Для многих из нас Disney — часть детства. Мы росли под мультфильмы о принцессах, взрослели на мультсериалах и переживали подростковый максимализм с фильмами на телеканале Disney. Что ж, мы повзрослели, и студия тоже! В этому году компании исполнилось 100 лет, в честь этого в течение недели мы выпустим ряд материалов о долгом пути компании, главных темах мультфильмов, неоднозначных антагонистах, короткометражках, а также о нашей любимой анимации. Во вступительном материале предлагаем проследить путь взлётов и падений Disney с основания до наших дней.
От Канзаса до Голливуда
Началось всё в далёком 1921 году, тогда Уолт Дисней открыл студию Laugh-O-Gram, в которой и создавались первые мультфильмы. «Красная шапочка» (1922) не принесла успеха, и тогда аниматоры приступили к созданию фильма «Страна чудес Алисы» (1923). Он сочетал в себе натурную съёмку с анимационными элементами и, несмотря на последовавшее закрытие студии, денег с проката хватило для переезда Уолта и его брата Роя
в Голливуд, где и произошло открытие Disney Brother’s Studio. Братья вместе прошли все важные этапы становления студии. Несмотря на меньшую популярность Роя, он отвечал за все организационные и финансовые вопросы. В Голливуде вместе с аниматором Абом Айверксом (о его роли в студии у нас есть отдельная статья) и продолжали создаваться мультфильмы про Алису, правда, с большим успехом. В 1926 году компания получила знакомое всем название Walt Disney Studios.
В это время студия озадачилась созданием узнаваемого символа. После ряда попыток Уолт и Аб придумали кролика Освальда. Впервые он появился в одноимённом мультфильме 1927 года и стал крупным успехом компании. Через год Disney захотели увеличения финансирования и продления контракта от дистрибьютора Universal Pictures (имевшей тогда права на кролика). Но вместо радостного согласия их встретил ультиматум — сокращение выплат или потеря прав на создание мультфильмов об Освальде. Отказ идти на уступки повлёк за собой уход части аниматоров, но Дисней и Айверкс приняли решение — они приступили к созданию нового персонажа. Мульфильмы с Мортимером Маусом (так сначала прозвали героя) не достигли успеха. Тогда Уолт обратил внимание на ленту «Певец джаза» (первый фильм, в котором звук синхронизирован с действием и речью), и в 1928 году вышел «Пароходик Вилли», принёсший популярность не только Микки Маусу, но и студии.
Удержать уверенную позицию помог и первый цветной мультфильм «Цветы и деревья» (1932) — зрители восторженно встретили новшество в мультипликации. Желая оставаться на вершине Disney подписал трёхгодовой контракт на эксклюзивное использование Technicolor, не позволяющий конкурентам выпускать красочные ленты. Благодаря всему этому силуэт Микки Мауса и сама компания стала известна по всему миру.
У нас даже был небольшой цикл об аниматорах, работавших в тени Уолта Диснея:
Путь к полнометражкам
Вскоре Уолт Дисней почувствовал необходимость развиваться дальше как технически, так и творчески. Одним из главных изобретений студии стало создание многоплановой камеры, с помощью которой были сняты все дальнейшие ленты. Изобретение позволяло детализировать элементы анимации, создавая слои в мультфильме. Увидев положительный отклик на проекты с использованием такой техники, компания приступила к созданию первой полнометражной работы «Белоснежка и семь гномов» (1937). Изначально рискованный проект, стоивший большого финансирования и многих часов работы, возымел колоссальный успех. Мультфильм не просто окупился, а стал самым кассовым на тот момент. Газеты, критики и великие кинематографисты называли его «шедевром анимации».
Студия не останавливалась на достигнутом и благодаря успеху предыдущей ленты смогла вести работу над двумя картинами одновременно. Компания продолжала активно продвигать Микки Мауса, показывая его как в новых сериях старых картин ( «Глупые симфонии», 1929), так и в новых лентах («Гавайские каникулы», 1937). Несмотря на это популярность героя снизилась, но Disney не хотели терять хорошо продаваемый символ и проложили ему путь к полнометражному мультфильму «Фантазия» (1940). Параллельно с «Фантазией» студия работала над мультфильмом «Пиноккио», он также вышел в свет в 1940 году. Начало Второй мировой войны сильно повлияло на окупаемость мультфильмов. «Пиноккио» и «Фантазия» были встречены восторженно, обойдя «Белоснежку», но миру было не до мульфильмов, и в прокате картины не смогли отбить затраченный бюджет. Давила на студию и забастовка аниматоров 1941 года. Ещё несколько лет компания взлетала и падала. Недостаток бюджета и потеря ряда аниматоров привели Disney к созданию недорогого и массового мультфильма «Дамбо» (1941). Он окупился, но последовавший за ним дорогой в создании «Бэмби» (1942) не понравился зрителю.
