2022-й был трудным годом. И мы с некоторым облегчением провожаем его и надеемся на лучшее — а пока пытаемся подвести итоги там, где всё более-менее стабильно: в кино. Своим списком лучших фильмов года поделился кинокритик Иван Афанасьев: среди них есть как блокбастеры, так и авторское кино, как суровые хорроры, так и милейший мультфильм. Короче говоря, на любой вкус — ищите своих фаворитов и досматривайте, что пропустили.
Небольшой дисклеймер: в прошлые годы я смотрел кино гораздо активнее — в этом, по понятным причинам, сил на это (и моральных, и физических) было гораздо меньше, и приведённый здесь список очень субъективный и, вполне возможно, неполный. Я до сих пор не видел новый фильм Мартина МакДонаха («Банши Инишерина»), «Тар» Тодда Филда с Кейт Бланшетт, который называют чуть ли не главным фильмом года, инди-хит «В ритме ча-ча-ча» Купера Рэффа, который тоже активно хвалили, индийский хит «RRR: Рядом ревёт революция», «Фабельманов» Стивена Спилберга и много чего ещё. Тем не менее, некоторая репрезентабельность присутствует и в этой подборке. И если вы не видели что-то из списка — пробуйте, не пожалеете.
И последнее: фильмы расставлены в алфавитном порядке, не по ранжиру — т.е. не от худшего к лучшему или наоборот. Поехали!
«Варвар»
Реж. Зак Креггер
Так уж вышло, что два лучших хоррора года сняли бывшие комики. Зак Креггер до «Варвара» был известен, как участник комедийного трио The Whitest Kids U' Know (у нас «Городские приматы»). После «Варвара» все в один голос твердят, что перед нами — новый классик жанра хорроров. Сногсшибательно органичное сочетание Airbnb-жути о доме с секретами и саркастичной комедии с примесью социальной драмы — в своё время такой фокус провернул Джордан Пил с «Прочь». Теперь Креггер — в числе авторов, новый фильм которых ждёшь с нетерпением и очень высокими ожиданиями.
«Всё везде и сразу»
Реж. Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт
При всей моей сдержанной любви к новой «Матрице» (да, простите, мне понравилось), настоящая «Матрица 4» — это новаторская экшен-комедия от другого дуэта, «братьев Дэниэлов», удививших мир «Человеком — швейцарским ножом». Но это всё, как выяснилось, были цветочки. «Всё везде и сразу» — шедевр, в котором они играючи, с шутками и улюлюканьем достигают всего, что, пыхтя, пытались сделать коллеги: и в «новую этику» смогли, и в крутое жанровое кино, и даже стоящего в восемь раз дороже нового «Доктора Стрэнджа» переиграли по части репрезентации и крутости «мультивселенной». Большой палец-сосиска вверх!
«Крик»
Реж. Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт
Культовую франшизу, которую лично я нежнейше люблю, было очень легко, простите, засрать неудачным сиквелом. Но режиссёры «Я иду искать» (тоже во многом новаторского хоррора) попали во все мишени: уместно продолжили оригинальную историю, рассказав при этом и новую, красиво развили арки персонажей предыдущих частей и добавили новых… А главное — это по-прежнему «Крик», а не просто комедийный слэшер: кино, которое не только умудряется одновременно пугать и смешить, но и осмыслять сами механизмы, по которым существуют хорроры и вообще кинематограф. Дедушка Уэс Крэйвен был бы доволен.
«На Западном фронте без перемен»
Реж. Эдвард Бергер
Военное кино в том виде, в котором оно может и должно существовать: как фильм, объясняющий, почему в любой людской бойне, даже самой героической (и уж тем более позорной), нет ничего хорошего, и почему война как способ решения проблем должна быть забыта раз и навсегда. Кто-то скажет, что это слишком вольная экранизация Ремарка (многие события опущены и пропущены через фантазию сценаристов), но главное — оно внятно и очень доходчиво доносит главную мысль. Ну и, конечно, удивительно, как немцы, сами некогда организаторы двух самых кровопролитных и жестоких войн в истории, смогли отрефлексировать события своего страшного прошлого.
