С 28 ноября по 1 декабря прошла масштабная выставка РЭД ЭКСПО, показавшая, как геймдев живёт в современной России. На площадке фестиваля смогли встретиться и поговорить о приколах Twitch-комьюнити, любимом мультике и «самой лучшей логистике в мире» со стримером Вовой Братишкиным.
— Как поменялась твоя карьера после замедления YouTube и угрозы блокировки Twitch?
— Думал, будет ли этот вопрос. (смеётся) У меня ничего не поменялось, потому что я на YouTube ничего и не делал. Просто брал оттуда видосы и снимал реакцию на них. YouTube ведь не блокнули, а замедлили. Естественно, мне жалко блогеров, коллег. Но пока ещё какой-то процент зрителей есть, поэтому просмотры не особо упали. Когда пошли слухи, что могут заблокировать Twitch, я, конечно, напрягся. Думал, что делать, потому что пока у нас нет альтернативы.
Если посмотреть на VK Play, который приводят в пример, понятно, что платформе нужно время, чтобы развиться. Я знаю руководителя: Стас — классный чувак. Но мне лично тяжело: знать, что десять моих лет было потрачено на Twitch, чтобы потом увидеть новость, что он не отвечает на запросы. Не берусь стопроцентно заявлять, что компания в курсе рурынка, но так как наш язык третий по популярности, интерес вроде как есть. У меня всё хорошо, стримлю. Дай бог ещё столько же постримить.
— Одно из твоих прозвищ — «Отец Twitch». Что думаешь о нём?
— Им должен быть не я. Есть ребята постарше, которые намного дольше стримят. На мне молодняк раньше рос. Они выросли, поэтому так и прозвали. Хотя, очевидно, это какой-нибудь NS, Dread, старая школа. Тот же Мэд [Мэддисон]. Они, наверное, отцы. Я больше зумер. Но отношусь к прозвищу нормально, называют и называют.
— А если «старший братик»?
— Нет, это мне не братики, конечно. (шутит)
— Куда хочешь двигаться в карьере сейчас?
— Не знаю, живу сегодняшним днём. Пока хочу в озвучке поработать. Это интересно.
— У тебя уже были анонсы проектов по озвучиванию. Какие впечатления от процесса?
— Прикольно, вайбово всегда. Для меня это что-то новое, где можно использовать свой голос. Я бы и в игры залез на озвучку, но с режиссёром. Тяжко влетать, когда тебя приглашают в команду профессионалов. Приходит какой-то стример с Twitch, который ничего в жизни не делал. Естественно, получается не как у опытных ребят. Работающие в озвучке люди говорят, что в ней нет денег и надо чем-то другим заниматься. У меня наоборот: я пришёл с Twitch в озвучку.
— Пойдёшь на актёрское?
— Мне уже говорили об этом. Но времени нет. Понятно, что нужна озвучка эмоций. Актёры тоже жестикулируют в процессе записи. Поэтому и думаю: а как учиться? Может быть, дистанционно, но это вообще не то.
— Это классный опыт.
— Было бы здорово постримить оттуда. Если вдруг кто-то из театральных вузов читает это: давайте проведём стрим, как меня учат правильно выражать эмоции. Было бы здорово.
— Раз планы на карьеру не строишь, какая у тебя главная цель в 2025 году?
— Поменьше выпендриваться на Twitch. А так… Хочу просто делать что-то полезное. План просто жить комфортно и всё. Людей радовать контентом. Не выпендриваться.
— Несмотря на то, что сейчас ты меньше стримишь игры, про них хочется поговорить. Какой у тебя любимый жанр?
— Симуляторы, шутеры. Я во всё играю. Но в основном шутеры: Counter-Strike и Call of Duty.
— Какие вышедшие в этом году игры зашли?
— Кстати, ничего. Прошло время, когда я постоянно играл и мне всё заходило. Из последнего, что мне понравилось и хорошо запомнилось, — Atomic Heart. Насколько знаю, он здесь [на РЭД ЭКСПО] есть. Красавцы, выйдет DLC — буду играть.
— Если бы ты мог создать свою игру, какой бы она была?
— Смотрела фильм «Я — легенда»? Вот такую игру хотел бы. Допустим, есть крупный город, в котором ты единственный выживший. Лутаешь предметы, ночью прячешься в домике с собачкой. А днём идёшь искать ресурсы на пропитание, строишь дом. Получается, Survival с элементами GTA, потому что ты остаёшься один в мире. Многие скажут, что это Days Gone. Но нет, там другая атмосфера. Хотелось бы, чтобы это был The Division, но с GTA. Вот так.
