Если вы смотрите современное кино, то вам вряд ли удалось избежать вездесущего логотипа «А24». Если вы ещё и увлекаетесь фильмами, то, скорее всего, вы превозносите эту студию выше небес. Она будто в одиночку стремится вернуть кинематограф на верный путь, выпуская один оскароносный фильм за другим. В этом тексте мы расскажем, чем же так примечательна студия А24, как ей удаётся быть успешной в нынешних реалиях и почему её так любят актёры и режиссёры.
Кто такие А24
Мы на 99% уверены, что вы смотрели хоть один фильм студии А24. Они часто отличаются особым пастельным стилем, необычными сюжетными завязками, определённой степенью камерности и фокусом на настроении и эмоциях. Их фильмы — чуть ли не самые обсуждаемые в соцсетях после картин Marvel, просто потому что они привлекают зрителей своей инаковостью. И начать текст лучше всего именно с фильмографии А24, чтобы вы осознали масштаб этой студии и вспомнили, что смотрели из её репертуара.
Оскароносные фильмы: «Эми» (лучшая документалка в 2015 году), «Комната» (Бри Ларсон как лучшая актриса в 2015 году), «Из машины» (лучшие визуальные эффекты в 2015 году), «Лунный свет» (лучший фильм в 2016 году, лучший адаптированный сценарий, плюс Махершала Али как лучший актёр второго плана), «Минари» (Юн Ёджон как лучшая актриса второго плана в 2021 году), «Всё везде и сразу» (лучший фильм в 2022 году, лучшие режиссёры, Мишель Йео как лучшая актриса, Ке Хью Кван как лучший актёр второго плана, Джейми Ли Кёртис как лучшая актриса второго плана, лучший оригинальный сценарий, лучший монтаж), «Кит» (лучшая мужская роль Брендана Фрейзера и лучший грим и причёски в 2022 году).
Самые известные фильмы: «Легенда о Зелёном рыцаре», «Ведьма», «Маяк», «Неограннёные драгоценности», «Бивень», «Реинкарнация», «Солнцестояние».
Менее известные фильмы, о которых вы наверняка слышали: «Зелёная комната», «Лобстер», «Человек — швейцарский нож», «Леди Бёрд», «Экстаз», «Род мужской», «Побудь в моей шкуре», «Враг», «Камон камон», «Солнце моё», «Тела, тела, тела», «X».
Сериалы, о которых вы даже не подозревали, что они — творение продюсеров А24: «Эйфория» с Зендаей и «Отель Хазбин» (!!!), за производство полноценного мультсериала по которому взялась именно эта студия.
Фильмы А24, о которых вы могли не знать, но они заслуживают внимания: «История призрака», «Как разговаривать с девушками на вечеринках», «Убийство священного оленя», «Лок», «Восьмой класс», «Пёрл», «Марсель, ракушка в ботинках».
Ремарка: не все перечисленные фильмы были сделаны А24, но об этом в следующей части статьи.
Краткая история студии А24 (в двух частях)
Часть первая: дистрибьютор
А24 начиналась как дистрибьютор фильмов: в 2012 году её создали три выходца из индустрии — Дэниэл Кац, Дэвид Фенкель и Джон Ходжес (надо было называть студию «Тридэ»). Троица скучала по небольшим фильмам независимым из 90-х и заметила, что эта ниша удивительным образом всё ещё свободна — значит, надо занимать. Они арендовали небольшое помещение на Манхэттене и стали строить бизнес. Название появилось из шоссе А24 в Италии, по которому ехала троица, когда решилась на создание студии. Изначально они занимались лишь дистрибьюцией: ездили по фестивалям, смотрели фильмы и предлагали их создателям свои услуги. Тогда целью А24 был фильм «Место под соснами» с Райаном Гослингом, но получить его им не удалось.
Одной из первых картин в репертуаре А24 стали «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего» с Чарли Шином, который в то время подпортил репутацию себе и заодно дебют А24. Успех студии принёс фильм «Отвязные каникулы», который они получили старой-доброй схемой подкупа корзинкой с подарками (как прикол они положили туда бонг с выгравированным названием фильма, и шутка, кажется, сработала).
