От «Души» душевно в душу: загробная ностальгия по жизни в новом мультфильме Pixar

Артём Нечаев

На Disney+ наконец вышел новый мультфильм Pixar «Душа», который переносили много раз, снятый создателем «Головоломки» и «Вверх» Питом Доктером. До российских кинотеатров он доберётся только 21 января, но многим уже удалось его посмотреть. Например, герою величайшей шутки человечества Бараку Обаме, который внёс его в список лучших фильмов 2020 года. А ещё Артёму Нечаеву, который сейчас без спойлеров расскажет вам, почему бывший президент США не лукавит.

О «Душе» я писал ещё в октябре, когда мировая пресса впервые увидела первые полчаса мультфильма и была приглашена на небольшую пресс-конференцию. Со слов создателей фильма рассказал про техническую сторону «Души»: продумывание философии мира, анимирование жизни вне жизни, множество итераций дизайна душ, технологиях, созданных специально для этого фильма. Уже тогда он внушал большие надежды стилем, музыкой и экзистенциальными темами, на которые многие боятся даже думать, не то что целые мультфильмы снимать. Теперь же пришло время рассказать о «Душе» подробнее.

Это — самый взрослый фильм за время существования студии Pixar. То есть детям он, безусловно, понравится, тут есть все классические штуки вроде юмора, буффонады, утрирования, милоты и т.д. Но поймут его только взрослые, потому что этот фильм — про экзистенциальный кризис, созданный на основе экзистенциального кризиса Пита Доктера. Дети пока ещё не знают, что это такое, они пока ещё любят жизнь и умеют ей радоваться, а вот взрослым не помешало бы напоминание, что все мы тут вообще делаем. Но я забегаю вперёд.

Главных героев два, и они антиподы друг друга — музыкант Джо Гарднер и нерождённая душа 22. Первый — работает школьным учителем и погибает в результате несчастного случая ровно перед своей минутой славы, поэтому всеми силами старается вернуться обратно на Землю. Вторая (а точнее — Двадцать Вторая) — вредная душа, которая никак не может найти свою «искру», необходимую для попадания в мир живых, да и не особо стремится к этому, считая Землю скучным местом (tell us about it).

Кураторы и главные герои. Кадр из фильма «Душа», Disney/Pixar

Герои встречаются в месте, которое называется «До жизни» (в прошлом тексте я назвал его «преджизнием»), где нерождённые души обретают свои черты характера, увлечения, интересы и, конечно же, самое главное — искру. Делают они это под руководством Кураторов — неких воплощений Вселенной в доступной человеческому взору форме линии. Ещё некоторым душам помогают наставники — великие личности от Матери Терезы до Мухаммеда Али. Джо как раз становится наставником 22, и теперь его задача — убедить её в прикрасах жизни, чтобы она получила искру, а он стащил у неё готовую путёвку на Землю. Дальше сюжет я вам рассказывать не буду, лучше поговорим про будоражащий воображение мир, созданный командой «Души».

Преджизние. Кадр из фильма «Душа», Disney/Pixar

Функцию преджизния уже установили, там всё жестко, а вот облик этого места как раз обратный — оно мягкое до предела (мягко было даже глазам). В преджизнии много всяких интересных штук — например, есть Зал Самосознания, в котором наставники могут показать душам главные моменты своих жизней. Или ещё Зал Всего, в котором, сюрприз, есть вообще всё и куда души приходят в поисках своей искры.  Повсюду снуют Кураторы, которых поголовно зовут Джерри — этакие снисходительные «родители», которые ко всем добры и всех хвалят (кроме 22). Сразу после своей смерти Джо попал на космический конвейер, ведущий к странной белой дыре, в которой растворяются души погибших. Последняя показанная зона — это пыльная пустыня, куда попадают заблудшие души: всё ещё живые люди, поглощённые работой или чем-то другим.