— И с Sims?
— Да, для симулятора. Я, кстати, играл в Sims с друзьями через мод для мультиплеера. Дом обустраивали вместе, карьеру строили. Кто-то забеременел… Было смешно.
— Не хочешь уйти в геймдев? Именно в разработку.
— Я быдло, что мне делать? Для этого надо что-то знать. Пока просто топлю, чтобы в нашей стране выходили хорошие игры. С каждым годом всё больше и больше крутых разрабов. Atomic Heart — для меня пример. Чтобы не делали 2D-игры с видом сверху. Кто в это гоняет? Лишь маленький процент геймеров. Скорее всего, про эти игры никто и не слышал. Всем надо ориентироваться на Atomic — это пример запуска. В своё время прошумел, получилось неплохо. Если ты делаешь какую-то игрушку в RPG Maker, всем будет всё равно.
Warhammer [Rogue Trader] тоже выходил от русских разрабов. Могут ребята, была бы команда профессионалов и бюджет.
— Вернёмся к Twitch. Что тебе больше всего нравится в российском сегменте?
— Аудитория, стримеры. То, что придумавают,сами ребята. Делают ивенты совместно с партнёрами — в них круто участвовать, людям нравится. Огромное количество зрителей сидит на платформе, смотрит тот же киберспорт, турниры, The International по Dota 2. Так что мне нравятся люди, которые тащат Twitch, привлекают внимание, идут на коннект.
— The International и в барах транслируют.
— Круто, это же Pubstomp называется, насколько я знаю. Хотел бы хотя бы раз сходить. Пить пиво и смотреть The International, я только за. Кстати, в Dota 2 вообще не шарю, мне просто нравится смотреть турниры.
[обсуждаем рейтинговые цифры в дружеской обстановке].
— Ты это вырезать будешь?
— Конечно.
— Нет, это надо оставить. Мы общаемся в дружеском формате. Это тоже оставь. [смеётся]
— Напишу, что мы сидели в комнате метр на метр, нос к носу, в темноте.
— Как аквариум.
— Плывём дальше. Ты коллаборировал с Kai Cenat?
— Нет, не коллаборировал. Зрители так разогнали. Я просто сабок [возможность подарить подписку стримеру] ему накидал, потому что он занимается благотворительностью. У него огромный процент со всех донатов идёт на постройку школы в Нигерии. Сначала я не знал об этом и по приколу кидал донаты, как идиот. Потом увидел, что у него написано о благотворительности, и решил ещё раз подарить сабы. Ему в Reddit написали, мол, тебе русский стример задонатил. Он зашёл, посмотрел, и всё.
Сидел с переводчиком, потому что сразу проглотил язык. Проблема в том, что я боюсь людей. А тут ещё и английский надо знать. Я хоть и мог что-то объяснить, но волнение взяло, потому что это крупный чел. Выглядел как подписчик, который переживает и нервничает. Надеялся, что меня спасёт переводчик. В итоге рассказал Kai Cenat, что у нас Twitch хотят заблокировать. На этом всё, просто поговорили. Но все назвали это коллабой, но мы даже не стримили вместе. Сомневаюсь, что ему было не все равно через пять минут после разговора.
На самом деле, он эталон для стримеров. Многие на него равняются, на то, как он завозит контент. Кай делает это просто, ненапряжно, живо. Всё выглядит очень естественно, всем нравится, его со всей планеты смотрят. Кая знают везде, ребята сами обрадовались, что он ко мне зашёл, сами и разогнали.
— А с кем бы ты хотел коллаб, кроме Kai Cenat?
— С иностранными стримерами. Обменяться опытом, ещё чем-то. Понятно, что мы сейчас в таком инфополе, где нас не очень любят, но было бы здорово ломать шаблоны. Показывать, что мы неплохие люди. Ребята на платформе все френдли, потому что за агрессию бан. Хочется, как раньше, когда мы на международные Pixel Battle заходили, с иностранцами бились. Люди тратили своё время, чтобы ставить пиксели, защищая любимого стримера. Было круто. Мы работаем в эту сторону. Пока не особо получается, но скоро начнём с иностранцами стримить. Будет круто.
— Немного про сквад. Будут ли новые участники?
