В начале июня в Москве прошёл фестиваль Geek & Music, который мы, конечно же, посетили. Кажется, фестиваль получился универсальным, потому что там интересное для себя нашли не только фанаты комиксов, аниме и игр, но и поклонники мюзиклов, да и просто хорошей музыки.
А началась программа с public talk на тему «Герои vs Злодеи», где сторону героев представляли Александр Сетейкин (исполнитель роли Димы Дубина в фильме «Майор Гром: Чумной Доктор») и Ярослав Баярунас (исполнитель роли L в мюзикле «Тетрадь смерти», продюсер, организатор, в общем, человек-оркестр). На стороне злодеев выступили Сергей Горошко (актёр театра и кино, исполнитель роли Сергея Разумовского в фильме «Майор Гром: Чумной Доктор») и Александр Казьмин (актёр мюзиклов, исполнитель роли Ягами Лайта в мюзикле «Тетрадь Смерти»). Ребята обсудили даже возможность постановки мюзикла по «Майору Грому» и ответили на вопросы зрителей. Не расстраивайтесь, если вы не попали на ивент, ведь запись уже доступна в интернете.
Одним из ключевых событий фестиваля стала автограф-сессия актёров фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» Сергея Горошко и Александра Сетейкина, а также главного редактора издательства Bubble Романа Коткова. В этот раз все прошло без эксцессов, и все поклонники смогли получить автограф, сфотографироваться, а многие и подарить подарки любимым актёрам.
Вечером после автограф-сессии состоялось финальное и самое драйвовое событие фестиваля — совместный концерт Александра Казьмина и Ярослава Баярунаса. Ребята исполнили как арии из мюзиклов, так и саундтреки из аниме и игр. Да и без сюрпризов не обошлось, например, в конце первого блока прозвучала песня-победитель фестиваля «Евровидение 2021» (ссылки на полную запись концерта вы легко сможете найти в группе фестиваля).
А пока поклонники ждали свою очередь за автографами к ребятам из «Майора Грома», нам удалось немного пообщаться с артистом мюзиклов Ярославом Баярунасом.
— Geek & Music проводится всего второй раз, но уже традиционно вы с Сашей его ведущие?
— Мы не в коем случае не ведущие. Изначально мы предложили Кириллу [Олешкевичу, генеральному продюсеру ПЦ «Пентаграмма» — ред.] провести дуэтный концерт. И я не помню точно от кого поступила эта идея — превратить концерт в фестиваль. Ведь «Тетрадь смерти» соединяет театральную и гик-публику, да и мы сами с Сашей достаточно комиксные персонажи-артисты. Мне кажется, мы достаточно органично смотримся в историях вроде «Последнего испытания» или «Иисус Христос — суперзвезда». Так что на данный момент мы своеобразные талисманы или маскоты этого фестиваля. Потому что это наш концерт, вокруг которого организовался фестиваль. Хотя сейчас, наверно, выглядит наоборот.
— Расскажи о теме фестиваля, судя по визуальной составляющей — это киберпанк? Вы участвовали в её выборе? Поддержите как-то эту тематику в своём концерте?
— Да нет, это просто творческий порыв дизайнера. То есть сначала появилась афиша фестиваля, потому что нужно было начинать продавать билеты, а потом уже мы начали делать концепцию. Основной подготовкой занимались Никита Власов и Лера Маганова. Но мы визуально поддержим тему киберпанка в нашем концерте: как своим внешним видом, так и адаптированными аранжировками песен.
В концерт мы не вкладывали никакой сверхидеи, потому что именно этот концерт в большей степени — развлекательное событие, нежели поучительное: мы на 80% фанимся и только на 20% предлагаем пишу для размышления. Потому что, если театр заставляет тебя включать мозг порой на 100%, то тут мы переворачиваем игру и, в первую очередь, развлекаем, приносим хорошее настроение, но не грузим зрителя. В этом и заключается главная фишка концерта.
— Какая главная идея Geek & Music? Какую главную цель вы преследовали, когда трансформировали концерт в фестиваль?
