Не более, чем мерч: игры по мультам, которые испортили весь «жанр»

Не более, чем мерч: игры по мультам, которые испортили весь «жанр»

Артём Нечаев
Вконтакте

У киноделов редко получается хорошо экранизировать видеоигру, лучше всего с этим — в сфере анимации. Но в обратную сторону это почти не работает — хорошие игры по мультам на вес золота. Раньше почти все анимационные релизы сопровождались игровыми адаптациями, но их становится всё меньше, и на то есть причины. У экранизаций видеоигр долгое время всё было плохо, потому что репутацию им испортил первопроходец — фильм про Супербратьев Марио. А мульт-играм репутацию испортили громкие провалы, убившие желание аудитории тратиться на такие тайтлы.

Сегодня поговорим о худших из худших — играм по «Южному парку», «Юной Лиге справедливости», «Симпсонам», «Драконьему жемчугу» и кроссоверу Nickelodeon. Мы расскажем, почему они так не понравились игрокам, и попробуем разобраться, в чём же кроется причина провалов. Если вы в них играли, готовьтесь вспомнить свои боли, а если нет — добро пожаловать в сумеречную зону мульт-гейминга.

«Южный парк»

Запись геймплея

Начнём с раннего примера — попытки сделать шутер от первого лица в мире «Южного парка» 1998 года. На этапе идеи звучало норм — сюжет состоял из пяти катаклизмов, адаптирующих конкретные серии первого сезона «Южного парка». Сначала на город нападали обезумевшие индейки из 10 серии «Кошмарный Марвин», потом неудачные клоны из пятого эпизода «Слон занимается любовью со свиньёй», следующими были пришельцы с коровами из пилота про анальный зонд Картмана, затем город осаждали роботы а-ля Меха-Стрейзанд, только управлял ими Мистер Шляпа (этого сюжета в сериале не было), а заканчивалось всё нашествием игрушек, которое, скорее всего, связано с сыном Сатаны Дэмиеном из восьмой серии.

Как «Южный парк» изменился навсегда в новом «пост-ковидном» спецэпизоде
«Южный парк» мёртв, да здравствует «Южный парк»!

Проблемы были видны с самого начала. Во-первых, разработчики почему-то решили забить на фирменный 2D-стиль сериала и перенести всё в 3D. В итоге даже стиль Doom больше подходит игре по «Южному парку», чем стиль игры. Во-вторых, у сериала особое известное чувство юмора, но повторить его в игре не получилось — юмор и кат-сцены вышли очень сухими. Там нет никаких слоёв, всё банально и в лоб вроде «кек, Картман ест жопу индейки». В-третьих, игре попробовали дать большой сюжет — якобы на Землю летит очень злая комета, которая принесёт несчастья и бедствия. Задумка как взлетела, так и упала без какого-либо смысла.

Знакомьтесь, главный антагонист игры!

Но главные траблы были в геймплее. Все уровни можно описать одним алгоритмом: сражаешься с ордами, убиваешь усиленных врагов, снова орды и усиленные, потом босс — и всё. Противники мало чем отличались друг от друга — коровы были быстрее индюшек, инопланетяне имели тонкий хитбокс, клоны отстреливались снежками, а игрушки были очень маленькими, чтобы по ним было сложнее попасть. Мини-боссы или танки же были одинаковыми: увеличенными версиями тех, кого вы отстреливаете, а ещё могли создавать больше врагов и были настоящими губками для пуль.

Боссы же… Как пример приведём Матку Клонов — одного из худших боссов в истории гейминга. Если сейчас разработчики стараются, чтобы в битвах игрок понимал, как его будут бить и когда лучше давать отпор, то в «Южном парке» об этом не особо заботились. У Матки было огромное количество хп, и единственным окном для атаки был её удар глазом, который ничем не предупреждался и длился всего несколько секунд.

На гифке даже видно, что боссу нельзя нанести урон, пока он не бьёт глазом.