После истории об оленёнке Disney на время приостановил создание полнометражных картин. Компания создавала документальные и пропагандистские мультфильмы. Среди них были как сатирические ленты вроде «Лицо Фюрера» (1942) с Дональдом Даком, так и ряд документальных патриотических картин, например, «Победа через воздушную мощь» (1943). Следующий полнометражный мультфильм «Золушка» (1949) появился на экранах уже после окончания войны и в некотором роде спас студию от банкротства. Студия понимала, что жить за счёт одних лишь мультфильмов и стоять на месте у неё не получится. Так желание развиваться привело компанию к созданию парка развлечений.
Открытие парка мечты
Одна из важных вех для компании — открытие «Диснейленда». Его основная концепция появилась, когда сам Уолт Дисней гулял в парке развлечений вместе со своими дочерьми. Увидев детей на каруселях, он решил создать тематическое пространство, в котором будет весело и детям, и взрослым. Конечно, влияние оказали и письма от поклонников с просьбами показать студию мультипликации изнутри. В самом начале «Диснейленд», а точнее «Парк Микки Мауса» (как его планировали назвать изначально) должен был располагаться рядом со студией, но, когда дело дошло до обсуждения размеров необходимого участка, в нужном районе его просто не оказалось. Он нашёлся в Анахайме, и в итоге задействовали 65 гектаров земли. Сложности с финансированием такого большого проекта быстро решились — Уолт использовал телевидение.
Он создал телепередачу «Диснейленд», эпизоды которой представляли собой документальные фильмы о мультфильмах, демонстрировавшихся в кинотеатрах, а также анонсировали новые проекты. Спонсировала строительство местная телестанция, и затраты на постройку парка развлечений обошлись в 17 миллионов долларов. Уолт предвидел увеличение трафика и построил две дополнительные дороги на подъезде к парку. Для всех «Диснейленд» открылся 18 июля 1955 года, однако пресса и некоторые звёзды смогли посетить его на день раньше. Наслаждения гости не получили — виной тому стал не до конца высохший асфальт и большое количество поддельных приглашений. Однако 18 июля все постетители остались довольны, а компания получила дополнительную прибыль на создание новых кинолент.
Студия продолжала работать над проектами, в 1964 году на свет выходит фильм «Мэри Поппинс», срежиссированный Робертом Стивенсоном, который получил номинацию на оскар как «Лучший фильм». В это время Уолту Диснею уже ставят диагноз рак лёгких, он продумывает план компании на ближайшие пару лет, а 15 декабря 1966 года умирает от осложнений. Несмотря на то, что на этом история Уолта заканчивается, его идеи и наследие, оставленные им в своих работах, продолжают существовать и развиваться. После смерти управлением компанией занялся его брат Рой.
Переход на более взрослую аудиторию
Вскоре Disney начинает увеличивать возрастной рейтинг мультфильмов, подключая аудиторию постарше. Началось это с ленты «Чёрный котёл» (1985), получившей самый высокий возрастной рейтинг из всех проектов студии — 12+. Ознаменовало переход и открытие подразделения Touchstone Pictures, занимающегося производством игрового кино («Трон», 1982). Дебютировала студия известным фильмом «Всплеск» 1984 года, в нём присутствовали короткие обнажённые сцены с Дэрил Ханной и нецензурная лексика.
Touchstone Pictures спасала Disney от закрытия и банкротства до выхода картины «Кто подставил кролика Роджера» (1988), сочетающей в себе натурную съёмку и анимацию. В ленте были замечены культовые анимационные персонажи компании Disney и других ведущих студий: Дональд дак, Бетти Буп и Дятел Вуди. Сочетание знакомых с детства персонажей, техническое новшество и хороший юмор сделало фильм ключевым в истории анимации и возродило интерес зрителей к мультипликации.
Компьютерная анимация
Время шло, анимация меняется, а зрителя становится всё сложнее удержать рисованными лентами. В это время в мультфильмы начинает активно внедряться компьютерная графика, позволяющая снижать потраченное на работу время и бюджет. Привычные ленты перестали окупаться, это привело к решению полного отказа от нарисованных картин. Первый компьютерный мультфильм Disney «Цыплёнок Цыпа» (2005) был крайне отрицательно принят зрителями, но в 2006 году студия заключает контракт на покупку Pixar, которая на то время уже выпускала удачные ленты.