Тестовые показы прошли плохо: люди выходили из кинотеатров, потому что им не нравилась подростковая алкогольная дичь на экране. Однако широкий релиз фильма прошёл лучше некуда: сайт MTV, который получил первый эксклюзивный трейлер, например, мгновенно упал из-за наплыва зрителей; билеты было очень сложно найти, потому что А24 не рассчитывали на такую реакцию и показов было не так много. «Отвязные каникулы» стали настоящим хитом и крайне удачным дебютом для дистрибьютора.
А24 только появилась на карте: «Отвязные каникулы» показали, что она готова выпускать необычные фильмы. Самый большой толчок студии в следующем году даст картина «Побудь в моей шкуре» со Скарлетт Йоханнсон: после релиза настолько неординарного кино, А24 заметили творцы. Дени Вильнёв, режиссёр недавней «Дюны», говорит, что «Побудь в моей шкуре» — один из его любимых фильмов за последние 15-20 лет и благодаря ему он понял, что А24 знают, что делают. Алекс Гарленд, режиссёр «Из машины», увидев эту картину, понял, что другие студии побоялись бы её выпускать и обратил внимание на смелость А24. Вильнёв в 2013-м отдал им «Врага» с Джейком Джилленхолом, а Гарланд — «Из машины» в 2014-м, а в 2022 году А24 сделает «Род мужской» по его сценарию.
Часть вторая: продакшн
2016 год стал для А24 переломным. Во-первых, они дистрибутировали одни из своих самых странных картин: «Человек-швейцарский нож», где Дэниел Рэдклифф играл говорящий труп, романтическая трагедия «Лобстер» с Колином Фарреллом, громкая «Ведьма» Роберта Эггерса, про которую тогда говорили чуть ли не все. Хоррор Эггерса, кстати, попал к А24, потому что режиссёр видел «Побудь в моей шкуре» и знал, что если кто-то и согласиться продавать его творение, то только больные ребята из небольшой на тот момент студии.
Во-вторых, А24 наконец стала самостоятельно продюсировать и производить кино, потому что нужно было развиваться и это был самый очевидный путь, учитывая репутацию студии. Примечательно, что её первым проектом стал «Лунный свет» Барри Дженкинса. Поначалу продюсеры не возлагали огромных надежд на сценарий, но понимали, что он достаточно душевный и своеобразный, чтобы привлечь внимание. Так и получилось: кинотеатральный релиз был небольшим, но благодаря интересу публики продлился 22 с лишним недели, что крайне необычно для индустрии. А потом взял восемь номинаций на «Оскар», выиграл две, а потом ещё и вырвал «Лучший фильм» из лап «Ла-ла-лэнда» прямо на сцене (наверное, один из самых известных и запоминающихся моментов церемонии).
«Лунный свет» сделал А24 главной инди-студией планеты, принёс им славу и деньги, а их имя постепенно стало ассоциироваться с гарантированным успехом. Многие уже тогда стали переживать, что череда триумфов сделает из глав студии консерваторов и её восхождению придёт конец. Но все в А24 понимали, что их успех держится на неординарности подбора фильмов и сценариев, поэтому они продолжили гнуть свою линию. Творцы слетелись на три «Оскара» «Лунного света», как мухи, и очень хотели, чтобы их фильмы воплотила именно А24. Как оказалось, не зря.
Студия не перестала быть дистрибьютором, но постепенно начала наседать на продакшн. После «Лунного света» они сделали «Оно приходит ночью» (2017), хорроры «Реинкарнация» (2018) и «Солнцестояние» (2019) Ари Астера, «Восьмой класс» (2018) комика Бо Бёрнема, «Середина 90-х» (2018) Джоны Хилла, «Маяк» (2019) с Робертом Паттинсоном и Уильямом Дефо и т.д. Из 35 фильмов студии, вышедших с 2020 по 2022 год, больше половины (18) были спродюсированы их силами. Среди них — «Всё везде и сразу» и «Кит», которые на «Оскаре-2023» забрали ровно половину наград. Если раньше кто-то ещё сомневался, что с А24 стоит считаться, то после такого успеха студию можно смело назвать лидером индустрии. Остаётся только ждать, что они подарят нам в будущем.