«Нет»
Реж. Джордан Пил
Лучшее кино про инопланетян со времён «Близких контактов третьей степени». Субъективно, да — но назовите ещё хоть один фильм, который рассказывал нам о братьях наших ксенологических что-то по-настоящему принципиально новое? Вспоминается разве что «Прибытие», но «Нет» (или, если переводить оригинальное название более правильно, «Не-а») — это ещё и кино о том, как в принципе мы, люди, реагируем на любых «пришельцев». Неважно, прибыли они из космоса или же всю жизнь жили через дорогу от нас. С каждым новым фильмом Джордан Пил удивляет — удивит ли нас, если он в следующий раз выдаст нечто ещё более удивительное? Nope.
«По-мужски»
Реж. Максим Кулагин
Пожалуй, самое обстоятельное, взвешенное и важное высказывание о том, что такое быть мужчиной в современной России. «По-мужски» не слишком дидактичное кино — в нём нет морализаторства и попыток кого-то к чему-то призвать, кому-то что-то объяснить или выяснить, кто прав, а кто нет. Это история Глеба, который был уверен, что он — настоящий мужик, и жизнь которого изменил брошенный на территорию дачи мешок с чужим мусором — это на самом деле о нас всех. О том, как вредно постоянно смотреть «в чужой огород», не замечая, как у тебя под носом всё гниёт и запущено. Обо всём сразу — и вроде как ни о чём, но мыслей после просмотра — ровно столько, сколько нужно, чтобы изменить в себе что-то к лучшему.
«Решение уйти»
Реж. Пак Чхан-ук
Почти 20 лет назад визионер южнокорейского кино снял «Олдбоя» — и с тех пор вошёл в ряды классиков, но по-настоящему прорывных фильмов, честно говоря, не выпускал. «Решение уйти» — это вроде бы старый-добрый Пак Чхан-ук: жаркая романтика, холодная, как угорь, месть и разлитый в воздухе саспенс. Но, кажется, впервые у него получилось сделать кино не про жестокость, а про любовь. Тоже довольно жестокую, трагическую и буквально разрушающую до основания — прямо греческая трагедия, которая в финале не оставляет от тебя камня на камне. Но делает это очень нежно. А ещё это дико красиво. Настоящая новая классика.
«Треугольник печали»
Реж. Рубен Эстлунд
Лучшая сатира на капитализм, если не вообще, то в этом году точно. Саркастичный швед Рубен Эстлунд ранее высмеивал религию успеха в «Форс-мажоре», но делал это более приземлённо, продолжил линию в «Квадрате», издеваясь над современным искусством, и вывел новую, очень устойчивую геометрическую фигуру. Money is the Old Black, как говорится — трагикомедия о группе очень богатых людей на мини-«Титанике» обличает лицемерие и законы мира, в котором всё завязано на престиже и деньгах, буквально выворачивая судно и его обитателей наизнанку. Вроде бы ничего нового, но смешно, злободневно, с отменным художественным вкусом и чувством меры.
«Экспресс»
Реж. Руслан Братов
«Мама говорит, нам нужен лям» — пел когда-то Скриптонит. «Экспресс», маленькое кино на 80 минут, свой лям денег собрал, но остался незамеченным публикой, а зря. Это один из самых необычных фильмов, выходивших в России — гибрид, страшно сказать, фильмов Гая Ричи, братьев Сэфди (особенно «Хорошего времени»), фильма «Спортлото-82» и пацанской стилистики в духе «Реальных пацанов». Парнишка со смешной кличкой Сос бегает в поисках клубной карты, чтобы сорвать самый «Большой куш» в своей жизни, а выходит Snatch. Смешно, колоритно и необычно — как минимум, вы в жизни не слышали такой речи в кино. Посмотрите, чисто по-братски.
«Я краснею»
Реж. Доми Ши
В голове, конечно, держим, что лучший мультфильм года — это «Пиноккио» Гильермо дель Торо и Марка Густафсона, но эмоционально «Оскар» и народная любовь, как всегда, у Pixar. Как эти кудесники в историю о девочке, во время эмоциональных потрясений превращающейся в огромную красную панду, умудрились заложить столько всего (проблемы пубертата, принятия себя и национальной идентичности главной героини) — уму не постижимо. Но к финалу, хотите того или нет, вы закономерно давитесь слезами умиления, поёте дифирамбы мультику и просто искренне радуетесь, что есть кино, способное по-настоящему поддержать в это дико непростое время.