Arcane от Netflix — первая веха новой эпохи анимации, но пока что не шедевр

Артём Нечаев

До вас наверняка уже докатились восторженные отзывы на новый мультсериал Netflix «Аркейн» (Arcane), основанный на игре League of Legends. Критики очень высоко оценили первые три серии, да и мы тоже были приятно удивлены. Вполне возможно, что «Аркейн» станет первой крупной вехой новой эпохи анимации, но всё-таки что-то не даёт нам смело назвать его шедевром.

Что такое «Аркейн»

Более шести лет назад начинающий стриминговый гигант Netflix заключил сделку с игровой студией Riot Games и анимационной студией Fortiche, которая делала анимированные синематики, например, к релизу новых чемпионов в League of Legends (LoL). Они договорились на девять серий по 40 минут — грубо говоря, три связанных полнометражных мультфильма. По схожей нехитрой схеме выходил проект Netflix «Улица страха», который состоял из трёх полнометражных фильмов, релиз которых растянули также на три недели.

League of Legends — самая популярная игра в жанре MOBA, DOTA тоже к нему относится. Хоть «Аркейн» и основан на LoL, вам не нужно ничего о ней знать, чтобы влиться в историю и персонажей. В том же аниме Netflix «DOTA 2: Кровь дракона» знакомство с игрой поощрялось тоннами фансервиса, который пихали прямо в центр кадра. «Аркейн» в свою очередь не стремится осчастливить фанатов (хотя, наверно, там тоже много отсылок к игре), а хочет рассказать большую и интересную историю, доступную для всех. По сути, это предыстория нескольких чемпионов и технологий из LoL, так что расчёт скорее на то, что зрители мультсериала пойдут играть в MOBA, а не наоборот.

Кадр из сериала «Аркейн» / Netflix

В центре сюжета — дуализм, противостояние. Кардинально разные по характеру сёстры Ви и Паудер, два города, разделённые огромной пропастью классового неравенства, магия и технологии, которые делят между собой умы людей. Конфликтов тут предостаточно, у всех разные почвы, так что заскучать будет сложно, но есть одна загвоздка. В «Аркейн» нет явных Добра и Зла, но тогда получается, что перед нами просто три пары воюющих между собой серых масс. Да, заскучать будет сложно, но возможно.

Ситуация с анимацией

Вернёмся к «новой эпохе анимации», потому что заявление сильное и его ещё надо успеть подкрепить. Исторически сложилось, что сначала появились мультфильмы (до начала XX века), а потом уже мультсериалы (середина XX века). Причины очевидны: анимировать тогда было невероятно сложно, поэтому создатели сначала стремились делать завершённые истории, а потом уже позарились на телевизионный формат. Сейчас популярно и то, и то, но если полнометражные мультфильмы железно определились с форматом, в мультсериалах давно назрели перемены.

Кадр из сериала «Аркейн» / Netflix

Практически всё, что сейчас выходит в серийном формате довольно легко обобщить: 20- или 10-минутные серии, построенные по простой концепции — берём абсурдную (или не очень) идею и выкручиваем её на максимум. Всё максимально похоже на ситкомы, и хоть некоторые проекты вроде «БоДжека» не боятся показывать большие истории, им всё ещё стрёмно далеко отходить от привычного формата. Те же «Рик и Морти» стали кульминацией этой эпохи — самый популярный мультфильм на планете, построенный по самому популярному формату. Неслучайно после их успеха чуть ли не все новые мультсериалы называют «копией „Рика и Морти“» — под раздачу попали, например, «Солнечные противоположности» и «Корпорация „Заговор“».

Обзор Inside Job: «Гравити Фолз» и битва поп-культуры с тайными сообществами
Наверняка у Алекса Хирша припасена своя теория заговора, иначе как ещё объяснить гениальность Inside Job?

«Рик и Морти» показывают, что к зрителям вернулся запрос на цельные анимационные истории — поэтому они так усердно требуют от авторов больше канона и связанных серий, пока те в свою очередь пытаются усидеть на двух стульях. И как показывает практика и отзывы фанатов, практика не то чтобы пользуется успехом. Тот же зрительский запрос подкрепляет популярность «Любви, смерти и роботов» — альманаха завершённых историй, который был очень тепло принят публикой. Но и снова второй сезон показал, что это немного не то, что нужно любителям анимации.

Дорого-богато

На самом деле «Любовь, смерть и роботы» в этом тексте не только из-за цельности историй. Антология Netflix показала запрос на дорогую анимацию и эксперименты — зрителям очевидно хочется, чтобы картинка выглядела как можно лучше и необычнее. «Аркейн» в этом плане просто выше всяких похвал. Анимация в сериале по LoL выглядит максимально дорого — все персонажи постоянно двигаются, нет такого, что на первом плане кто-то живой, а на втором стоят статичные фигуры; задние фоны проработаны и всегда наполнены всякими деталями, раскрывающими мир и персонажей; спецэффекты и динамичное освещение даже описать сложно, настолько они потрясно выглядят; постановка драк выполнена по киношным нормам — как в «Кастлвании», но гораздо лучше.

