Летом очень незаметно вышел фильм «Марсель, ракушка в ботинках» (Marcel the Shell with Shoes On) от режиссёра Дина Флейшер-Кэмпа. Он основан на трёх популярных короткометражках с ютуба и рассказывает о живой ракушке Марселе, который пытается найти свою семью после пропажи. Герой покоряет своей наивностью и милотой, а в целом — это повесть о безнадёжном оптимизме и любви к жизни.
Что это такое
Про короткометражки о Марселе мы рассказывали, когда вышел первый трейлер фильма, так что посмотреть их можно по ссылке. Кино — это псевдодокументалка с большой долей стоп-моушн анимации. Ракушек в фильме всего две — сам Марсель и его бабушка Конни, так что анимации там по идее немного. Но герои отстроили себе целую инфраструктуру в человеческом доме, которая поражает своей продуманностью и реалистичностью. Это как смотреть на живой игрушечный домик.
В «Марселе, ракушке в ботинках» вообще большой упор на реализм: местный мир практически идентичен нашему, за исключением того, что в нём мелкие предметы вроде ракушек оживают и строят своё общество. Всё происходящее в фильме кажется настоящим, если, подобно «Истории игрушек», позволить себе поверить, что ракушка может говорить и носить ботиночки. Кино сделано как документалка и работает как документалка, правда, слегка рушит привычные установки вроде неучастия режиссёра в жизни героя.
Как появился Марсель
Рождение очаровательной ракушки — целиком заслуга актрисы Дженни Слейт, которая подарила ему свой голос. Когда-то давно они с Дином (муж и жена, кстати) жили в отеле вчетвером с друзьями: такая тесная обстановка заставила Дженни почувствовать себя маленькой, и она поменяла свой голос на тонкий и тихий, которым говорит Марсель. Шутка позже переросла в небольшое импровизированное интервью с тогда ещё несформированным персонажем. Дин позже нарезал его, создал ракушку и смонтировал короткометражку, чисто для фана. Марсель остался бы неизвестным приколом, если бы знакомая не попросила Дина выложить ролик на ютуб, чтобы скинуть маме.
В итоге короткометражка очень завирусилась (сейчас там большее 33 миллионов просмотров), потому что людям понравился Марсель. После ещё двух роликов Дин и Дженни решили попробовать сделать фильм, но примерно в то же время они развелись. Работа продолжилась — монологи Марселя также импровизировались, и нанизывались на нить сюжета, только в них начала просачиваться боль от утраты, с которой тогда жили Дин и Дженни. И она сделала фильм только лучше, а Марселя — только реальнее.
О чём сюжет
Как мы уже сказали, Марсель живёт со своей бабушкой, но так было не всегда. Когда-то давно у них было целое сообщество всякой мелочи, со школами, врачами и т.д. Только потом случилось нечто, и все, кроме Марселя и Конни, пропали — как и люди, в доме которых жила коммуна. Дом превращают в AirBnb, куда однажды приезжает Флейшер-Кемп, замечает Марселя и начинает документировать его жизнь. Поначалу нам просто показывают бытовуху и короткие монологи ракушки, а потом случается интернет. Милые ролики с Марселем становятся очень популярными на ютубе, и герои решают использовать хайп для поиска родственников Марселя.
В чём прикол
Фильм на себе, ожидаемо, тащит личность Марселя — он как наивный ребёнок, но не совсем. По идее (точно неизвестно) он уже взрослая ракушка, но маленькость и непринадлежность к человеческому обществу спасли его от депрессивного катка, который убивает в людях любовь к жизни. Он сохранил в себе ребячество, наивность и веру в лучшее, которые так сложно не потерять в нынешние времена. А вопросы, которыми ракушка постоянно заваливает режиссёра, как Почемучка, помогают разглядеть абсурд и условности в том, что мы называем нормой. Тут эффект, как в «Душе» Pixar — непомутнённый взгляд Марселя помогает разглядеть то, что всё время было перед носом, просто затерялось в рекламных баннерах бытовухи и инфошума. Главное, потом это снова не потерять!
Безнадёжный оптимизм
Три главные темы фильма — важность сообщества, боль от утраты и страх перед изменениями. На протяжении фильма мы видим, как Марсель теряет родных, сталкивается с массивностью интернета, узнаёт истинный масштаб Земли, ищет нового друга в Дине и всеми силами старается не потерять то малое, что у него осталось. Он — маленькая безобидная ракушка в большом и страшном мире, как и все мы в каком-то смысле. Только он не скатывается в агрессию или уныние, не купается во внутренней боли, как в джакузи. Марсель учится и показывает нам, как даже в печали оставаться позитивным. Например, цитата ниже, которой ракушка описывает первый день после пропажи родных:
Был красивый солнечный день с приятным ветерком. И я помню, как подумал: «Если бы я был кем-то другим, то очень бы этим наслаждался».
В одной фразе мы видим и боль от утраты, и ту самую любовь к миру, которую Марсель сохранил даже после трагедии. Надеяться ему по сути не на что и не на кого, он в этом мире остался один с бабушкой — это та самая безнадёжность. Но ракушка продолжает замечать прекрасное в мире и верить в светлое будущее. Более того, Марсель распространяет эту веру на окружающих — того же Дина, который после развода страдает от тех же чувств, что и ракушка. Маленький друг помогает режиссёру понять, что тот стал скрываться от мира, поэтому теряет важные связи с окружающими, которые создают систему поддержки. И после этого их дружба начинает расцветать.
После просмотра «Марселя, ракушки в ботинках» хочется быть этой ракушкой, прочувствовать её безнадёжный оптимизм и научиться жить так же. Он — идеальная ролевая модель, которую мы, может, и не заслужили, но по крайней мене очень в ней нуждаемся.
P.S. Нонна Конни
Мы сказали, что фильм на себе тащит Марсель, но это лукавство, потому что бабушка Конни — тоже абсолютно великий персонаж, не менее реальная, чем её внук, может, даже более. За чертой спойлеров видно, что она — чуть ли не главный катализатор эмоций в «Ракушке в ботинках». Но мы за черту заходить не будем, потому что, уверены, мало кто смотрел этот фильм, но смотреть его стоит и портить этот опыт не хочется. Скажем лишь, что именно из уст Конни звучит главный урок «Марселя, ракушки в ботинках»: «Жизнь не может продолжаться, пока ты не откроешься».