С патронами тоже проблема — в некоторых версиях игры (а она была разной в зависимости от платформы) просто не хватало амуниции, чтобы убить всех врагов. Бесконечными были только снежки, но и урон у них минимальный. На ПК последнего босса почти никто не проходил: тупо потому что у него гора хп, а бить нечем.

В итоге получилась игра, которая надоедала через два-три уровня из-за однообразия, на некоторых платформах была непроходима из-за ограниченных ресурсов, местами была необоснованно сложной и плохо сохраняла дух оригинала. Плохо? Конечно. Почему? Неудачный геймдизайн. Та ли это проблема, из-за которой страдают игры по мультам? Пока говорить рано, давайте перейдём на несколько лет вперёд.

The Simpsons Wrestling

Запись геймплея

Следующий у нас — печально известный реслинг по «Симпсонам» 2001 года. Если с «Южным парком» хотя бы задумка была интересной, тут вообще непонятно, зачем кому-то понадобился реслинг с героями главного мультсериала планеты. Авторы даже не удосужились объяснить, что происходит в игре и почему, например, Мардж дерётся с Клоуном Красти. Сюжета там нет от слова совсем — просто пикаешь «воителя» и в бой.

Сразу в глаза бросается ужасная графика — а игра вышла, кстати, через год после релиза второй PlayStation. Если «рестлерам» дали хотя бы три-дэ модельки, хоть и страшные по сегодняшним меркам, то на задний план лучше вообще не смотреть. Там просто стояли картонные фигурки персонажей и периодически выкрикивали какие-то фразочки. На озвучку The Simpsons Wrestling, кстати, позвали актёров из оригинального мультсериала — в том числе они записали реплики перед боем для каждого персонажа. В них они пытались повторить юмор сериала, но шутки получились катастрофически несмешными и даже плохими. Там всё завязано на английской игре слов, так что пример привести сложно, но представьте пафосность, с которой друг друга встречают герои того же Mortal Kombat и замените реплики на что-то вроде «я тебя сейчас кааак покалечу».

Дальше — саунд-дизайн, который просто берёт и высасывает жизнь из игры. Ринг, конечно, окружён народом, у боёв есть зрители, но почему-то стоит гробовая тишина за исключением моментов, когда кто-то решает обронить коронную фразу из сериала. Плюс сюда же надоедливый саундтрек, не подходящий по духу к «Симпсонам» и бесконечно крутящийся по кругу.

Финальным аккордом стал отвратительный геймплей. Тут всего три удара, хоть они и уникальные для каждого бойца. Никаких комбо, никакой фантазии, просто бегаешь, выбираешь из трёх кнопок, ждёшь, пока восстановится выносливость, и снова выбираешь из трёх кнопок. Кажется, чего-то не хватает, не так ли? Ах да, как же блокировать атаки? А никак! Блока тут просто нет, поэтому в любой момент ИИ может загнать вас в угол и бить одной и той же быстрой атакой, пока вы не проиграете. Сейчас мы не можем себе представить файтинг без блока, возможно, потому что «Симпсоны» попытались и доказали всем, что это плохая идея.

В результате Апу может просто запереть Вилли своими атаками и не давать атаковать самому.

В итоге мы имеем одну из худших игр в истории. Причины — ужасный саунд-дизайн, скучнейший геймплей, непродуманные механики и снова неудачная попытка в юмор оригинала. Картина постепенно начинает вырисовываться.

Nicktoons Unite!

Запись геймплея

Пришло время игры Nicktoons Unite! 2005 года. Тогда сама концепция кроссовера была ещё не так растиражирована, поэтому идея объединить четыре самых популярных на тот момент мульта «Никелодеона» звучала очень заманчиво. В список попали: Спанч Боб, Дэнни Призрак, Джимми Нейтрон и Тимми Тёрнер из мульта «Волшебные покровители».

Файтинг Nickelodeon All-Star Brawl: редакция 2х2.медиа рассказывает о любимых бойцах
Спойлер: есть явные фавориты на звание сильнейшего.