— Получение новых эмоций, нового экспириенса. Поотрываться на концерте, поболтать с артистами, как на «Комик-Конах». Всё же у нас теперь есть свои национальные киногерои в этой области культуры. Мы с Сашей герои своего жанра, исполнители ролей в массовом кино — своего. Этот фестиваль демонстрирует много механизмов взаимодействия творцов со своей аудиторией: аллея авторов, где ваш арт может материализоваться в большой форме, мы, отвечающие на вопросы зрителей со сцены, автограф-сессия у ребят из «Майора Грома». В конечном счете это всё ради эмоций. Ради кайфа и счастья: зрительского и нашего.
— Какие из проявлений гик-культуры тебе самому наиболее близки?
— Я смотрю аниме, хожу в кино, люблю смотреть фильмы в кинотеатрах. Преимущественно хожу на блокбастеры. Например, очень люблю фильмы Marvel, я на них вырос. Да, это киноаттракцион, но это не минус франшизы, как считают многие — это особенность и преимущество! Точно так же, как и многие коллеги считают, что вся эта гик-тусовка и подобные мероприятия — это что-то несерьёзное. Я это мнение стараюсь менять. Это все часть нашей культуры, точно так же, как и Чехов, и «Майор Гром» — это часть русской культуры. Культуры своего времени.
— То есть фактически мы тут можем провести некую параллель между гик-культурой и жанром мюзикла, так как существует стереотип, что мюзикл считается низким жанром?
— Абсолютно верно, такой стереотип есть, но мы живём в век, когда он активно развенчивается, потому что есть такие люди, как Франдетти, как мы с Сашей Казьминым. И мы прикладываем все усилия, чтобы познакомить новую публику с мюзиклами, чтобы привести новую аудиторию в театры, а театральную аудиторию познакомить с гик-культурой.
— Расскажи, пожалуйста, почему аудитории 2х2.медиа стоит начать ходить на мюзиклы?
— Ходить на мюзиклы стоит, потому что это каждый раз новый эмоциональный опыт. Мюзикл — это язык искусства, понятный массам, ведь вокал это точка наивысшего проявления эмоций и чувств на сцене. И когда это не просто концерт, а сценическое действо с сюжетом, историей, повествованием, то это может вылиться для зрителя в чистый восторг — и чувственный, и умственный. потому что сидя в зале ты и мозг напрягаешь, и развлекаешься. Если говорить предметно, то вот мюзикл «Последнее испытание» про чёрного мага может понравится аудитории 2х2, потому что сэттинг средневекового фэнтези. Кстати, приглашаю всех на свой спектакль в Санкт-Петербурге 30 сентября. Мюзикл «Тетрадь смерти» тоже наверняка будет близок большинству читателей, в случае с этим тайтлом — комментарии излишни.
— Если бы ты мог поставить на российской музыкальной сцене любой мюзикл по какому-то из гик-тайтлов, то что за мюзикл это был бы?
— Вообще я очень люблю всякий мрачный глубокий сеттинг. Из всего, что идёт в кино, мог бы получится отличный мюзикл, например, «Джокер», если брать версию именно Тодда Филлипса. Я бы хотел видеть, наверно, что-то по Лавкрафту, про Иннсмут. Это же суперкруто, когда ты рабочую неделю отработал, приходишь в театр получить новый экспириенс, а там тёмный Иннсмут, детективная история, грязь и люди зелёные кругом вылупляются. Если бы я был режиссёром, я бы хотел поиграться с хоррором и давлением на человеческую психику. У меня сейчас есть проект, на который я ищу финансирование, вот он прекрасно отвечает всем моим запросам. Удачи мне.
— То есть тут мы и опровергаем стереотипный тезис о том, что мюзикл — это лёгкий жанр, и что любители других жанров найдут в них для себя ничего интересного?
— Конечно, опровергаем и будем опровергать. Это жанр с лёгким порогом вхождения. Любую драму можно преподнести легко. Этим мюзикл и гениален. Например, «Последнее испытание» — это такая добротная шекспировская трагедия, да ещё и в сеттинге Dragonlance. Из-за него смотреть эту трагедию очень интересно. Если уж даже по Достоевскому поставили три музыкальных спектакля («КарамазоВЫ», «Преступление и наказание», «Идиот»), которые проходят при полных залах, то это ли не доказательство, что жанру подвластны любые истории?
— Возвращаясь к нашей гик-теме сегодняшнего дня, за какими аниме онгоингами ты сейчас следишь?
