О том, что MCU почти не выпускали толковых проектов со времён фильма «Мстители: Финал», не сказал разве что ленивый. Последние несколько лет студия вкладывалась в «заменителей» оригинальной команды супергероев, но неудачно. Просело всё: позиционирование новых героев, их интеграция в общий сюжет, личные истории каждого отдельного персонажа, философия всей мультивселенной в конце концов. Особенно хорошо это видно на примере посредственных «Вечных», которых фанаты почти сразу вычеркнули из канона MCU, и довольно неловких сериалов в стиле «Женщины-Халк» и «Агаты: Ковен хаоса».
Да, не все проекты вышли средними или проходными. Уютное и камерное окончание трилогии «Стражей Галактики» от Джеймса Ганна поставило красивую точку в хулиганской истории о космической семье. Но здесь стоит благодарить режиссёра и его умение жонглировать каноном Marvel так, как пожелает его творческое видение. Завезли и фансервисные фильмы, например, второй сольник «Доктора Стрэнджа: Мультивселенная безумия», который вышел картиной об Алой ведьме, а не о Верховном чародее Земли. Ванда умыкнула возможность качественно раскрыть мультивселенную и подкинула агрессивным защитникам неоднозначного персонажа поводы для травли: интернет стоял на ушах, если Алую ведьму упоминали в отрицательном ключе. И, конечно, главная звезда четвёртой арки MCU — «Человек-паук: Нет пути домой» с претензией на большую историю о становлении одинокого героя и тем самым мемом о трёх пауках (залы на сеансах были переполнены восторженными криками). Фильм хорош сам по себе, тут спорить бессмысленно. Суть в том, что он заставил MCU немного сбросить пыль, накопившуюся после ухода Мстителей. Жаль только, что потенциал работающих фич в «Пауке» нельзя упаковать в привычную формулу — то, что может Человек-паук, не может ни один другой герой Marvel.
Середина четвёртой фазы MCU наглядно показала, что удачные проекты — результат общей работы съёмочной группы, которая нет-нет да и отходит от известной формулы образца 2018 года. Либо это итог большого количества отсылок, камео и фансервиса для фанатов. Примерно таким вышел «Дэдпул и Росомаха» — шумным и интересным, за счёт личного креатива связки Леви–Рейнольдс–Джекман и попыток разломать все шестнадцатые стены, которые когда-либо были в киновселенной вообще. Уже сейчас понятно, что оглушительный успех картины заставит MCU копировать всё, что сработало, на свои менее заметные (и уже точно не такие интересные) проекты, как это было с «Пауком». Но все эти рассуждения и пересуды фанатов подводят к тому, что формула Marvel как будто бы устарела: уже несколько лет по сети гуляет мысль, что MCU не понимает своих зрителей. И вряд ли сможет понять вновь.
Проблемы киновселенной на самом деле не столько в непонимании, сколько в коммерциализации: смелые эксперименты — это всегда деньги и риски, а формула без проблем окупит себя с дивидендами на несколько сиквелов. Marvel перестали пробовать и баловаться, а заодно повысили производительность совершенно одинаковых, почти идентичных картин о «заменителях» Мстителей. Фильмы и сериалы выходят несколько раз в год, рассказывают побочные истории, непонятно как встроенные в канон. Контента стало так много, что без должного терпения и действительно безграничного интереса посмотреть всё будет тяжело. И в этом ворохе каждое шоу не предлагает ничего нового, меняется только главное лицо на постере, разумеется, за исключением проектов, которые закрывали собственные сюжетные линии из третьей фазы MCU.
Как можно понять, поклонники франшизы ожидаемо взбунтовались. Кому понравится, что его отдушину/любимую вселенную/образцов для подражания переписывают, выкидывают или забывают, пока новые-старые герои занимают место культовых. На фоне общего недовольства продюсерами MCU появились не только тонны фанфиков с метками «Fix It»* и «KillFeige», но и вполне себе годные фанатские трейлеры, переделки общего канона и целая порновселенная. Кстати, не менее кассовая, чем оригинальная.
* текст описывает альтернативную канону вселенную, в которой «исправляется» неудачный сюжетный поворот, рояль в кустах или значимое событие, например, смерть персонажа.