— Нет смысла. Раньше это была история кто кого перехайпит. Сейчас сквад — это друзья, приближённые. Нет смысла брать левых людей. Раньше сквады были чем-то продюсерским, когда ты тащишь кого-то, сейчас — нет. Другое время — всем людям плевать. Все сквады друг с другом дружат. Вон Дмитрий Ликс сидит из другого сквада. Мы с ним ходим, общаемся. Раньше так не получалось.
Было круто наоборот. Весь негатив только для разгона, никто не недолюбливал друг друга. А аудитория закусывалась, активила. Мы могли на фоне этого закусона делать какие-то интересные ивенты, где соревнуемся сквадами. Сейчас сквадов больше нет, поэтому пофиг. Многие просто развалились.
— 89-ый держится.
— Мы ещё столько лет продержимся, ух.
— С вами часто делают зины и мерч. Как относишься к этому?
— Если круто сделали, всегда запощу и помогу. Мы не запрещаем что-то монетизировать. Если творчество круто выглядит, почему бы не заработать? Но многие запрещают. Например, зайдёшь на Wildberries, там лица нашего сквада на пакетиках напечатаны и кто-то продаёт школьникам это дело. Ладно, пусть продают. К творчеству отлично отношусь.
— Лица на пакетах для школьников и творчество — немного разное, нет?
— Мне просто всё равно. Я не ставлю такое в одну строчку с ребятами, которые артбуки, карточки и стикеры выпускают. Вот это уже круто и увеличивает мою фан-базу. Только если уж делаете что-то, то реалистично, пожалуйста, чтобы потом человек не расстраивался, что я не аниме.
— Были случаи?
— Наверное, были. Я скуф с пузом, а рисуют стройного мальчика с тёлочками.
— С какого мема выпадаешь прямо сейчас?
— Это так сложно, потому что много с чего выпадаю. Вопрос с подвохом... Если сейчас скажу что-то немодное, меня засмеют, скажут — реально скуф.
— Тогда какой твой любимый мем?
— Пытаюсь вспомнить. Я со всего могу выпасть. Например, с видоса в TikTok, где под музыку овощ крутится. Или хлеб падает. Сейчас уже новый тренд есть, но я его забыл.
— Да, но это не то чтобы мем. Мем, но не такой смешной, чтобы порваться. А мой любимый — это Виктор Корнеплод. Где Гэндальф стоит и подпись «Виктор Корнеплод».
— У тебя вышло несколько треков.
— Было два, остался один. Но у меня на «Яндекс Музыке» нет карточки исполнителя. Кто-то бред туда заливает. Политическую хрень на аватарку ставили… У меня Spotify был, его тоже украли. Кто-то зарегистрировал себя на моё имя и забрал треки. Важно — у меня нет ни одной песни. Это всё фиты, куда меня позвали и где у меня нет интеллектуальной собственности, поэтому я не запаривался над карточками. Но сейчас время такое… Поэтому Spotify перерегистрировал на себя и всё исправил. Сейчас на площадках остался трек с Neverlove. Был ещё один с ними, но его недавно снесли. Кстати, справедливо. Сейчас бы я такой не записал. Он назывался «Лолихантер». Несложно понять, про что он, поэтому… Да, его снесли.
— Хочешь выпустить самостоятельный трек?
— Не хочу сейчас ничего вкидывать. Да, круто было бы сделать что-то своё, но я не умею писать тексты, делать биты. Это будет моим творчеством? Нет. Даже если трек выйдет под моим именем, я всё равно буду знать, что это не моё.
— Можно научиться.
— Это тоже время. А кто будет озвучивать мультики?
— Прав.
— Лев.
— Лучший район Москвы?
— Вешняки — лучший район Москвы, потому что я там родился. Кусковский парк — самый топ. Кусково, Выхино, Новогиреево — привет всем, кто читает!
— Самое запоминающееся событие с Выхино?
— Придётся цензурить. (шутит) Я много тусил в Кусковском парке в шестнадцать лет. Думаю, люди могут сами понять, что там происходило. Это были мои лучшие молодые годы. К слову об этом, накину, что 2х2 — топчик.
— Раньше часто смотрел телевизор?
— Да, когда был маленьким. Сейчас времени нет на это. Я постоянно в разъездах, стримлю, а новости, новинки и мультики приятнее черпать из чата — добавляет коммуникации с аудиторией. Если буду сам всё смотреть, тогда начну спойлеры накидывать. Кстати, смотрел 2х2, когда мне было 16-17 лет. Мультики обожаю до сих пор. Смотрю, конечно, не по телеку, но канал мне дал счастливое детство.
