«Человек-паук: Нет пути домой» — настоящий подарок для всех фанатов дружелюбного соседа

Варков
Вконтакте Твиттер Фейсбук

Под конец года Marvel Studios и Sony приготовили подарок для всех любителей супергероики — фильм «Человек-паук: Нет пути домой» (Spider-Man: No Way Home). Это одновременно финал «домашней» трилогии Питера Паркера в киновселенной Marvel и некое подведение итогов 20 лет экранизаций Человека-паука в целом. Нам в редакции 2х2.медиа уже удалось посмотреть фильм, мы в восторге и хотим поделиться с вами этими эмоциями — без спойлеров!

Начнём с главного: «Нет пути домой» — отличное кино про Человека-паука, которое не нагружает темой мультивселенной (изначально в промо-кампании её вообще хотели держать в тайне). Если у вас были сомнения, получился ли этот фильм, то спешим успокоить — он даст вам всё, чего вы от него ждёте, и даже больше. На этом в целом можно было бы закончить обзор, посоветовав избегать соцсетей до момента просмотра, но всё же задержимся, чтобы сказать ещё несколько аргументов в пользу фильма.

«Я настойчиво рекомендую посмотреть ВСЕ игровые фильмы о Человеке-пауке перед просмотром «Нет пути домой». Вы будете рады, если сделаете это».

Новому «Человеку-пауку» с Томом Холландом удаётся одновременно подвести некие итоги, задобрить фанатов персонажа, ждавших некого финала для прошлых приключений супергероя, а также представить новую важную главу в жизни Питера Паркера. К 2021 году мы видели уже семь полнометражных фильмов о Человеке-пауке (и один анимационный), все они по-своему схватывали суть супергероя. Трагическая гибель Бена Паркера, положившая основу характера Питера и сформировавшая его моральные принципы, в киновселенной осталась за кадром. И «Нет пути домой» показывает, что Человеку-пауку позволили пройти долгий путь к тому, чтобы зритель прочувствовал суть персонажа на экране.

Кадр из фильма «Человек-паук: Нет пути домой» / Sony и Marvel Studios

В комиксах Человек-паук — это герой, чаще прочих осознающий ответственность и вес принятых им решений. Питер Паркер десятки раз ошибался, и иногда выбор этот был катастрофическим. Герою часто приходилось терять близких. Но раз за разом он находил причины снова надевать костюм и сражаться со злом. В киновселенной этот посыл был несколько смазан — Питера Паркера сделали протеже Тони Старка, из-за чего вес его личной драмы не ощущался в полной мере. Но в «Нет пути домой» гештальт был закрыт: Том Холланд доказал, что его Паркер — настоящий Человек-паук, который понимает персонажа и готов показать Питера таким, каким супергероя полюбили миллионы фанатов.

Выходит, что «Нет пути домой» — это финал трилогии, у которой простая цель — подвести Питера Паркера к осознанию знаменитого кредо о великой силе и великой ответственности. И картина справляется с этим прекрасно.

Мультивселенные Человека-паука в кино, комиксах и анимации
Паучьи миры, анимационные кроссоверы и игры, где можно сыграть за альтернативных Пауков

В то же время новый «Человек-паук» отдаёт дань уважения фильмам Сэма Рэйми и Марка Уэбба. Мы не будем раскрывать подробностей сюжета, но если вы следили за слухами, то наверняка знаете многое о картине и предполагаете, каких камео стоит ждать. Но поверьте — это лучше увидеть своими глазами, а не прочитать в спойлерах. А причина тому — чувство сопричастности. Редакции 2х2.медиа посчастливилось посмотреть фильм на пресс-показе, где было множество фанатов Человека-паука. И в моменты появления злодеев зал хлопал. Можно было услышать коллективные вздохи в сценах, отсылающих к предыдущим картинам.

И это чувство фанатского единения, когда важны не столько события на экране, сколько коллективный просмотр с переполненными эмоциями людьми, подкупает. Его хочется ощутить, им хочется поделиться, его невольно стараешься продлить после фильма, слушая, как на выходе из зала люди вспоминают другие фильмы о Человеке-пауке. «Нет пути домой» удалось подарить это чувство праздника, которое не душит зрителя фансервисом, а дарит исключительно тёплые эмоции.

