18+ «Крику» — 25 лет! Почему это всё ещё гениальный фильм

«Крику» — 25 лет! Почему это всё ещё гениальный фильм

Иван Афанасьев

18 декабря исполняется 25 лет со дня премьеры «Крика», знаменитого комедийного хоррора Уэса Крэйвена про маньяка в маске призрака, положившего начало новой волне молодёжных слэшеров. В январе нас, кстати, ждёт пятая часть от Мэттью Беттинелли и Тайлера Джиллетта, преданных поклонников оригинала, снявших весёлый ужастик «Я иду искать». В связи со всем этим кинокритик Иван Афанасьев, яростный фанат франшизы, знающий наизусть каждый из четырёх фильмов, рассказывает, почему по сей день у «Крика» нет конкурентов и смотрится он всё так же здорово.

Для начала маленькая ремарка: фанатом я стал относительно недавно. Открыл для себя этот удивительный феномен всего пару-тройку лет назад, когда решил пересмотреть всё, что сделал Уэс Крэйвен. Пробелы в фильмографии остались, но уже сейчас можно сказать, что американский хоррор-мейкер недаром считается классиком. Наравне с Карпентером, Ардженто, Хупером и другими режиссёрами, заложившими основы, его можно смело назвать визионером, минимум трижды перевернувшим наши представления о жанре ужасов. Первый раз с протослэшером «Последний дом слева», сформировав фундамент для жанра. Второй раз с самым первым «Кошмаром на улице Вязов», гениально стерев границы между фантастикой и реальностью. В третий раз с самым первым «Криком», который стёр границы уже между смехом и ужасом. Вы не замечали когда кому-то страшно, наблюдать за этим может быть смешно? Крэйвен взял этот принцип за основу и заставил нас хохотать от ужаса.

Кадр из фильма «Крик» / Dimension Films

Я нежно люблю все четыре части, но самый первый, вышедший в 1996 году, это основа основ, слэшер, перевернувший представления о том, каким может быть кино про маньяков с холодным оружием под полой. Оказывается, любой фанат фильмов ужасов живёт в своеобразной вселенной зацикленного насилия, которое размывается на экране и становится нормой. Не кажется ли нам странным, что кого-то забавляет смотреть, как убийца в дешёвой маске звонит своим жертвам, чтобы расспросить их о любимых фильмах ужасов перед убийством? Почему мы так любим смаковать сцены, в которых кого-то убивают? Это вообще нормально? И не породит ли это тех самых психов, что бегают по колледжу с ножом под карнавальным костюмом и наслаждаются тем, что жестоко закалывают своих жертв, косплея злодеев из любимых фильмов? В чём вообще фишка насилия? Почему мы идём в кинотеатры пугаться, да ещё и берём с собой вёдра жареной кукурузы, чтобы делать это со вкусом? И главное почему, опять-таки, веселее всего смотреть, как кто-то кричит от ужаса?

Кадр из фильма «Крик» / Dimension Films

Все эти вопросы задаёт «Крик» зрителю и не торопится давать на них однозначные ответы. Есть, например, классическая фраза из уст маньяка: «Фильмы не создают психов — они делают их более изобретательными!». То есть, хорроры и слэшеры всё-таки могут нанести вред, ведь их могут посмотреть потенциальные убийцы? На самом деле, не кино убивает людей, а люди убивают кино. В частности, хорошие, выверенные фильмы загубили многочисленные продолжения и повторения успешных сюжетов, которые превращали любимые истории в бесконечную мясорубку. Эта тема, кстати, появляется во втором фильме франшизы. Недаром в конце первого помешанный на хоррорах маньяк неистово орёт: «Нам необходим грёбаный сиквел!». Больше убийств, больше смертей, больше преступников меньше смысла, удовольствия и, собственно, истории, от которой ты всё это получаешь. В 1980-х бесконечные вторые, третьи и прочие части популярных слэшеров загубили жанр на корню «Крик» вернул ему величие, напомнив, что важнее всего не сами убийства, а всё, что их окружает.

Кадр из фильма «Крик» / Dimension Films

И что самое главное, каждый последующий сиквел, который так хотел видеть убийца, выводил разговор о месте хорроров в нашей жизни на новый уровень: во втором фильме, помимо вопроса бесконечного цикла сиквелизаций, фигурирует тема доверия к окружающему миру, который всё больше становится похож на идиотский ужастик. Третий остроумный разговор об обратной изнанке Голливуда, фабрике всех этих экранных кошмаров, зарабатывающей гигантские деньги на страхе людей перед миром, экспортируемом в хорроры. Четвёртый, вышедший спустя приличное время после третьего, был меткой пародией на своих предшественников фильм начинался с фильма в фильме в фильме в фильме, когда в замкнутом кругу насилия уже не отличишь, где фантазия, а где реальность. Но основу для всего этого заложил именно первый «Крик».