Конвейер смерти. Кадр из фильма «Душа», Disney/Pixar

Главное: создатели «Души» придумали максимально универсальную модель жизни вне жизни. Это не какой-то проповедник, который придёт к вам домой и будет вдалбливать про Рай, Ад, грехи, обряды и т.д. Режиссёр фильма Пит Доктер сказал, что они сошлись на такой модели: Земля — самое детализированное измерение, и чем выше мы поднимаемся по слоям реальности, тем проще становится мир. И знаете, что намного проще жизни? Математика. Аниматоры пришли как раз к тому, что жизнь вне жизни должна быть математической, линейной, без наворотов. У них получилось создать нечто одновременно блеклое и завораживающее, и хотел бы я посмотреть на людей, которые найдут, чем тут можно оскорбиться.

Кадр из фильма «Душа», Disney/Pixar

На деле же тут даже порыдать не над чем. Не поймите неправильно, плакать вы почти точно будете, только вот это будут не печальные рыдания, а слёзы благоговения. Наташа Лобачёва ещё на старом сайте 2х2.медиа написала большой текст о том, почему мы плачем на фильмах Pixar — и там всё завязано на какой-то грусти из-за чьей-то смерти или жертвы. И тут «Душа» просто берёт и ломает пиксаровские шаблоны, потому что в фильме нет вещей вроде «за себя и за Сашку», из вас не будут насильно выдавливать слёзы. Приём используется другой, при котором вы сами из себя всё выдавите, только вот это будут слёзы счастья.

Фильм предсказуемо приходит к выводу, что жизнь прекрасна, только делает он его с такой мощью и напором, что начинаешь плакать. Потому что смотришь мультфильм, который показывает тебе всякие мелочи, делающие окружающий мир великолепным, и сразу же задумываешься: а почему я смотрю на это на экране, а не в реальном мире? Дальше под дых ударяет осознание, что каким бы шикарным не был мир, мы просто разучились его ценить. Мы не смотрим на падающий снег, не слушаем звуки ветра, не сохраняем всякие мелочи, потому что не видим тот смысл, которым они наполнены. Вот тут как раз начинаются слёзы, рыдания по тому, что уже упущено: все эти магические моменты жизни, которые сразу же падают в бездну, если вовремя их не поймать.

Кадр из фильма «Душа», Disney/Pixar

Но сильно расстроиться вы не успеете, потому что «Душа» — она же про позитив, жизнь, будущее. Она напоминает, каково это — любить жизнь, и наступает шок от контраста, насколько знакомо это чувство и насколько оно забыто, этакая ностальгия по жизни. Посреди слёзы приходит понимание, что упущенное уже упущено, но впереди таких моментов просто завались. И плач печали превращается в плач предвкушения, благоговения перед жизнью и тем, что она несёт. Плюс, ещё будут слёзы благодарности фильму, который открывает глаза на то, что ваш самый близкий друг всё это время был совсем рядом, вы его просто не замечали, потому что он такой большой и всеобъемлющий (речь о Мире, если что).

«Душа» в этом смысле похожа на ASMR-видео. Признайтесь, вы бы никогда не стали прислушиваться к звуку открытия пачки чипсов (если, конечно, это не происходит невольно в кинотеатре, а ну, парень со второго ряда, хватит чавкать!). Но если вы посмотрите видео, в котором в миллиметре от микрофона открывают сочные чипсоны, этот звук станет чуть ли не самым восхитительным, детализированным, наполненным звуком во Вселенной, просто потому что ваше внимание в данный момент приковано к нему. Так вот, в этом смысле «Душа» — это такое ASMR жизни, после которого у вас не получится смотреть на неё по-старому. Она будет ощущаться острее, насыщеннее, полнее — и я говорю по своему опыту, особенно сразу после выхода из кинотеатра (а вот надолго ли — зависит уже от вас самих).

Кураторы ведут подсчёт умерших. Кадр из фильма «Душа», Disney/Pixar

В этом смысле и с учётом времени, в котором мы живём, «Душа» — это то, что Доктер прописал. Сейчас, когда кажется, что дальше будет только хуже, сколько бы мы не просили 2021 быть лучше, необходимо каждое напоминание, что несмотря на происходящее вокруг и внутри, мир (и вы) остается прекрасным в деталях, которые просто нужно научиться замечать. И лучшего руководства для чайников, чем «Душа», просто не придумать.

Смотрю мультики и играю в игры по работе. Иногда даже пишу о них.

Понятно