18+ Новый «Крик»: триумфальное возвращение знаменитой франшизы

Новый «Крик»: триумфальное возвращение знаменитой франшизы

Иван Афанасьев

13 января в прокат вышел «Крик» — одновременно пятая часть и перезапуск знаменитой серии фильмов Уэса Крэйвена про маньяка с ножом. К своим ролям вернулись звёзды франшизы: Нив Кэмпбелл, Кортни Кокс, Дэвид Аркетт, а также Марли Шелтон из четвёртого фильма. Режиссёрами выступили авторы хоррора «Я иду искать» Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает о том, как орал и кричал на новом «Крике» — исключительно от восторга.

Не знаю, как у вас, а у меня «Крик 5» (простите, буду называть его в статье именно так, хотя авторы убрали пятёрку из названия — позже объясню почему) был самым ожидаемым фильмом года. Ничто так не волновало, как перспектива вернуться в печально известный городок Вудсборо. Для меня, как для фаната хорроров, смотревшего их с детства, а не с тех пор, как им вдруг стали давать «Оскары» и каннские «ветки», «Крик» — это, своего рода, энциклопедия ужасов, самая искренняя ода им, а заодно и самая лучшая сатира. На аудиторию, законы жанра, классические фильмы, на самого себя, в конце концов. Кстати, когда узнал, что режиссёрами назначили Беттинелли и Джиллетта, сперва напрягся: чуваки сняли какой-то стрёмный на вид слэшерок «Я иду искать», который я (не)благоразумно пропустил. Но после просмотра убедился, что они достойные преемники наследия великого Уэса Крэйвена. И не ошибся.

Итак, в Вудсборо очередной «Удар ножом» от маньяка в маске призрака. К чудом оставшейся в живых Таре с характерной фамилией Карпентер приезжает её сестра Саманта — давным-давно она по никому не известным причинам ушла из семьи вслед за отцом, оставив младшую сестру с мамой. В поисках «гоустфейса» девушка и её отважный парень отправляются к Дьюи Райли, бывшему шерифу Вудсборо, который некогда сам участвовал в поимке сразу нескольких убийц в масках. Тот не брит, не ухожен, много пьёт и страдает в одиночестве после расставания с Гейл Уэзерс, знаменитой журналисткой, писавшей о предыдущих убийствах в Вудсборо. Само собой, о происходящем узнаёт и Сидни Прескотт, главная цель прошлых нападений, ныне живущая в другом городе. Кажется, зловещий маньяк намерен не просто повторить «успех» своих предшественников: он намерен сделать своей ремейк этих событий.

Акцент на ремейке не случаен: как вы помните (или же нет, но что вы тогда вообще тут делаете?), «Крик» был, своего рода, метахоррором, предтечей того, что стало модным именно сейчас. Он со вкусом выстёбывал законы жанра, подкидывая зрителю неудобные вопросы («Почему тебе так нравится смотреть, как людей убивают?»), оставаясь при этом кондовым слэшером, державшим свою аудиторию за горло с удивительным изяществом. Можно сказать, что от него пошли все многочисленные «осмысленные» комедийные хорроры, в которых юмор был не просто примочкой, а целью, уравновешивающим чувство страха полюсом, как бы напоминающим, что всё это не всерьёз, и в то же время тебе стоит визжать от ужаса. «Прочь», «Хижина в лесу», всё тот же «Я иду искать» — фильмы, которые брали всевозможные клише и выворачивали их наизнанку, обнажая условность жанра, что лишь усиливает связь со зрителем. Признание «искусственности» позволяет сломать четвёртую стену и говорить со зрителем напрямую: да-да, тебе весело и классно, но кто гарантирует, что сидящий рядом с тобой фанат в маске не прячет нож под толстовкой?

Кадр: «Крик» / Paramount Pictures

Так вот, «Крик 5» всё это высмеивает в фирменной манере. Например, самим метахоррорам с их «возвышенностью» достаётся на орехи по самое не балуй: начинается всё, например, с уморительно смешного троллинга, пожалуй, лучшего «осмысленного ужастика» современности «Бабадука» — тоже, по сути, рубежного произведения для жанра. Чертовски смешно авторы, во главе с, кстати, постоянным сценаристом серии Кевином Уильямсоном, угорают над собственной франшизой. Постоянные упрёки в адрес «бездушности сиквелов» смотрятся двояко: неужто и г-н Крэйвен, снявший три продолжения своего хита, тоже наворотил фигни? Или же это всё-таки дружеское похлопывание по плечу из разряда: “Yeah, boy, I luv this shit”? Не поймёшь, это буквально сбивает с толку. Возможно, имеются ввиду «Хэллоуины», которые после первого фильма превратились в нечто очень странное (недаром двух ключевых героинь нарекли фамилиями автора серии про Майкла Майерса). Возможно, это такое намеренное верчение-кручение в гробу Уэса, именем которого назван один из героев, чтобы старик пришёл с того света и пырнул на радостях зарвавшихся новичков. Или, наоборот, сказал бы им: «Ай да черти, ай да молодцы». Самоирония — ключевое слово для понимания «Крика», и пятёрке-ребуту её хватает.