Пока Pixar берёт ответственность за производство новых мультфильмов и выпускает их под эгидой Disney, сама студия вкладывается в сферу развлечений. Активно улучшались и открывались новые «Диснейленды», развивался телеканал Disney Channel и скупались права на различную интеллектуальную собственность. В 2004 году во владении Disney оказались комиксы Marvel, в 2012 году — Lucasfilm (кинотетралогия об «Индиана Джонсе» и киноэпопея «Звёздные войны» — их заслуга), а в 2015 году и часть National Geographic. Вспомнили даже былые обиды, вернув в 2006 году права на кролика Освальда. Примерно в это время студия подарила миру «Пиратов Карибского моря». Кстати, эта лента буквально экранизация одного из аттракционов «Диснейленда»!
Ознаменовал полный переход на компьютерную анимацию коммерческий успех мультфильмов «Рапунцель: Запутанная история» 2010 года, ставший самым дорогим за всё время Disney (на его производство было потрачено порядка 260 миллионов долларов), и «Холодное сердце» 2013 года, заработавший более одного миллиарда долларов в прокате.
Не забывала студия и о своих телеканалах. Если Disney Channel уже имел свою аудиторию, то Disney XD тогда только набирал популярность. Последний вышел на экраны в феврале 2009 года, но на деле был запущен на базе телеканалов Toon Disney и Jetix. На 2010-е пришёлся бум подростковых сериалов. Несмотря на различную сетку вещания они транслировались как на Disney Channel, так и на Disney XD. Если до этого выпускалась одна, реже две ленты в год, например, «Всё тип-топ, или Жизнь Зака и Коди», «Ханна Монтана» или «Волшебники из Вэйверли Плэйс», то с 2011-го компания стабильно радовала зрителя четырьмя или пятью картинами.
Тогда все знали, кто такая Райли из «Истории Райли», и следили за музыкальной карьерой Виолетты из одноимённой ленты. Эти годы также запомнились сериалами «Кей Си. Под прикрытием» и «Лучшие друзья навсегда», а многие актёры снимавшиеся в диснеевских сериалах, и сейчас видны на больших экранах. Хороший старт студия дала актрисе Селене Гомес. Её карьера началась в киноленте «Ещё одна история о Золушке» и после этого фильма Селена становится одной из ведущих актрис Disney. «Волшебники из Вэйверли Плэйс», «Всё тип-топ, или Жизнь Зака и Коди», — вклад актрисы в эти проекты неоценим, а параллельно она пробовала себя и в музыкальной карьере. Сейчас Гомес работает и за кадром. Она выступила продюсером «13 причин почему» (2017) и озвучивала Мэвис в мультфильме «Монстры на каникулах» (2012).
Disney сквозь года
Сегодня сложно найти не смотревшего проекты Disney человека. За 100 лет студия охватила совершенно разные поколения, и для каждого из них Disney ассоциируется с детством. Сейчас компания не перестаёт удивлять зрителей, причём не только мультфильмами. Последние годы активно выходят ремейки собственных историй студии, ставших культовыми: «Золушка», «Красавица и чудовище», «Мулан», «Русалочка». Список можно продолжать ещё долго, и несмотря на различный отклик, проекты всегда на слуху благодаря долгой и кропотливой работе.
Активное участие студия принимает в создании фильмов из других выкупленных франшиз, таких как «Звёздные войны» и Marvel, в рамках полноценных киновселенных со смешением фильмов, анимации и сериалов. Благодаря приобретению Marvel Entertainment в 2009 году, Disney стал первой кинокомпанией, успешно создавшей киновселенную. Она включает в себя серию фильмов, телесериалов, комиксов и других медиа-продуктов, объединенных в одну общую сюжетную линию. Disney и Marvel продолжают развивать MCU, выпуская новые фильмы и сериалы, которые продолжают расширять мир и истории супергероев.
В 2019 году Disney завершила сделку по приобретению 21st Century Fox, что позволило ей приобрести права на многие популярные франшизы и бренды. В приобретенные активы вошли фильмы, телеканалы и студии, в том числе популярные проекты, такие как «Аватар», «Джеймс Бонд», «Люди Икс» и «Симпсоны». Однако одна из самых заметных сделок была с компанией Sony, владеющей правами на образ «Человека паука» в кино. Уже с 2015 года Marvel Studios в составе Disney начала сотрудничество с Sony Pictures. Сделка позволила Человеку-пауку появиться в фильмах кинематографической вселенной Marvel, в том числе в «Мстителях».
С 2019 года компания также запустила стриминговый сервис Disney+. Он построен на основе контента из развлекательных студий Disney и библиотеки фильмов и телевидения. На момент открытия насчитывал в себе 7000 телевизионных эпизодов и 500 фильмов, сейчас общее количество кинолент превышает 15 тысяч.
Столетняя история Disney богата волшебными и не очень проектами. Можно по-разному относиться к компании и её проектам, но нельзя отрицать, что Disney сыграла одну из ключевых ролей в истории кинематографа. Закончим цитатой создателя студии Уолта Диснея:
«Всё это началось благодаря одной мыши».