хозяев. Машины бросают его умирать в пустоте космоса, предварительно подключив обратно к Матрице и подкрутив его восприятие времени: теперь обречённый на смерть проживает 15 лет за один час…

Warner Bros. рассчитывала использовать комиксы в промо-кампании фильма. По первоначальном плану, комикс «Дежа Вю» (сценарист Пол Чадвик, рисунок Джоф Дарроу) должен был распространяться в бумажной форме перед сеансами в американских кинотеатрах. Студия даже напечатала тираж, но в последний момент отказалась от затеи: руководители испугались, что излишне взрослый тон сюжета отпугнёт от фильма потенциальных зрителей.

В 2003 и 2004 годах 24 комикса были собраны в два сборника, вышедших в основанном Вачовски издательстве Burlyman Entertainment. Сборники неплохо продавались, и в 2019 году они были переизданы в составе дорогого делюксового издания в твёрдой обложке. Помимо уже издававшихся историй в сборник добавили четыре комикса, которые прежде не появлялись на бумаге, и кучу других дополнительных материалов.

В дело вступает аниме

Спустя два месяца после премьеры «Перезагрузки» на магазинных прилавках появился DVD под названием «Аниматрица» — антология из девяти короткометражных аниме-фильмов. Каждый из них расширяет, углубляет, уточняет заложенные в первый фильм концепции и идеи или раскрывает неизвестные детали биографии героев первого и второго фильмов.

Идея «Аниматрицы» посетила Вачовски вскоре после премьеры первой «Матрицы» — тогда ещё братья приехали в рамках промо-тура в Японию. Аниме оказало большое влияние на их карьеру, поэтому, встретившись с некоторыми из своих кумиров, Вачовски решили не лишать себя шанса посотрудничать с ними.

Вачовски контролировали создание «Аниматрицы» и лично написали сюжеты и сценарии четырёх из девяти короткометражек, но в целом старались дать и другим кинематографистам возможность внести свой вклад в развитие франшизы. Среди авторов сборника были замечены режиссёр «Последней субмарины» и «Последней фантазии: Всемогущего» Махиро Маэдо, создатель «Ковбоя Бибопа» Синъитиро Ватанабэ, один из основателей Studio 4C Кодзи Моримото и режиссёр «Манускрипта ниндзя» и «D: Жажды крови» Ёсиаки Кавадзири.

Аниме «Последний ренессанс» рассказывает о том, как началась война между людьми и машинами, и какие события привели к созданию Матрицы. Другие фильмы показывают предысторию второстепенных героев фильма и знакомят зрителей с совершенно новыми персонажами. А события «Последнего полёта Осириса» служат прямым прологом к сюжету «Перезагрузки».

Около половины фильмов сборника были выложены в сети ещё до премьеры «Перезагрузки», а «Последний полёт Осириса» и вовсе показывали в кинотеатрах перед каждым сеансом «Ловца снов» — не самой удачной экранизации одноимённого романа Стивена Кинга, вышедшей в прокат за два месяца до «Перезагрузки».

Войди в Матрицу

15 мая, день в день с премьерой «Перезагрузки», в продажу поступила видеоигра Enter the Matrix, разработанная студией Shiny Entertainment. Разработка игры шла параллельно с работой над вторым и третьим фильмом трилогии, и Вачовски принимали в процессе самое плотное участие. Специально для игры они написали 244 страницы диалогов, которые потом озвучили Киану Ривз, Кэрри-Энн Мосс, Лоуренс Фишборн и другие актёры. Также было отснято около часа дополнительного хронометража, который затем перемежал игровой процесс. Даже кат-сцены для игры снимались с помощью техники захвата движения и при участии оригинальных актёров и их дублёров.

Главными героями игры стали Ниобе и Призрак — пара второстепенных персонажей «Перезагрузки». Игроки могли выбирать, за кого из этой парочки они хотели бы играть, и в зависимости от их выбора игровой процесс слегка различался. К примеру, когда персонажи оказывались на борту своего корабля, Ниобэ уклонялась от препятствий за штурвалом, а Призрак расстреливал врагов из пушек.