На роль главного злодея взяли Профессора Каламитуса — тот украл новое изобретение Джимми Нейтрона, которое позволяло открывать подозрительно знакомые зелёные порталы в другие вселенные. Каламитус объединился с Планктоном, вампиром Владом Плазмиусом и Мистером Крокером, полоумным учителем Тимми. У них был какой-то хитрый план по уничтожению/захвату реальностей, но в итоге их реальность захватили ленивые сценаристы.

Они назвали себя «Синдикатом Зла»

Героям предстоит поочерёдно пройти четыре этапа, а в конце сразится с самим Калимитусом. В конце этапов был злодей из этого мира, каждый из которых после поражения очень удачно сбегал от героев, чтобы вернуться в конце игры. Всё потому, что она целиком и полностью держалась на концепции кроссовера — герои и злодеи объединились в две группы и противостоят друг другу. Сюжета в Nicktoons Unite! почти нет, хотя диалогов тут навалом, как и кат-сцен. В них и кроется главная проблема игры.

А это всё тот же саунд-дизайн. Он максимально неравномерный — какие-то диалоги озвучены, какие-то нет, у некоторых атак есть звуковые эффекты, у иных нет, а в ряде кат-сцен вообще стоит гробовая тишина, несмотря на то, что в центре экрана находится гигантский бушующий робот. Причём в распределении нет совершенно никакой логики — будто разработчики просто не успели допилить часть из них.

По одной гифке видно, насколько там скучная боёвка.

Геймплейно здесь тоже всё не очень радужно и коротко описывается словом «однообразно». Способностей у героев немного, хоть и сделаны они неплохо, система прокачки почти ни на что не влияет, плюс у каждого персонажа есть особый скилл, который пригодится  один-два раза за игру. Хотя в целом тут всё намного лучше, чем в предыдущих и последующих играх этого списка.

Nicktoons Unite! породила аж три сиквела, несмотря на то, что критики ставили ей плохие оценки и писали, что она сделана исключительно для детей до 10 лет. Конкретно эта игра оказалась на полке провалов не из-за плохого геймплея или банальной истории, а потому что она прям пышет тем, насколько разработчикам было пофиг на то, что они делали. И здесь мы максимально близко подобрались к тому, в чём проблема игр по мультам.

Dragon Ball Z for Kinect

Запись геймплея

Перейдём, наверно, к самой ленивой игре в истории игр — Dragon Ball Z for Kinect. И снова тот же сценарий: идея, которая идеально звучит на бумаге — пусть игроки с помощью кинекта повторяют приёмы из одного из самых популярных аниме в мире. А движений, боевых стоек, приёмов и всяких ка-ме-ха-ме-ха там навалом. Да, кинект провалился как концепция, хоть у него и была своя фишка. Ровно как и с идеей игры по «Драконьему жемчугу» — что-то в ней было, но ничего из неё не вышло.

Сюжет игры повторял мультсериал, графика там была очень даже ничего, не считая кривого липсинка, а на озвучку позвали актёров из оригинала. Плюс к игре прилагался дополнительный эксклюзивный эпизод аниме. В общем, на этом фронте всё вроде бы было сделано качественно. Провал случился в геймплее.

От оригинальной задумки не осталось почти ничего. Игра проходилась за три часа и состояла из 20 с лишним абсолютно одинаковых боёв. Дело в том, что тут было всего три приёма — серия быстрых ударов, накопление силы и то самое ка-ме-ха-ме-ха. Плюс нужно было уворачиваться от атак. Не считая одной битвы, это ВСЁ. Больше не было ничего. Разработчики попытались усложнить бои по мере прохождения, уменьшая окно, за которое вам нужно успеть сделать удар, но наступили на грабли кинекта: консоль просто не могла зафиксировать такие резкие движения. А 50 с лишним персонажей оказались просто скинами без каких-либо отличий.