И в то же время это не балаган и капустник по старой памяти в духе, положа руку на сердце, новой «Матрицы» или свежего «Человека-паука»: фан-сервиса тут хватает, но ровно настолько, чтобы слегка прогреть сердечки старых фанатов. «Крик 5» — по-прежнему «Крик», эффектный детективный хоррор с кровавыми убийствами, вычислением предателя в стане друзей (помните главный закон: не доверяй никому!) и брутальной финальной схваткой с маньяком/маньяками. Возвращение на сцену старых звёзд — не просто набор камео, как, например, в новых «Охотниках за привидениями», они здесь на своём месте и играют непосредственную роль в сюжете, но не отвлекают от молодых героев, которые вполне могут стать новыми лицами серии, если останутся в живых. Авторы, кстати, оставляют себе лазеечку для того, чтобы продолжить франшизу, если большим боссам захочется, и это редкий случай, когда хочется сказать: «Делайте, а мы дадим вам денег». Свежие ребята — классные и очень интересные.

Но вот, что самое удивительное. Когда смотришь «Крик 5», не один раз задумываешься, с каким трепетом и старанием (хоть и гыгыкая по дороге) Беттинелли и Джиллетт перенесли, очевидно, любимую франшизу в наше время. Омолодили, но сохранили её фирменное обаяние, придумали новые фишки, но уважительно отнеслись к старым, сделали умный и ироничный хоррор, какими были и предыдущие фильмы, но оставили на месте фирменный blood drive. Тот случай, когда посвящение в конце не выглядит формальным “press F”, как иногда бывает — безумный гений Крэйвена был бы доволен. Удивительно, как много, не побоюсь этого слова, искренней любви в кровожадном ужастике про убийства ножом. Может, доверить теперь этим людям перезапуск «Кошмара на улице Вязов», а заодно и «У холмов есть глаза»? Уверен, у них получится. А мы ещё покричим от радости и удовольствия.

Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.

Tolstoy Comments
Читайте ещё
Рекомендуем
Популярное
Понятно
https://media.2x2tv.ru/scream-2022-krik-5/
Новый «Крик»: триумфальное возвращение знаменитой франшизы
Новый «Крик»: триумфальное возвращение знаменитой франшизы
Обзор одновременно пятой части и перезапуска знаменитой серии фильмов Уэса Крэйвена
Кино и сериалы
2022-01-13T14:01
2022-01-15T11:01
Кино и сериалы
https://media.2x2tv.ru/content/images/2022/01/orig-28.jpeg
1440
1440
true
1440
1080
true
1440
810
true

13 января в прокат вышел «Крик» — одновременно пятая часть и перезапуск знаменитой серии фильмов Уэса Крэйвена про маньяка с ножом. К своим ролям вернулись звёзды франшизы: Нив Кэмпбелл, Кортни Кокс, Дэвид Аркетт, а также Марли Шелтон из четвёртого фильма. Режиссёрами выступили авторы хоррора «Я иду искать» Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает о том, как орал и кричал на новом «Крике» — исключительно от восторга.

Не знаю, как у вас, а у меня «Крик 5» (простите, буду называть его в статье именно так, хотя авторы убрали пятёрку из названия — позже объясню почему) был самым ожидаемым фильмом года. Ничто так не волновало, как перспектива вернуться в печально известный городок Вудсборо. Для меня, как для фаната хорроров, смотревшего их с детства, а не с тех пор, как им вдруг стали давать «Оскары» и каннские «ветки», «Крик» — это, своего рода, энциклопедия ужасов, самая искренняя ода им, а заодно и самая лучшая сатира. На аудиторию, законы жанра, классические фильмы, на самого себя, в конце концов. Кстати, когда узнал, что режиссёрами назначили Беттинелли и Джиллетта, сперва напрягся: чуваки сняли какой-то стрёмный на вид слэшерок «Я иду искать», который я (не)благоразумно пропустил. Но после просмотра убедился, что они достойные преемники наследия великого Уэса Крэйвена. И не ошибся.

Итак, в Вудсборо очередной «Удар ножом» от маньяка в маске призрака. К чудом оставшейся в живых Таре с характерной фамилией Карпентер приезжает её сестра Саманта — давным-давно она по никому не известным причинам ушла из семьи вслед за отцом, оставив младшую сестру с мамой. В поисках «гоустфейса» девушка и её отважный парень отправляются к Дьюи Райли, бывшему шерифу Вудсборо, который некогда сам участвовал в поимке сразу нескольких убийц в масках. Тот не брит, не ухожен, много пьёт и страдает в одиночестве после расставания с Гейл Уэзерс, знаменитой журналисткой, писавшей о предыдущих убийствах в Вудсборо. Само собой, о происходящем узнаёт и Сидни Прескотт, главная цель прошлых нападений, ныне живущая в другом городе. Кажется, зловещий маньяк намерен не просто повторить «успех» своих предшественников: он намерен сделать своей ремейк этих событий.