— Что сейчас смотришь из мультов?
— На днях досмотрел Arcane. Круто, хочу, чтобы у нас сделали что-то подобное.
— Это дорого.
— Очень дорого. 250 миллионов долларов, по-моему, да? 15 мультов за выпуск. Но оно того стоит.
— Что особенно понравилось?
— Сюжет, графика, проработка персонажей, которых знали только из лора. Финал подкачал немного. Я ненавижу розоволосую [Вай], удалил бы её из игры. Но в целом мне очень понравилось. Это тот самый момент, когда выходишь из кинотеатра и такой: «Было охрененно». И ещё 30 минут летаешь у себя в голове. А потом «суровая реальность, завтра в школу» и грустный идёшь домой. Но зато с каким кайфом провёл это время… Сериалы в принципе обожаю, особенно длинные: пять и больше сезонов. Правда «Ходячие мертвецы» вообще слились. Уже какой-то дурдом.
— Что смотришь прямо сейчас?
— Очень понравился сериал «Укрытие». Досмотрел первый сезон, всё хочу начать второй.
— Какой твой любимый мультфильм?
— «Тачки». Кто бы назвал другой? Сочувствую им. И «ВАЛЛ-И». Над «ВАЛЛ-И» даже плакал в детстве. Пересматривал и плакал уже во взрослом возрасте. Каждый раз плакал.
Назову ещё фильм — «Интерстеллар», потому что это самая восхитительная работа, которую я когда-либо видел. Мне нравится космос и хронометраж ленты. Что он ассоциируется у меня с бородатыми временами, когда я пошёл на него в кинотеатр, потому что прогулял учёбу. Тогда, кстати, уснул. Потом пересмотрел, и мне очень понравилось. Космическая тема, временные петли... «Марсианин» мне тоже нравится, но он не настолько крутой.
— Ты много говоришь о российских проектах и альтернативах, почему?
— Хочу, чтобы все наши компании были хорошими. Пример — «Яндекс». Мне очень нравится, что они делают: технологии, упрощение жизни. Я никогда не думал, что буду выходить из дома, зная, что меня уже ждёт такси. Или, что я могу никуда не выходить, — придёт курьер и принесёт еду. Вот куда надо работать — в упрощение жизни.
Если бы они сделали платформу для стримов, я бы вписался. Предлагал уже: «”Яндекс”, сделаем площадку, где я буду главным. Сделаем всё круто, как альтернативу». Я не буду говорить, что это лучшая в мире площадка, но буду делать её более удобной. Тогда люди сами пойдут.
Нужно ведь как? Берёшь инфлюенсера, который давно на какой-то площадке, и спрашиваешь, что не нравится. На Twitch, например, много недоработок. Когда создаёшь новое, нужно одновременно сделать максимально похоже на старый сервис и исключить проблемы — люди пойдут. А не говорить: «Приходи, постримишь у нас, здесь много денег». Мне жалко эти деньги, они идут в никуда. Выигрывает только блогер. Сами компании ничего не получают с этого.
Поэтому многие бренды приходят на Twitch — у нас живой трафик. Конечно, много кто накручивает, но живого трафика очень много. То есть это не перспектива, когда ты закупаешь ролик и ждёшь, а именно призываешь народ заходить к партнёру. У меня бывало так, что во время интеграций сайты переставали работать. Мы даже Yota уронили. (смеётся)
Я должен отстаивать свою площадку. Хочу, чтобы она жила дальше, чтобы люди, которые на ней стримят и её смотрят, сидели дальше с кайфом. Готов с кем угодно пообщаться — скажите с кем. Всё решается, потому что наша страна самая комфортная для проживания во всех планах. У нас лучшая логистика, обслуживание. Всё лучшее. Мне здесь комфортно. В других странах всё не то: никто не делает нормальную логистику. У нас можно ни одного слова не проронить и сделать всё одной кнопкой. Ещё был бы «Яндекс. Вынесу мусор», я бы вообще никуда не выходил.
Как мем: знаешь, какие плюсы в стримерстве? Я сидел дома, не выходил никуда и знать не знал, что моя сфера будет приносить знакомства. Это самое прикольное, потому что если посмотреть на тенденцию, всё отталкивается от знакомств. Как бы ты жопу ни рвал, упрёшься в знакомства. Хочу обрастать связями, это интересно.