Вачовски сознательно решили сделать главными героями Enter the Matrix второстепенных персонажей для того, чтобы сюжеты фильма и игры не дублировали, а дополняли друг друга. Например, в самом начале фильма Ниобе и Призрак куда-то отлучаются по делам, но сюжет не уточняет куда. В игре мы узнаём, что они должны отправиться в Матрицу и забрать таинственную посылку, оставленную экипажем недавно погибшего повстанческого корабля «Осириса». Того самого, гибели которого посвящён мини-фильм «Последний полёт Осириса». Соответственно, сразу осознать важность посылки смогут только те, кто смотрел «Аниматрицу». И только после того, как они заберут посылку, Ниобе и Призрак снова возвращаются в повествование на экранах кинотеатров.

Позже герои игры отправляются взрывать энергостанцию. Однако самого взрыва мы на экране не увидим — осуществлять его предстоит пользователям Enter the Matrix. Кроме того, в игре впервые появляется Пифия с лицом Мэри Эллис. В первых двух фильмах Пифию играла Глория Фостер, но актриса умерла до того, как успела отснять свои сцены для «Революции», и Вачовски были вынуждены заменить её на Мэри Эллис. И Enter the Matrix объясняет внутримировые причины подобного изменения внешности персонажа.

Подобная интеграция стала возможной исключительно благодаря длительному сроку разработки. Обычно игры по мотивам фильмов клепаются в режиме горящей жопы: их создателям в лучшем счёте выдают на руки какие-то ассеты и арты за полгода до премьеры картины. Авторы же Enter the Matrix получили два с половиной года, полный и беспрепятственный доступ на съёмочную площадку «Перезагрузки» и производственный бюджет в 20 миллионов долларов. И это при том, что в те времена создание одной игры редко обходилось дороже пяти миллионов.

Вачовски одним из немногих удалось сделать различные форматы своей истории действительно равноценными: и «Аниматрица», и веб-комиксы, и Enter the Matrix обладали одним уровнем каноничности с фильмами и рассказывали разные отрывки одной истории. И именно за это на Enter the Matrix в своё время вылили ушаты критики. Одни хотели получать полное представление о происходящем только из одного источника и не хотели отвлекаться на другие форматы, а простые игроки жаловались, что хотели бы играть за Нео, а не за парочку второстепенных ноунеймов. Тем не менее, к маю 2004 года игра продалась тиражом в пять миллионов копий.

Теперь ты — Нео

Однако Warner Bros. и Shiny Entertainment явно прислушались к критике, поскольку в 2005 году в продажу поступила новая видеоигра, которая называлась The Matrix: Path of Neo. Как следует из названия, игрокам наконец-то позволили примерить на себя роль Избранного.

Вачовски выступили сценаристами и режиссёрами игры, но если Enter the Matrix дополняла сюжет фильмов, то «Путь Нео» просто пересказывала его, позволяя игрокам принять участие в ключевых событиях трилогии, но не добавляя ничего нового.

Есть ли жизнь после Нео?

В том же 2005 году в продажу поступила многопользовательская ролевая игра Matrix Online. До премьеры «Воскрешения» она остаётся единственной частью франшизы, события которой разворачиваются после финала «Революции».

Сюжет игры писал сценарист Пол Чадвик с полного благословения Вачовски. В то время создатели «Матрицы» всячески отрицали вероятность какого-либо продолжения фильмов, и в одном из интервью прямо сказали, что хотят предоставить фанатам возможность «самим продолжить историю». Как признался Чадвик, когда он обсуждал с Вачовски сюжет игры, первым делом они подкинули ему мысль: «Мир и как люди вечно находят способы его нарушить».

События Matrix Online начинаются вскоре после финала «Революции». Мир между людьми и машинами, ради которого пожертвовал своей жизнью Нео, продлился недолго. Люди начинают строительство второго Зиона, нарушая тем самым условия перемирия с машинами. Назревают новые столкновения.

Между людьми тоже нет единства. С одной стороны, остаётся Морфеус, всё более одержимый идеей вернуть останки Нео из 101 в Зион. С другой стороны, появляется новая фракция, именующая себя Сайферитами. Они выступают на стороне машин, сражаясь за право вернуться в Матрицу без каких-либо воспоминаний о жизни вне её.