В итоге фанаты аккуратно переместились с Tumbler, YouTube, AO3 и прочих свалок контента в Reddit, где развели великое множество оригинальных и не очень тредов с советами для студии. Основная тема — что бы такого могли сделать главные креативные умы MCU, чтобы вернуть себе почёт, любовь и огромные цифры в прокате и на стриммингах. Кроме, разумеется, выпуска «Дэдпула». Этого болтливого красавчика уже просят переснять в стиле роуд-муви за три копейки лишь бы было. Если подытожить три года совместной работы тысяч авторов над списком улучшений, его можно уместить в небольшой, но довольно объективный запрос от аудитории. Который вполне реально выполнить. Если учитывать несколько «но».
Лучше — меньше, да качественнее
Сейчас проектов слишком много, чтобы за ними хотелось следить. Два-три сериала, несколько фильмов как о культовых, так и о проходных героях, а заодно и отдельные анимационные шоу своим количеством сбивают с толку. Аудитория настаивает на том, что можно сократить количество однотипных дорогих многосерийников и вернуться к истокам — крупным сольным и командным фильмам, развивающим вселенную напрямую. Здесь же добавляют ремарку: «Мстители 5» трудно реализуемы без старой команды и хоть какой-то преемственности. Удивительно, что команда Файги всё ещё пытается играть на ностальгии и отсылках, самостоятельно ломая канон в пользу Роберта Дума и подобного.
Пользователи также отмечают, что формула, хоть и работает, но уже слишком сильно ушла от классических канонов качественного блокбастера. Новый персонаж не успевает «спасти котика» или «перевести бабушку через дорогу», чтобы понравиться зрителю, поэтому фанаты настаивают — формулу MCU нужно переработать под принципы сценарного производства Блейка Снайдера.
В целом, обе претензии действительно здравые и понятные. И здесь вылезает первое «но» — коммерция. Изначально MCU должна была спасти компанию от разорения, поэтому первый «Железный человек» делался с мыслью — всё или ничего. Либо студия заработает денег, либо навсегда закроется. Спустя почти двадцать лет можно с уверенностью сказать, что MCU — огромный конвейер, который работает только ради больших и очень больших денег. Пока фанаты готовы платить за очередной ремейк или сиквел — они будут выходить. Потому что так работает индустрия.
С другой стороны, если закрыть глаза на коммерциализацию киновселенной, можно найти ещё одну причину такого вороха проектов — попытка объять необъятное. Комиксная вселенная Marvel настолько разрослась, что за столетия не выйдет экранизировать всё, что хотелось бы. Увеличение темпа и рост количества проектов легко объяснить сотней персонажей оригинала. Самое милое, что пропуск обычной блокбастерской формулы тоже объясняется каноном: уже нет смысла вводить новичков по правилам, когда даже не каждый любимчик получил достойный сольник.
Мой фильм — мой. Твой фильм тоже мой
Сразу же за уменьшением количества контента с упором на качество идёт запрос на уже упомянутую связь между персонажами. Пользователи как один отмечают, что новые герои появляются будто бы из воздуха и не вписываются в шитую белыми нитками вселенную. Фанаты оригинальных «Мстителей» предлагают потратиться на отдельный спин-офф, в котором каждый из оригинальной команды передаёт свои полномочия на нового персонажа. Идеальный пример — многократное и логичное взаимодействие Питера Паркера Тома Холланда и Тони Старка, которое не только раскрывает персонажей с новой стороны, но и на самом деле делает из Паука протеже Железного человека.
Из этого пункта вытекает более глобальная проблема — студия перестала уделять внимание связи фильмов друг с другом, которой славилась до окончания третьей фазы. Поклонники понимают, что с каждым новым фильмом «новичку» в MCU будет всё тяжелее заходить в киновселенную, но всё-таки настаивают на едином каноне и понятных и логичных взаимодействиях между персонажами разных франшиз внутри вёрса. Особенно, когда речь идёт о фильмах-презентациях.
Если картина заявляется сольным проектом, то камео других персонажей должно быть весомым и минимальным (опыт сиквела «Стрэнджа» всё ещё плох). Большое количество экранного времени не центрального персонажа либо обосновывается исключительной необходимостью, либо уничтожается на этапе написания сценария. Нельзя допускать смещение фокуса внимания с «главного лица проекта» на второстепенного героя. Ранее в MCU игрались с этим более умело, так что поклонники ждут новый взгляд на формулу и в этом аспекте.