Тут даже рассказывать особо нечего — игра просто оказалась сплошным квик-тайм ивентом под копирку, только вместо нажатия конкретной клавиши нужно было колбаситься перед кинектом. Примеры настолько наглого копипастинга одной и той же механики кучу раз ещё поискать надо. А изначальная идея звучала очень даже хайпово.

Young Justice: Legacy

Запись геймплея

Вывод, почему у игр по мультам всё так плохо уже вроде как очевиден, но для его подтверждения приведём ещё один пример: «Юная Лига Справедливости: Наследие» 2013 года. Она была основана на сериале про молодых сайдкиков известных супергероев и даже развивала его сюжет. Герои были те же, голоса те же, история не проходная, но игра снова пала жертвой однообразности и ещё одного фактора.

Она оказалась прямым и наглым клоном Marvel Ultimate Alliance, вышедшей несколькими годами ранее. Те же механики, та же боёвка, та же концепция в конце-концов. Только вот если первая была тепло принята публикой, во вторую было безумно скучно играть.

В игре всего три юнита — игрок, враг и босс. Боссы отличались друг от друга, враги были одинаковыми, разве что были дальнобойные и ближнебойные, но вот с героями проблема оказалась губительной. Дело в том, что у персонажей был по сути один и тот же набор атак, просто с разными скинами — метание чего-либо, удар по площади, усиление, ближняя атака и т.д. Разве что несколько героев выделялись на фоне, просто потому что в игре нужны были саппорты или хоть какое-то разнообразие. Да и прокачка скиллов оказалась максимально скучной — усиления лишь увеличивали цифры в умениях и не добавляли ничего интересного.

А теперь представьте, как весело биться четырьмя одинаковыми персонажами против пачек не менее одинаковых противников в надежде, что хоть босс чем-то удивит. И да, они местами были интересными, вот только пройти их было проще простого. Если какого-то героя из отряда выводили из строя, напарнику нужно было лишь постучать того по спине, чтобы воскресить раненого. В чём интерес играть в то, где ты не можешь проиграть, только если намеренно не будешь этого делать?

Вывод

Очевидно, что проблемы всех этих игр кроются в лени разработчиков — то им звуковой дизайн некогда доделывать, то фантазии не хватает на интересные механики, то игра целиком состоит из одинаковых циклов геймплея, то они в наглую воруют задумки других тайтлов, меняя лишь внешний вид. Причём почти всегда всё звучит отлично на стадии идеи — ведь есть хороший фундамент в виде того или иного мульта, из которого можно взять что-то прикольное и превратить в увлекательную игру. Кажется, что игроделам просто не хватает времени смотреть эти ваши мультики, поэтому они так пренебрежительно относятся к разработке игр по ним.

Мы тут привели лишь пять примеров, но их намного больше: адаптация «Аватара: Легенды об Аанге» была настолько лениво сделана, что все достижения в игре можно было получить за пять минут; в кроссовере Cartoon Network Battle Crashers боссов можно было пройти, просто стоя на месте и стреляя по ним; игра по сериалу про Супермена вообще считается одной из худших, потому что как вышла, так и осталась забагованной.

Кажется, что проблема не в плохом отношении к фундаменту, а в самом его наличии. Ведь если у продукта уже на стадии разработки есть фанбаза, которая гарантированно будет в нём заинтересована, то можно особо и не стараться (такая логика?). Персонажей-то можно спокойно поместить на обложку, и они сами себя продадут. И чем известнее мультсериал, тем хуже получаются игры по нему.

Играм по мультфильмам не нужно из кожи вон лезть, чтобы покорить сердце игрока, поэтому этот «жанр» так страдает. Проблемой всему становится маркетинг, причём он стоит у основания — изначально почти все игры по мультфильмам и сериалам были направлены на то, чтобы на волне хайпа продать как можно больше разных штук и заработать как можно больше денег. И очень часто продукт разочаровывает покупателя, потому что это не более, чем мерч.

Смотрю мультики и играю в игры по работе. Иногда даже пишу о них.

Читайте ещё
Понятно