В Matrix Online игрокам предстояло принять на себя роль человека, способного выходить из «Матрицы». Однако в полном соответствии с духом франшизы в самом начале игроку предлагалось выбрать между красной и синей таблетками. В последнем случае игра сразу заканчивалась / Monolith Productions

Морфеус погибает. Появляются новые, ещё более смертоносные машины. Ползут слухи, что Нео пережил своё памятное путешествие к Истоку. Но эта история обрывается на полуслове…

Matrix Online не выдержала конкуренции с более популярными соперниками. В июне 2009 года Sony Online Entertainment приняла решение закрыть игру. Сервера остановились 1 августа. На момент закрытия в игре оставалось менее 500 активных пользователей.

Слухи, слухи, слухи…

Во время работы над трилогией Вачовски неоднократно подчёркивали, что не собираются возвращаться к «Матрице» после выхода «Революции». Однако слухи о скорых съёмках нового фильма начали появляться едва ли не на следующий день после премьеры третьей части.

В 2011 году портал Aint It cool News сообщил, что Киану Ривз якобы встречался с Вачовски, чтобы обсудить написанные ими синопсисы двух сиквелов. Позже Entertainment Weekly опубликовал опровержение этого слуха.

В 2014 году Latino Review сообщил, что Вачовски отправили Warner Bros. синопсисы совершенно новой трилогии и уже начали работу над сценариями. Эта новость также оказалась фейком.

Год спустя во время промо-тура в поддержку выхода «Возвышения Юпитер» Лилли Вачовски назвала саму мысль о возможном продолжении «Матрицы» отталкивающей:

«Одержимая привычка приравнивать успех фильма к его кассовым сборам тянет индустрию в пропасть. Она всё сильнее заставляет кинематографистов снимать чисто коммерческий продукт. Вот почему мы постоянно видим ремейки. Это же как McDonalds. Люди заранее знают, что увидят на экране. В конечном итоге это вредно для вашего мозга».

Позже сложилось впечатление, что Warner устали ждать Вачовски и решили снять продолжение «Матрицы» без участия её создателей. В 2017 году в сети появились слухи, что WB хочет полностью перезапустить франшизу с Майклом Б. Джорданом в главной роли и уже поручила написание сценариев Заку Пенну («Люди Икс 2», «Невероятный Халк», «Первому игроку приготовиться»).

В следующем году Пенн подтвердил своё участие в проекте в интервью ScreenRant. «Я всегда мечтал вернуть эту франшизу на экраны и годами не давал Warner покоя. Я не могу погружаться в детали, но прямо сейчас я работаю над “Матрицей”… и кучей других проектов», — заявил тогда сценарист.

Кадр: «Матрица» / Warner Bros.

По словам Пенна, сложилось впечатление, что Warner собираются развивать франшизу по аналогии со «Звёздными войнами» или «Трансформерами» и запускать в производство множество разных проектов от разных авторов. О похожих планах рассказали авторы сайта Birth.Movies.Death. Они писали, что студия собрала целую сценарную комнату, участники которой должны были предлагать разные идеи, и уже запустила в производство приквел «Матрицы», посвящённый юности Морфеуса.

В 2017 году Киану Ривз в разговоре с Yahoo UK отметил, что не против вернуться к роли Нео. Месяц спустя схожие мысли высказал и исполнитель роли агента Смита Хьюго Уивинг. Однако оба актёра подчеркнули, что согласятся вернуться только при условии участия Вачовски.

Наконец, в мае 2019 года Чад Стахелски, дублёр Ривза на съёмках «Матрицы» и режиссёр франшизы «Джон Уик», проболтался в интервью, что он в восторге от решения Вачовски вернуться в «Матрицу». Ни сёстры, ни студия тогда никак не подтвердили его слова, но уже в августе Warner Bros. официально анонсировала четвёртую «Матрицу», объявив о возвращении Ланы Вачовски, Киану Ривза и Кэрри-Энн Мосс.

Пенн, кстати, спустя пару месяцев после анонса уточнил, что продолжает работать над сценарием, но его фильм никак не связан с версией Вачовски.