Промо фильма «Крик» / Dimension Films

А заодно сломал старые стереотипы о слэшерах, то ли нарочно, то ли просто так получилось. Маньяк убивает подростков? Чего мелочиться — пусть их будет двое! Last girl, переходящая из фильма в фильм? Окей, у нас тут будет целое трио героев, что дожили аж до пятой части. Убийцей всегда оказывается псих жуткой наружности? Сделаем ему слащавое личико… чтобы потом оказалось, что это не он, а у настоящего маньяка физиономия ещё симпатичнее! Это то, что делал (да что уж там, делает до сих пор) «Крик» — ломал привычные правила игры и переписывал их по-своему. Он поставил под сомнение привлекательность ужастиков, сделав ужастик, который неизбежно привлекает к себе внимание своей экстравагантностью, смелостью и, конечно же, страшным, во всех смыслах, нахальством, необходимым для любого гениального фильма.

Страшно, когда смеются над тем, кто боится но смешно, когда боятся того, кто смешит. Именно это делает фильм и только в «Крике» можно одновременно ржать конём и орать белугой. За то и любим. Ждём теперь, когда в пятом на экране появится сам Уэс Крэйвен и скажет, что любой, вышедший из зала раньше окончания титров, получит ножом под ребро. Представляете, как будет смешно и страшно, если именно так всё и случится?

Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.

Tolstoy Comments
Читайте ещё
Рекомендуем
Популярное
Понятно
https://media.2x2tv.ru/scream-25-let/
«Крику» — 25 лет! Почему это всё ещё гениальный фильм
«Крику» — 25 лет! Почему это всё ещё гениальный фильм
Поверить трудно, но ставшему культовым слэшеру Уэса Крэйвена уже 25 лет.
Кино и сериалы
2021-12-16T17:12
2021-12-20T09:12
Кино и сериалы
https://media.2x2tv.ru/content/images/2021/12/644.jpg
1440
1440
true
1440
1080
true
1440
810
true

18 декабря исполняется 25 лет со дня премьеры «Крика», знаменитого комедийного хоррора Уэса Крэйвена про маньяка в маске призрака, положившего начало новой волне молодёжных слэшеров. В январе нас, кстати, ждёт пятая часть от Мэттью Беттинелли и Тайлера Джиллетта, преданных поклонников оригинала, снявших весёлый ужастик «Я иду искать». В связи со всем этим кинокритик Иван Афанасьев, яростный фанат франшизы, знающий наизусть каждый из четырёх фильмов, рассказывает, почему по сей день у «Крика» нет конкурентов и смотрится он всё так же здорово.

Для начала маленькая ремарка: фанатом я стал относительно недавно. Открыл для себя этот удивительный феномен всего пару-тройку лет назад, когда решил пересмотреть всё, что сделал Уэс Крэйвен. Пробелы в фильмографии остались, но уже сейчас можно сказать, что американский хоррор-мейкер недаром считается классиком. Наравне с Карпентером, Ардженто, Хупером и другими режиссёрами, заложившими основы, его можно смело назвать визионером, минимум трижды перевернувшим наши представления о жанре ужасов. Первый раз с протослэшером «Последний дом слева», сформировав фундамент для жанра. Второй раз с самым первым «Кошмаром на улице Вязов», гениально стерев границы между фантастикой и реальностью. В третий раз с самым первым «Криком», который стёр границы уже между смехом и ужасом. Вы не замечали когда кому-то страшно, наблюдать за этим может быть смешно? Крэйвен взял этот принцип за основу и заставил нас хохотать от ужаса.