— У меня сейчас почти нет возможности следить за новинками сезона, но стабильно раз в неделю я смотрю новую серию ребута Shaman King, а недавно выдался свободный денёк, так что удалось сходить на «Истребитель демонов: Поезд „Бесконечный”». Я офигел, мне так понравилось! Теперь перед сном смотрю по серии «Клинок, рассекающий демонов».
— А в какие игры планируешь поиграть в ближайшее время?
— Мне как раз привезли PS5, я завтра её забираю. Во что планирую играть — вопрос сложный, как раз недавно вышел Resident Evil: Village, я её прошел и больше мне в жизни, в принципе, ничего не надо. The Last of Us Part 2 я прошёл наполовину, и всё никак не могу закончить, какая-то бесконечная игра.
Ещё я начал Cyberpunk 2077. Понял прикол этой игры и как к ней надо относиться, но пока слишком не готов к ней. Это игра, которая тебя абсолютно не жалеет и провоцирует выключить. Надо просто погрузиться в историю и терпеть весь этот стиль, но я пока не готов. И такое количество грубости вызывают у меня только негативные эмоции. В отличие от «Ведьмака», например, где чернушность обличена в сказку, атмосферу тайны и весь чёрный юмор имеет драматургию, он «работает» для каждой локальной истории. В «Киберпанке» мат просто ради мата. Не вкусно, по моим ощущениям.
— Ну а что, насчет «Майора Грома»? Ты читал комикс?
— Нет, не читал, но фильм смотрел. И надо сказать, что весь просмотр я испытывал гордость, потому что ну очень круто. Само действо ещё происходит на улицах Санкт-Петербурга, что для меня, как для уроженца этого прекрасного города, было отдельным фансервисом. Как у деятеля культуры, у меня есть ряд вопросов к проекту, но в целом мне ничего не мешало воспринимать историю вовлечённо. Я очень болею за Bubble. Пусть эта вселенная растёт, продолжается, и проект обретает ещё больше любви и поклонников.
Надеюсь, тоже когда-то сняться в какой-нибудь роли в этой киновселенной. Супергеройское кино сейчас в России — это, кажется, единственный возможный для меня билет в российское кино, потому что сниматься хочется, но я не хочу участвовать в российских сериалах про ментов и любовь. Моя уважаемая фанбаза говорит, что я похож на персонажа Балора из «Бесобоя». Посмотрим, может быть, когда-нибудь я приду на кастинг на этого персонажа. В таком проекте я бы поработал с гигантским удовольствием и полнейшей самоотдачей.
— На public talk Саша Сатейкин сказал, что когда он работает над ролью, то оставляет 90% своей личности и 10% — это персонаж. Для тебя такой тезис верный или у тебя свой рецепт?
— Я, конечно, за такой расклад, но иногда есть роли, в которых подобное невозможно. Вот, например Иисус [рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» — ред.], в этой истории вообще непонятно человек ли он был. Этого персонажа пришлось с нуля искать, потому что подобного человека, на мой взгляд, просто не существует в действительности. Историю Иисуса я воспринимаю исключительно как художественное произведение. То есть, 10% меня, 90% персонажа, а вот с Рейстлином Маджере ровно противоположные значения. Персонаж — практически я в жизни. И это страшно, первый спектакль был сплошной сублимацией. Такое случается, но это неправильно. А ещё так играть — скучно, с каждым новым шоу мой Рейстлин становится всё глубже и могущественнее, так сказать, расширяю показатели маны. Приходите на мюзикл «Последнее Испытание», швырну в вас фаерболом.
— Что ты думаешь о возвращении публичных мероприятий сейчас? Не рано ли?
— Мне кажется сейчас уже все всё про себя знают: кто переболел, кто привился, кому надо поберечься и посидеть дома. Важен разумный подход. Вообще ситуация двоякая, Европа сидит в локдауне, а у нас проходят большие мероприятия. Я, как человек изголодавшийся по сцене, по зрителям, по эмоциям, которые это всё дарит, конечно, за. Хочется, чтобы и спектакли были, и концерты, потому что зачем жить, если не получать эмоций. Вся жизнь ради этого.
Вообще, желаю читателям 2х2.медиа не сдаваться и кайфовать изо всех сил, хотя бы потому что Наруто не сдавался, и вы не сдавайтесь! Развивайте свои шаринганы и живите полной жизнью!