Акцент на ремейке не случаен: как вы помните (или же нет, но что вы тогда вообще тут делаете?), «Крик» был, своего рода, метахоррором, предтечей того, что стало модным именно сейчас. Он со вкусом выстёбывал законы жанра, подкидывая зрителю неудобные вопросы («Почему тебе так нравится смотреть, как людей убивают?»), оставаясь при этом кондовым слэшером, державшим свою аудиторию за горло с удивительным изяществом. Можно сказать, что от него пошли все многочисленные «осмысленные» комедийные хорроры, в которых юмор был не просто примочкой, а целью, уравновешивающим чувство страха полюсом, как бы напоминающим, что всё это не всерьёз, и в то же время тебе стоит визжать от ужаса. «Прочь», «Хижина в лесу», всё тот же «Я иду искать» — фильмы, которые брали всевозможные клише и выворачивали их наизнанку, обнажая условность жанра, что лишь усиливает связь со зрителем. Признание «искусственности» позволяет сломать четвёртую стену и говорить со зрителем напрямую: да-да, тебе весело и классно, но кто гарантирует, что сидящий рядом с тобой фанат в маске не прячет нож под толстовкой?

Кадр: «Крик» / Paramount Pictures

Так вот, «Крик 5» всё это высмеивает в фирменной манере. Например, самим метахоррорам с их «возвышенностью» достаётся на орехи по самое не балуй: начинается всё, например, с уморительно смешного троллинга, пожалуй, лучшего «осмысленного ужастика» современности «Бабадука» — тоже, по сути, рубежного произведения для жанра. Чертовски смешно авторы, во главе с, кстати, постоянным сценаристом серии Кевином Уильямсоном, угорают над собственной франшизой. Постоянные упрёки в адрес «бездушности сиквелов» смотрятся двояко: неужто и г-н Крэйвен, снявший три продолжения своего хита, тоже наворотил фигни? Или же это всё-таки дружеское похлопывание по плечу из разряда: “Yeah, boy, I luv this shit”? Не поймёшь, это буквально сбивает с толку. Возможно, имеются ввиду «Хэллоуины», которые после первого фильма превратились в нечто очень странное (недаром двух ключевых героинь нарекли фамилиями автора серии про Майкла Майерса). Возможно, это такое намеренное верчение-кручение в гробу Уэса, именем которого назван один из героев, чтобы старик пришёл с того света и пырнул на радостях зарвавшихся новичков. Или, наоборот, сказал бы им: «Ай да черти, ай да молодцы». Самоирония — ключевое слово для понимания «Крика», и пятёрке-ребуту её хватает.

И в то же время это не балаган и капустник по старой памяти в духе, положа руку на сердце, новой «Матрицы» или свежего «Человека-паука»: фан-сервиса тут хватает, но ровно настолько, чтобы слегка прогреть сердечки старых фанатов. «Крик 5» — по-прежнему «Крик», эффектный детективный хоррор с кровавыми убийствами, вычислением предателя в стане друзей (помните главный закон: не доверяй никому!) и брутальной финальной схваткой с маньяком/маньяками. Возвращение на сцену старых звёзд — не просто набор камео, как, например, в новых «Охотниках за привидениями», они здесь на своём месте и играют непосредственную роль в сюжете, но не отвлекают от молодых героев, которые вполне могут стать новыми лицами серии, если останутся в живых. Авторы, кстати, оставляют себе лазеечку для того, чтобы продолжить франшизу, если большим боссам захочется, и это редкий случай, когда хочется сказать: «Делайте, а мы дадим вам денег». Свежие ребята — классные и очень интересные.

Но вот, что самое удивительное. Когда смотришь «Крик 5», не один раз задумываешься, с каким трепетом и старанием (хоть и гыгыкая по дороге) Беттинелли и Джиллетт перенесли, очевидно, любимую франшизу в наше время. Омолодили, но сохранили её фирменное обаяние, придумали новые фишки, но уважительно отнеслись к старым, сделали умный и ироничный хоррор, какими были и предыдущие фильмы, но оставили на месте фирменный blood drive. Тот случай, когда посвящение в конце не выглядит формальным “press F”, как иногда бывает — безумный гений Крэйвена был бы доволен. Удивительно, как много, не побоюсь этого слова, искренней любви в кровожадном ужастике про убийства ножом. Может, доверить теперь этим людям перезапуск «Кошмара на улице Вязов», а заодно и «У холмов есть глаза»? Уверен, у них получится. А мы ещё покричим от радости и удовольствия.

ru-RU
https://media.2x2tv.ru/legal/
2х2.медиа
batman@2x2tv.ru
+7(495) 644 22 24
ООО «Телерадиокомпания «2x2»
192
31
2022
Иван Афанасьев
https://media.2x2tv.ru/content/images/2020/12/121803473_2697979797186788_30894972928904224_o.jpg
Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.
Иван Афанасьев
https://media.2x2tv.ru/content/images/2020/12/121803473_2697979797186788_30894972928904224_o.jpg
Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.
Новый «Крик»: триумфальное возвращение знаменитой франшизы
https://media.2x2tv.ru/scream-2022-krik-5/