Кадр из фильма «Крик» / Dimension Films

Я нежно люблю все четыре части, но самый первый, вышедший в 1996 году, это основа основ, слэшер, перевернувший представления о том, каким может быть кино про маньяков с холодным оружием под полой. Оказывается, любой фанат фильмов ужасов живёт в своеобразной вселенной зацикленного насилия, которое размывается на экране и становится нормой. Не кажется ли нам странным, что кого-то забавляет смотреть, как убийца в дешёвой маске звонит своим жертвам, чтобы расспросить их о любимых фильмах ужасов перед убийством? Почему мы так любим смаковать сцены, в которых кого-то убивают? Это вообще нормально? И не породит ли это тех самых психов, что бегают по колледжу с ножом под карнавальным костюмом и наслаждаются тем, что жестоко закалывают своих жертв, косплея злодеев из любимых фильмов? В чём вообще фишка насилия? Почему мы идём в кинотеатры пугаться, да ещё и берём с собой вёдра жареной кукурузы, чтобы делать это со вкусом? И главное почему, опять-таки, веселее всего смотреть, как кто-то кричит от ужаса?

Кадр из фильма «Крик» / Dimension Films

Все эти вопросы задаёт «Крик» зрителю и не торопится давать на них однозначные ответы. Есть, например, классическая фраза из уст маньяка: «Фильмы не создают психов — они делают их более изобретательными!». То есть, хорроры и слэшеры всё-таки могут нанести вред, ведь их могут посмотреть потенциальные убийцы? На самом деле, не кино убивает людей, а люди убивают кино. В частности, хорошие, выверенные фильмы загубили многочисленные продолжения и повторения успешных сюжетов, которые превращали любимые истории в бесконечную мясорубку. Эта тема, кстати, появляется во втором фильме франшизы. Недаром в конце первого помешанный на хоррорах маньяк неистово орёт: «Нам необходим грёбаный сиквел!». Больше убийств, больше смертей, больше преступников меньше смысла, удовольствия и, собственно, истории, от которой ты всё это получаешь. В 1980-х бесконечные вторые, третьи и прочие части популярных слэшеров загубили жанр на корню «Крик» вернул ему величие, напомнив, что важнее всего не сами убийства, а всё, что их окружает.

Кадр из фильма «Крик» / Dimension Films

И что самое главное, каждый последующий сиквел, который так хотел видеть убийца, выводил разговор о месте хорроров в нашей жизни на новый уровень: во втором фильме, помимо вопроса бесконечного цикла сиквелизаций, фигурирует тема доверия к окружающему миру, который всё больше становится похож на идиотский ужастик. Третий остроумный разговор об обратной изнанке Голливуда, фабрике всех этих экранных кошмаров, зарабатывающей гигантские деньги на страхе людей перед миром, экспортируемом в хорроры. Четвёртый, вышедший спустя приличное время после третьего, был меткой пародией на своих предшественников фильм начинался с фильма в фильме в фильме в фильме, когда в замкнутом кругу насилия уже не отличишь, где фантазия, а где реальность. Но основу для всего этого заложил именно первый «Крик».

Промо фильма «Крик» / Dimension Films

А заодно сломал старые стереотипы о слэшерах, то ли нарочно, то ли просто так получилось. Маньяк убивает подростков? Чего мелочиться — пусть их будет двое! Last girl, переходящая из фильма в фильм? Окей, у нас тут будет целое трио героев, что дожили аж до пятой части. Убийцей всегда оказывается псих жуткой наружности? Сделаем ему слащавое личико… чтобы потом оказалось, что это не он, а у настоящего маньяка физиономия ещё симпатичнее! Это то, что делал (да что уж там, делает до сих пор) «Крик» — ломал привычные правила игры и переписывал их по-своему. Он поставил под сомнение привлекательность ужастиков, сделав ужастик, который неизбежно привлекает к себе внимание своей экстравагантностью, смелостью и, конечно же, страшным, во всех смыслах, нахальством, необходимым для любого гениального фильма.

Страшно, когда смеются над тем, кто боится но смешно, когда боятся того, кто смешит. Именно это делает фильм и только в «Крике» можно одновременно ржать конём и орать белугой. За то и любим. Ждём теперь, когда в пятом на экране появится сам Уэс Крэйвен и скажет, что любой, вышедший из зала раньше окончания титров, получит ножом под ребро. Представляете, как будет смешно и страшно, если именно так всё и случится?

ru-RU
https://media.2x2tv.ru/legal/
2х2.медиа
batman@2x2tv.ru
+7(495) 644 22 24
ООО «Телерадиокомпания «2x2»
192
31
2021
Иван Афанасьев
https://media.2x2tv.ru/content/images/2020/12/121803473_2697979797186788_30894972928904224_o.jpg
Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.
Иван Афанасьев
https://media.2x2tv.ru/content/images/2020/12/121803473_2697979797186788_30894972928904224_o.jpg
Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.
«Крику» — 25 лет! Почему это всё ещё гениальный фильм
https://media.2x2tv.ru/scream-25-let/