Попытка примириться со смертью

В 2021 году Лана Вачовски появилась на сцене Берлинского международного литературного фестиваля и впервые объяснила причины, подтолкнувшие её вернуться в «Матрицу». Лана призналась, что Warner Bros. годами уговаривали Вачовски снять продолжение,  всякий раз слышав в ответ решительное «нет».

Ситуация изменилась после смерти родителей и близкого друга Ланы:

«Сначала умер мой отец, затем близкий друг, последней ушла мама. Я понятия не имела, как справиться с такой болью, я никогда не испытывала ничего подобного. Ты знаешь, что жизни твоих родителей рано или поздно подойдут к концу, но всё равно этот момент тяжело перенести. В подобные моменты мой разум всегда обращается к воображению. И вот одной бессонной ночью я плакала в постели, и вдруг в мой мозг ворвалась эта идея. Я не могла вернуть маму с папой, но внезапно я подумала, что могла бы вернуть Нео с Тринити — пожалуй, двух самых важных персонажей в моей жизни. Мысль о том, что эти двое живы, мгновенно успокоила меня и привнесла комфорт, это было так просто. Для этого и нужно искусство. Для этого и нужны истории — они дарят нам спокойствие и комфорт».

Однако Лана вернулась в «Матрицу» в одиночку. Лилли Вачовски не изменила мнения, высказанного во время промо-тура в поддержку «Восхождения Юпитер». Она предпочла остаться в стороне и сосредоточиться на работе над телесериалом «Работа над собой», в котором Лилли выполняет роль шоураннера, исполнительного продюсера, сценариста и режиссёра. «Вернуться назад и снова стать частью того, что я уже делала прежде — эта идея меня совершенно не привлекла», — пояснила она.

Новые и старые лица

Приступая к работе над «Воскрешением», Лана впервые за четыре фильма привлекла к написанию сценария кого-то ещё кроме своей сестры. Дэвид Митчелл познакомился с Вачовски, когда они приступили к экранизации его романа «Облачный атлас», и впоследствии принял участие в работе над сериалом Вачовски «Восьмое чувство». Работал над ним и второй со-автор «Воскрешения» Александр Хемон — писатель, прежде всего известный по романам «Проект Лазарь» и «Человек ниоткуда».

К своим ролям ожидаемо вернулись Киану Ривз и Кэрри-Энн Мосс. А вот Лоуренса Фишборна и Хьюго Уивинга в «Воскрешении» не будет. Уивинг не смог вырваться на съёмки из-за конфликта в расписании, а вот Лоуренс Фишборн до сих пор не знает, почему он пропускает четвёртый фильм. «Спросите об этом Лану Вачовски, у меня для вас ответа нет», — заявил он в интервью Collider.

Возможно, Фишборн просто не играл в Martix Online и не знал, что его персонаж погиб в игре. А возможно, его отсутствие как-то объяснят в сюжете фильма. В конце концов, там же появляется другой Морфеус, помоложе, в исполнении актёра Яхьи Абдул-Матина II. «Когда выйдет фильм, вы всё поймёте», — подтверждает он.

По сюжету, спустя двадцать лет после событий «Революции» Нео живёт обычной жизнью, снова приняв личину Томаса Андерсона. Иногда ему видятся странные и неестественные вещи, и его психотерапевт прописывает Томасу голубые таблетки. Однажды мистер Андерсон встречает женщину, как две капли воды похожую на Тринити, но ни один из них не узнаёт второго. Но вскоре Нео встречает новую версию Морфеуса, который снова предлагает Томасу принять красную таблетку и заново открыть для себя мир Матрицы, который за прошедшие годы стал ещё опаснее. И в этом мире повстанцев уже ждёт новый враг. Какой? Об этом мы узнаем уже в ближайший четверг.

ru-RU
https://media.2x2tv.ru/legal/
2х2.медиа
batman@2x2tv.ru
+7(495) 644 22 24
ООО «Телерадиокомпания «2x2»
192
31
2021
Алексей Ионов
https://media.2x2tv.ru/content/images/2021/11/wmfqVfBpn8o.jpg
Алексей Ионов
https://media.2x2tv.ru/content/images/2021/11/wmfqVfBpn8o.jpg
Вернуться в «Матрицу»: как история вселенной продолжается в аниме, комиксах и играх
https://media.2x2tv.ru/matrix-animatrix-games-comics/