История аниме-мюзиклов: от первой «Розы Версаля» до американских гастролей «Сейлор Мун»

Юлия Андрианова

Любовь японцев к аниме и манге не знает границ. Каждый год выпускаются десятки новых тайтлов, штампуется мерч, по особенно любимым сериям открываются тематические кафе и парки развлечений, создаются видеоигры, снимаются live-action фильмы и даже ставятся мюзиклы! Вот о последних мы сегодня и поговорим. Оказывается, первые анимешные мюзикловые ласточки уже долетели и до России… Но об этом чуть позже, для начала давайте окунёмся в историю аниме-мюзиклов, а поможет в этом Юля Андрианова.

Первый успех

Идея таких постановок не нова, еще в 1974 году в японском театре Такарадзука Ревью (где роли исполняют исключительно женщины), был поставлен мюзикл «Роза Версаля» (The Rose of Versailles) по одноименной манге Риёко Икэды в жанре сёдзе, ставшей своего рода путеводной звездой и оказавшей огромное влияние на направление в целом. В центре сюжета приключения девушки-аристократки по имени Оскар, чей отец мечтал о наследнике, а потому воспитал дочь как мальчика.

Мюзикл имел ошеломительный успех, так что история, начавшаяся с одной постановки, обрела целую серию мюзиклов по «Розе Версаля» (опыт, который в будущем станут перенимать продюсеры других аниме-мюзиклов).

Первым более или менее заметным продакшеном после успеха театра Такарадзука Ревью стал мюзикл по популярной манге «Святой Сайя» (Saint Seiya). Сюжет манги рассказывает о пяти воинах именуемых «Святыми», сражающихся в специальных доспехах «Материях», олицетворяющих созвездия. Мюзикл был поставлен на средства компании Bandai, премьера состоялась в августе 1991 года. О дальнейшей судьбе постановки мы ничего не знаем, но точно известно что в июле 2011-го прошла премьера второго мюзикла — Super Musical Saint Seiya.

Тогда же в девяностых, а точнее летом 1993 года, появился первый мюзикл по Sailor Moon! Его просто не могло не быть. А потом вышел ещё один мюзикл, а потом ещё один… Итого на момент весны 2021 года существует 31 мюзикл по Сейлор Мун и выпущено 20 альбомов, запись некоторых мюзиклов также можно приобрести на DVD. Сюжеты постановок во многом напоминают серии аниме, где на прекрасных лунных воинов нападает какой-то новый враг, а они борются с ним при помощи Такседо Маска, Лунного кристалла и сил планет. Кстати, в 2020-м должна была состояться премьера The Sailor Moon Prism on Ice Musical, где главную героиню должна была сыграть вице-чемпионка олимпийских игр 2018-го Евгения Медведева, но на данный момент известно лишь, что премьеру перенесли на лето 2022 года.

Несмотря на то что новые мюзиклы по аниме продолжали выпускаться («Ленточка Химэ», «Красная шапочка Тятя»), этот жанр все ещё считался развлечением для девочек младшей школы. И относились к нему несколько пренебрежительно, ведь Япония страна довольно консервативная, опирающаяся на мнение старшего поколения, которому ближе классические версии западных мюзиклов и театр кабуки. Но вода камень точит, и к 2000 году произошёл первый прорыв. Мюзикл по популярному аниме «Hunter x Hunter» («Охотник на Охотника») разбивает стереотип и зрительские сердца. Рецепт до банального прост: все главные роли играют сейю (актеры озвучания), которые озвучивали этих же персонажей в аниме. Любовь японских отаку к своим сейю огромна, как вселенная, и глубока, как самая бездонная бездна, так что проект обречён на успех.