Отдельно хочется похвалить вступление фильма — «Нет пути домой» стартует с той же сцены, которой закончился «Вдали от дома». И реакция мира на раскрытие тайны личности Человека-паука — одна из самых ярких сцен фильма. И всё дело в том, как она построена и снята.

«Нет пути домой» продолжает линию предыдущих фильмов Джона Уоттса о Человеке-пауке — он предпочитает небольшие камерные сцены масштабным экшен-эпизодам. Режиссёру интереснее показать драму персонажей и их самих крупным планом. Экшен для него — скорее способ подвести персонажей к новому этапу в их взаимоотношениях. И в новом фильме это ощущается особенно ярко — лучшие эпизоды здесь не те, где Человек-паук сражается со злодеями, а те, где он осознаёт важность ответственности за свои решения и последствия для близких. Касается это и злодеев — они получают свои минуты славы. Для кого-то это долгожданная точка в истории, для кого-то — реабилитация, а для кого-то — напоминание, за что мы их полюбили.

Отдельное достижение фильма — в нём отлично прописан Доктор Стрэндж. Если после трейлеров вам казалось, что экранного времени у волшебника будет, как у Тони Старка в «Возвращении домой», то спешим обрадовать — Стивена в фильме достаточно много. «Нет пути домой» ощущается важной вехой в его истории в MCU, поскольку фильм «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» станет прямым продолжением этой картины.

Кадр из фильма «Человек-паук: Нет пути домой» / Sony и Marvel Studios

Ложка дёгтя всё же есть. Особенность фильмов MCU о Человеке-пауке была в том, что они предлагали переосмысление привычных образов врагов супергероя в контексте киновселенной. Стервятник хорошо был прописан как вынужденный злодей, Мистерио занял нишу ложного героя, в котором общество нуждалось после катастрофы. «Нет пути домой» в этом плане делает шаг назад — он не предлагает вам нового прочтения. Он показывает злодеев снова такими, какими мы их уже видели. Разница лишь в том, что они не в своих родных мирах. Это, безусловно, интересно, но это не то же самое, что совершенно новое представление злодеев в контексте киновселенной. Хочется верить, что будущие фильмы с Томом Холландом представят антагонистов, которых мы ещё не видели — например, Хамелеона или Скорпиона (подводка уже есть).

Помимо этого, фильму сильно не хватает масштабности. Одна из проблем сольных картин MCU в том, что все события ощущаются очень местечковыми. Она есть и в «Нет пути домой». К тому же для фильма-кроссовера со вселенными других Пауков тут всё же не хватает экшена. При просмотре невольно ловишь себя на мысли, что картину хотелось бы разбить на две части — в одной исследовать принятие миром личности Питера Паркера и его драматическое решение заставить весь мир забыть о нём, в другой — попытки Человека-паука решить свои ошибки и вернуть всё на свои места (уже с потоком экшен-эпизодов). Вместо этого у нас один долгий фильм, который пытается сделать и то, и другое, и местами выглядит достаточно сумбурно.

Кадр из фильма «Человек-паук: Нет пути домой» / Sony и Marvel Studios

Это не портит картину, как было сказано ранее, её безумно приятно смотреть, в ней невероятное количество пасхалок как к комиксам, так и к прошлым фильмам. Но от неё будто бы невольно ждёшь чуть большего, чем получаешь. Возможно, это следствие завышенных ожиданий, которые возникли после столь сильного хайпа со стороны фанатов.

Главное достижение «Нет пути домой» — создателям фильма удалось почувствовать персонажей, всех старых героев, которые гостят в MCU, и бережно перенести их на экраны в 2021 году. А во главе фильма не кто-то из других вселенных, а Человек-паук Тома Холланда, сделавший главное решение в своей жизни. И куда оно его приведёт — узнаем уже в новой трилогии Человека-паука.

Проработал несколько лет в магазине комиксов. Писал о книжках с картинками, пока продавал их. Создал раздел комиксов на «Канобу» и спецвыпуск «Мира Фантастики». Теперь помогаю делать 2х2.медиа.

Читайте ещё
Понятно