Маркетинговый гений
Во многом успех А24 оправдан их гениальными рекламными кампаниями — и они начались прямо с первого фильма. «Отвязные каникулы» наверняка не стали бы таким хитом, если бы не переделка «Тайной вечери» Да Винчи с гангстерским Джеймсом Франко на месте Иисуса. А24 просто вбросили это творение фотошопа в интернет, а дальше защитники религии сделали своё дело и разнесли весть об отвязном фильме.
Студия быстро поняла, что дикие идеи для продвижения отлично справляются со своей задачей, и начала разгоняться. Следующим на очереди был «Бивень» Кевина Смита, одного из ключевых представителей культуры 420. И в качестве рекламной кампании, нацеленной понятно на кого, А24 вместе со Смитом сделали два новых сорта марихуаны, которые продавали несколько дней в одном месте, но шумиха поднялась знатная.
Самую громкую «выходку» А24 сделали для рекламы фильма «Из машины» — и вы наверняка слышали про их концепт. Студия сделала Tinder-бота одной из главных героинь ИИ Эйвы с лицом актрисы Алисии Викандер и выпустила его на свободу. Пользователи приложения для знакомств могли попасть на Эйву в ходе свайпания, но её профиль было сложно отличить от настоящего. При мэтче начинался диалог, в котором девушка расспрашивала партнёра о том, что значит быть человеком, а в конце кидала свою инсту, которая была профилем фильма. И ох, как нашумел этот Tinder-бот: про него писали крупнейшие издания планеты, а в интернете начались обсуждения этичности такой рекламы. Tinder активно ругал А24 за такую выходку, и банил ботов, чем только привлёк внимание. Сама актриса была не в курсе этой кампании и потом ругалась, из-за чего студии пришлось уволить выдуманного стажёра, который якобы придумал эту затею. С точки зрения маркетинга, это был успех, но А24 стали осторожнее.
Для фильмов «История призрака» и «Неогранённые драгоценности» А24 делала поп-ап магазины, которые существовали несколько дней. В первом посетителям предлагали надеть призрачную простыню, пройти довольно странный опросник и потом перевести из состояния действия в состояние наблюдения. Опыт был сюрреалистичным и не очень понятным, но побуждал делать о нём посты в соцсетях. С «Драгоценностями» было проще: А24 просто открыла копию магазина героя Адама Сэндлера из фильма, в котором можно было полюбоваться на драгоценных Фэрби и забрать тематический зин-журнал. Менее амбициозно, но про магазин довольно много писали в СМИ.
Для рекламы «Солнцестояния» А24 пошли по другому пути: сделали жуткую рекламу детской игрушки «Медведь в клетке». Если вы смотрели фильм, то сразу всё понятно, но до просмотра ролик как раз интриговал вопросами: что это за медведь и почему он в клетке? В самой рекламе нет элементов хоррора, но атмосфера была дискомфортной и отлично настраивала на просмотр «Солнцестояния».
Прикол в том, что «Медведь в клетке» действительно существовал и его можно было купить на сайте студии. А24 славятся своим неординарным мерчом по фильмам, изучить который можно в их магазине (сейчас уже всё распродано, если чтоо). Для «Середины 90-х» они сделали те самые фингерскейты, для «Легенды о Зелёном рыцаре» — целую ролевую игру, для «Всё везде и сразу» — сосисочные перчатки, для «Экстаза» — VHS с фильмом, для «Реинкарнации» — календарь со злыми бабулями и набор для приготовления пряничного дома на дереве из финала фильма. Плюс там можно купить ароматические свечи с ароматами девяти жанров кино и даже поводки для собак с логотипами студии — кто ещё такое делал?
Отдельного упоминания заслуживает Twitter A24, который служит хуманизацией студии. Это не просто площадка для рекламы контента, это развлекательный аккаунт, который часто острит, репостит фанатские твиты, взаимодействует с аудиторией и т.д. Сейчас там 1,8 миллионов читателей.