Опять же, поспорить с претензиями тяжело, особенно, когда они настолько взаимосвязаны. Но и здесь находятся вполне логичные доводы, почему канон сломан и это не так уж и плохо. MCU сейчас стоит у своего нового этапа, на котором можно и нужно понять, как сделать метавселенную адекватнее и чище. В связи с этим, понятны странные и не всегда работающие эксперименты с камео, рваными сюжетными линиями и не всегда очевидным контекстом. Да, зайти сейчас в киновселенную трудно, но, стоит помнить, что большая часть побочных сериалов и не стали её частью. Да, сейчас, во время экспозиции не ясно, как именно будут связаны «мстителезаменители» друг с другом. Но в перспективе большие командные фильмы решают каждую из этих проблем. Зрителям нужно немного подождать. Первые «Мстители» также расставили всё по местам после первых сольников «Тора», «Капитана Америка» (или девственности) и «Железного человека».
Слишком разные желания
Пока одних фанатов беспокоит то, что персонажей не вписывают должным образом, другие жалуются на сами образы супергероев.
Во-первых, феминизация персонажей и внедрение героев ради одобрения незаинтересованных зрителей без проработанного лора и с халтурным сюжетом — провальная идея как для отдельных сольников, так и для вселенной в целом. Проекты в стиле «Женщины-Халк» и «Агаты: Ковен хаоса» не должны быть игрушкой в руках феминистского сообщества. Супергероини нужны и важны для MCU, но сейчас студия их скорее дискредитирует, чем делает важной частью своего мира. То же самое можно сказать и про других персонажей, которых вводят ради тренда, а теперь пытаются задвинуть подальше. Disney остаётся всё тем же странным и непонятным в своей попытке угодить всем и в то же время заработать сам на себе.
Во-вторых, по мнению фанатов, крики «верните Мстителей» можно, но не нужно игнорировать. Поклонники до сих пор не могут простить резкое выведение из сюжета Тони Старка и скомканный финал истории Капитана Америка. Настаивают, что оригинальные герои заслуживают отдельных проектов намного больше, чем новые. Хотя бы ради преемственности.
С другой стороны, внедрение новых персонажей, которые представляют разные группы населения пытаются ещё больше расширить аудиторию и привлечь новых зрителей (ради денег) и ради вовлечения в поп-культурный контекст всё большего количества зрителей. Кроме того, Marvel вынуждены искать новые пути развития, так как оригинальные «Мстители» достигли пика своей популярности, выжимать из них больше нечего.
В целом, киноиндустрия, как и любая другая, должна развиваться и адаптироваться к изменениям. Marvel экспериментирует с новыми идеями, что, хотя и вызывает недовольство, может привести к созданию новых и интересных сюжетов или форматов супергероики в целом (как это произошло с трендом на метафильмы). Если студия удачно реализует свои планы, это только расширит вселенную, а значит предложит зрителям новый опыт. Сейчас есть возможность отпустить старых героев и медленно перейти к новым — особенно, когда выбрать есть из кого.
И последнее, но не по значимости — увольнение Кевина Файги, которое даже не хочется выводить отдельным пунктом. Пользователи вовсю рассуждают, что старичку пора бы освободить место и дать дорогу более молодым и прогрессивным талантам. И здесь, честно, у фанатов целый океан вариантов, в том числе один из них — кто-то из команды третьего «Дэдпула». После пресс-тура фильма рейтинги Райана Рейнольдса или Шона Леви в гонке за кресло президента Marvel Studios и главного креативного директора Marvel сильно выросли.
Но и здесь есть вопросы. Файги можно любить, можно ненавидеть. Можно говорить, что он создал или наоборот уничтожил MCU, но не признать его умение находить выходы в кризисных ситуациях, значит соврать. Как раз сейчас Кевин — возможность киновселенной не скончаться раньше времени из-за недостатка идей и способов их реализовать. Возможно, когда проект переживёт своё обновление и станет более устойчивым, продюсеру действительно нужно будет покинуть своё кресло. Но в лучшем случае пока от этого ничего не изменится. В худшем — загадывать не будем.
Если подытожить, MCU определённо нужно продолжить работу над своей формулой и каноном в целом. Киновселенная, как правильно отметили многие, на фоне упадка супергероики трещит по швам, так что именно сейчас хороший шанс вернуться к основам и пересмотреть политику производства контента. С другой стороны, все проблемы закономерны и временны, можно проследить их истоки и понять, что претензии хоть и обоснованы, но недолговечны. Новая фаза MCU уже на подходе, так может не стоит хоронить её уже сейчас?