Кадр из сериала «Аркейн» / Netflix

Riot не стали экономить и сразу вложили огромные деньги в свой первый мультсериал. Оно и понятно — с Fortiche они работают давно и знают, на что способна эта студия. И они тоже выложились на полную, не оставив в сериале ни одного халтурного кадра, придраться в плане анимации буквально не к чему. Режиссура и монтаж в «Аркейне» тоже сделаны по высшему классу, в некоторые моменты напряжение витает в воздухе, за персонажей переживаешь, их эмоции понятно показаны и они цепляют. По сути единственное, что отличает мультсериал от большого кино — только то, что он полностью нарисованный.

Кадр из сериала «Аркейн» / Netflix

Вестники

Это, собственно, и есть та самая новая эпоха, о которой мы говорим. Раньше студии были готовы делать дорогую анимацию только в полнометражных проектах, а на ситкомный формат оставляли привычную 2D-рисовку или простенькое 3D. Так же они подходили к большим историям — если сценарист хотел рассказать цельную анимированную историю, его отправляли в кино. Теперь же картина радикально поменялась.

Первым заметным вестником новой эпохи стал «Неуязвимый» от Amazon — его авторы, конечно, не стали сильно тратиться на анимацию, но в плане истории отбросили все опасения и селись рассказывать её от и до, не делая сериал набором несвязанных серий. Каждая ложилась в общую картину и двигала сюжет вперёд, а ещё они длились по 40 минут, чего, кажется, до этого никто не делал. До этого были спешлы разных мультсериалов, которые тоже расширяли привычный хронометраж, но полностью изменить формат смелости не хватало.

Кадр из сериала «Неуязвимый» / Amazon

Потом вышел «Аквамен: Король Атлантиды» от HBO Max — он, также как и первая часть «Аркейн», состоял их трёх серий по 40 минут, которые складывались в неплохой такой полнометражный мультфильм. И анимация там тоже отличная, но скорее в плане трудолюбивости художников, чем в техническом — мы даже посвятили ей небольшой текст.

Восемь причин смотреть анимационный мини-сериал про Аквамена
Готовьтесь к потоку крайне экспрессивных лиц и шикарной анимации.

«Аркейн» в свою очередь впитал в себя сильнейшие стороны этих проектов (не в прямом плане, ведь они разрабатывались одновременно) — большой хронометраж с сериями по 40 минут, масштабные истории, которые растягиваются на целые сезоны, и, конечно же, безумно дорогую анимацию. Что из этого получилось, вы наверняка уже видели сами — мультсериал стал настолько популярным, что свергнул «Игру в кальмара» с престола популярности. И кажется, что успех «Аркейна» побудит студии смелее вкладываться в анимационные сериалы с большими сюжетами — поэтому мы назвали его «первой крупной вехой» новой эпохи.

Кадр из сериала «Аркейн» / Netflix

Новая эпоха

Давайте для понимания зафиксируем, что мы называем «новой эпохой». Для этого проведём параллель с игровым кинематографом, по пути которого сейчас идёт анимация. Там как раз «новая эпоха» началась с того, что сериалы стали чаще рассказывать цельные сюжеты, просто разбитые на мелкие части. «Малый экран», как это не парадоксально, стал большей версией «большого экрана». В кино мы теперь ходим за зрелищностью и спецэффектами, а действительно цепляющие истории чаще ищем на своих компьютерах.

Новая эпоха анимации как раз про то, как начинает размываться граница между мультфильмами и мультсериалами. Из первых пришли дорогая анимация и цельные истории, а из вторых — формат, более близкий современному зрителю, чем кино. Полный метр теперь для нас недостаточно полный, мы хотим дольше оставаться с персонажами и погружаться в истории. Поэтому, если мы правы в наших предсказаниях, можно ждать потока очень хороших анимационных проектов, не пытающихся в конце каждой серии вернуть всё так, как было в начале. Но правы ли мы, узнаем только через несколько лет.

Так что не так с «Аркейном»?

Кадр из сериала «Аркейн» / Netflix

Большая проблема мультсериала от Netflix и Riot в том, что если перестать восхищаться анимацией и постановкой, то по сути после первых трёх серий больше ничего не остаётся. Содержание, даже визуальное, мы всё уже где-то видели — Пилтовер сильно напоминает Колумбию из BioShock Infinite, а Заун — Клоаку из Dragon Age или любой другой подпольный город. Конфликты в «Аркейн» давно не новые — магию против технологий противопоставляют все, кому не лень, от классового неравенства мы устали, как в реальности, так и в выдуманных мирах, да и разлад между сёстрами или братьями тоже не новая тема.

Кадр из сериала «Аркейн» / Netflix

Не подумайте, что мы ругаем сценаристов — они тоже хороши: диалоги, ружья Чехова, отсылки, расстановка шахматных фигур сделаны очень грамотно. Но опять же — мы это уже видели, так что сюжет оказался предсказуемым (но всё равно зрелищным!). Вот и получается, что кроме дорогущей анимации, в «Аркейн» нет ничего нового. Поэтому возникают опасения, что, когда утихнет восхищение технической составляющей, от любви к сериалу не останется почти ничего. Но это, конечно, зависит от того, куда сюжет пойдёт дальше, так что ждём вторую и третью порцию, перед тем как выносить железный вердикт. А пока сидим и радуемся новым вершинам анимации.

Смотрю мультики и играю в игры по работе. Иногда даже пишу о них.

Понятно