Спонтанная эстетика
Так уж вышло, что в репертуаре А24 преобладало два жанра: истории взросления и арт-хорроры (также называемые «возвышенные хорроры»). Второй жанр студия, можно сказать, породила своими фильмами вроде «Ведьмы» и «Реинкарнации» — и очень вовремя, когда ужасы переживали кризис. А вот истории взросления породили целую эстетику, как визуальную, так и жанровую.
Визуально в картинах А24 преобладают пастельные тона, фильтры, похожие на сепию, кадры с компаниями друзей, меланхоличные пейзажи и т.д. Стиль студии настолько чёток, что его понимают даже нейросети: обычным запросом «… в эстетике фильмов А24» можно превратить, что угодно, в кадр из картин А24. Вот, например, «Король и Шут» в таком стиле.
Жанровая эстетика А24 состоит из многих элементов: медитативный темп повествования с длинными меланхоличными кадрами и неспешным развитием сюжета; бытовые диалоги персонажей, которые по сути не имеют отношения к истории; оптимистичная и ностальгическая атмосфера; упор на настроение, а не зрелищность; и т.д. Аудитория быстро выучила киноязык А24, который стал нарицательным: создатели студии даже шутливо жаловались, что им из-за эстетической схожести часто приписывают фильмы, к которым они не имеют отношения. А кто-то даже устроил себе свадьбу в стиле «Солнцестояния»!
Даже трейлеры фильмов А24 отличаются каким-то особым стилем, выделяющимся на фоне остальных. Они следуют важным правилам: не раскрывать сюжет, разве что завязку (а там порой такие завязки, что их достаточно); не выстраивать хронологию фильма; сфокусироваться на создании настроения, а не демонстрации достижений. Настроенческий подход идеально вписывается в стратегию студии: их фильмы часто концентрируются именно на атмосфере, о чём зрители прекрасно знают, поэтому ждут, что трейлер им намекнёт, каких эмоций ждать от просмотра — и именно на этом играет А24.
Псевдокиновселенная
Студия А24 появилась очень вовремя: на заре кризиса кинематографа, который постепенно поглотила жажда лёгкой наживы на сиквелах и супергероях. Дэниэл Кац, Дэвид Фенкель и Джон Ходжес поняли, куда всё катится, и решили идти от противного: искать фильмы и придумывать, как их продвигать, а не придумывать фильмы, которые легко продвигать. Их главным принципом стал «Проси не разрешения, а прощения», и его хорошо видно как в фильмах, так и в маркетинге. И ох, как же этот подход себя оправдал.
Студия успешно привлекла внимание ключевых игроков индустрии, которые только и ждали, когда же появится что-то новое и свежее: зрителей, инвесторов и актёров с режиссёрами. Первые быстро поняли, что вкусу А24 можно доверять и на их фильмы стоит ходить — у студии появилась преданная фанбаза, готовая ехать в другие города, лишь бы попасть на сеансы картин. Инвесторов привлекал заметно меньший бюджет, по сравнению с блокбастерами, и хорошая отдача (в том числе и от фанбазы), что вкупе практически гарантировало финансовый успех картины.
Актёры и режиссёры в свою очередь влюбились в А24 и очень хотели поработать с ними — сила бренда на лицо. Основатели студии хотели создать место, где «талантливым людям можно быть талантливыми», то есть их не прессуют и не заставляют переделывать всё из-за чьих-то хотелок. Ари Астер, режиссёр «Реинкарнации» и «Солнцестояния» идеально описал подход А24: «Они не лезут в ДНК фильма». И для творцов стало очень привлекательным место, где ими не будут помыкать и запихивать в рамки, где руководителей интересует не реализация своего видения, а возможность лицезреть видение режиссёра в чистом виде.
Пока кинематограф поглощает погоня за прибылью и толерантностью, А24 стоит особняком и сохраняет свой подход. Они в каком-то смысле стали псевдокиновселенной: набором ярких картин, которые связывает лишь логотип студии и общая эстетика. Это тихий уголок для киноэнтузиастов, которые не хотят терять веру в лучшее — и А24 в этом контексте становится чуть ли не последней надеждой индустрии, которая продолжает уверенно катиться в тартарары.