«Принц Тенниса» завоевывает Японию

А дальше Японию накрывает цунами из анимешных мюзиклов. В 2003-м состоялась премьера первого мюзикла по спокон-манге «Принц Тенниса». Никто не ожидал, что успех будет настолько ошеломляющим! Спрос на мюзикл оказался столь велик, что в итоге за «первый сезон», длившийся до мая 2010-го, было поставлено 23 мюзикла, которые в общей сложности посетило более полутора миллиона человек не только в Японии, но также на Тайване и в Южной Корее. Неслыханно! Естественно, анонс «второго сезона» не заставил себя долго ждать: абсолютно другой актерский состав, новый сценарий, изменения в визуальной составляющей и в музыке, хотя описывают события тех же арок, что и первый сезон. Всего в продолжении, длящемся с 2011-го по 2014 год, было поставлено 13 мюзиклов. И вновь полные залы и бешеный успех, как в Японии, так и уже на проверенной публике Кореи и Тайваня.

Вы уже догадались что же случилось дальше? Совершенно верно: был анонсирован «третий сезон». Он стартовал в феврале 2015-го, а завершение было запланировано на май 2020 года. По очевидным причинам, в мае попасть в японские театры было абсолютно невозможно, так что завершающее шоу сезона было бесплатно показано онлайн в двух частях на официальном YouTube-канале мюзикла. Трансляция была доступна в течение 24 часов. Всего «третий сезон» включал в себя 14 различных постановок.

Не переживайте, если вы пропустили первые три сезона мюзикла, ведь даты проведения первых шоу «четвёртого сезона» уже известны.

«Принц Тенниса» безусловно феноменальный, но не единственный аниме-мюзикл. В то же время в Японии выходят мюзиклы по «Наруто», «Бличу», «Моей геройской академии», «Тёмному Дворецкому», «Атаке Титанов» и многим другим тайтлам. Становится понятно, что это уже свой отдельный пласт визуальной поп-культуры, ведь зачастую в аниме-мюзикле сочетаются современные технологии, с помощью которых визуализируют, например, полёты теннисных мячиков или визуализируют атаки персонажей в мюзикле по «Наруто».

Что такое 2,5D-musical?

В 2014 году рождается понятие 2,5D-musical, когда первый режиссёр мюзикла «Принц Тенниса» Макото Мацуда основывает Ассоциацию 2,5D-мюзиклов. Как гласит описание на сайте ассоциации: «этот термин используется для описания театральных представлений, основанных на японской манге, популярных аниме и видеоиграх. Смысл подразумевает, что такие театральные шоу существуют где-то между 2D-царством манги, аниме и видеоигр и 3D-царством театра. Этот термин относится не только к мюзиклам, но и к пьесам, комедиям и драмам».

К этому моменту 2,5D уже начали уверенно осваиваться за рубежом. Помимо рынка юго-восточной Азии, который продакшн «Принца Тенниса» начал осваивать еще в 2008 году, постепенно жанр дошёл и до Европы. Естественно, что распространению жанра способствовал YouTube и сообщества на таких площадках, как Facebook и Livejournal, где возникли фанатские коммьюнити, которые налаживали обмен DVD с записями мюзиклов. Также во многом помог энтузиазм председателя Ассоциации 2,5D-мюзиклов Макото Мацуды, который в какой-то момент стал устраивать трансляции различных мюзиклов специально для зарубежных фанатов.

В 2018 году в рамках выставки Japonismes 2018 Мацуда привез в Париж два своих продакшена: мюзикл по карточной браузерной игре Touken Ranbu: The Musical (Atsukashiyama Ibun 2018 Paris) в июле и «Красавица-воин Сейлор Мун» (Pretty Guardian Sailor Moon The Super Live) в ноябре. Каст и продюсер были поражены, насколько популярными они оказались среди европейской публики. Макото Мацуда выразил надежду, что когда-то в крупных городах США и Европы появятся театры с 2,5D-мюзиклами. Кстати, в 2019 году «Красавица-воин Сейлор Мун» продолжила свое триумфальное шествие по планете с гастролями в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Конечно, пандемия серьезно притормозила темпы появления новых постановок, но, тем не менее, как минимум один из аниме-мюзиклов, причём один из самых крутых, возможно, совсем скоро объявит о премьере в России. О том, что это за мюзикл и об истории его создания мы расскажем уже совсем скоро.

Смотрю слишком много аниме и сериалов. Живу сегодня.

Понятно