В мировом прокате гремит мультфильм «Зверополис 2» (Zootopia 2), чьи кассовые сборы скоро достигнут отметки в миллиард долларов. Продолжение приключений крольчихи Джуди Хоппс и лиса Ника Уайлда в качестве полицейских — одно из самых ярких анимационных событий года. Зверям-напарникам предстоит раскрыть новое дело, касающееся целого животного класса — рептилий. Рассказываем, за что хвалят мультфильм и почему одна и та же сюжетная формула сработала во второй раз.
После того как Джуди и Ник раскрыли заговор мисс Барашкинс, их наградили и официально сделали напарниками. Из-за чрезмерной инициативности крольчихи они с лисом маскируются и отправляются ловить контрабандиста в порту вместо полицейской летучки. Но всё идёт не по плану. Начинается драйвовая погоня, в ходе которой по классике страдает город: аварии, разрушения и нелепые столкновения. Не повезло оказаться на пути и памятнику Эбанезеру Рысевичу — создателю Стен стихий (экосистема, обеспечивающая комфортную погоду для всех животных в разных районах в Зверополиса), который только что открыл новый мэр-жеребец (в том смысле, что он — лошадь) Брайан Ржевальский. Герои вновь оказываются во всех новостях, но уже в негативном свете, после чего капитан Буйволсон отправляет их на терапию для напарников (в противном случае персонажей ждёт разлука).


Однако в ходе преследования Джуди наткнулась на странную улику — фрагмент змеиной чешуи. Она подозревает, что дело ещё не закрыто и полицейские зацепили лишь верхушку айсберга, ведь всех рептилий изгнали из Зверополиса почти 100 лет назад из-за жестокого убийства в доме Рысевича. В честь юбилея без змей в коллективе влиятельная семья кошачьих устраивает гала-вечер, где будет выставлен дневник создателя Стен стихий. Крольчиха не в состоянии закрывать глаза на подозрения и, насмотревшись подкастов бобрихи-коспиролога, подталкивает Ника пробраться на светское мероприятие и проверить теорию. Оказывается, змей действительно пробрался в город и хочет украсть дневник. Но насколько злостны его мотивы? Что, если рептилии на самом деле не такие плохие, как о них говорят? Придётся разбираться.

Первый «Зверополис» вышел в 2016 году, практически 10 лет назад, и моментально стал хитом: проект заработал больше миллиарда долларов и получил «Оскар». История долгое время казалась завершённой, но в 2022-м «мышиная корпорация» выпустила на своём стриминге анимационную антологию «Зверополис+» со второстепенными героями. Сериал включал шесть небольших эпизодов в разных жанрах: от мюзикла до реалити-шоу, расширяющих сцены из полнометражки (фрагмент с флэшбэком гангстера-бурозубки в формате криминальной драмы — великолепен).


В начале 2020-х мультипликация Disney пережила тяжёлый кризисный период, где не последнюю роль сыграла пандемия. «Райя и последний дракон», «Странный мир» и «Заветное желание» провалились, а «Энканто» хоть и выиграл «Оскар», не принёс достаточно прибыли (это если не говорить о сегменте анимации Pixar, которую принято рассматривать отдельно, где дела тоже были не очень). На фоне череды неудач компания выстроила новую стратегию, нацеленную преимущественно на разработку продолжений уже известных лент, способных сделать выручку за счёт своего имени. Так были анонсированы «Моана 2», «Холодное сердце 3» и, собственно, «Зверополис 2» (по такой схеме действует и студия Pixar, снизившая количество оригинальных проектов).

Если судить выбранную тактику по уже вышедшим мультфильмам, она оказалась весьма успешной. Сиквел «Моаны» заработал больше миллиарда долларов, а история Ника и Джуди вполне способна собрать и полтора, учитывая высокий зрительский интерес к новинке (в триквеле «Холодного сердца» сомневаться тоже не особо приходится). Скорее всего, «мышиный дом» удостоверится в финансовой правильности стратегии и в ближайшие годы нас ждёт минимальное количество оригинальных лент в море проверенных продолжений. Тем более, что в некоторых моментах у мультфильмов даже сценарная структура перекликается.


С точки зрения сюжета второй «Зверополис» не предлагает ничего нового. Как в первом фильме Джуди и Нику приходилось бороться с предрассудками и видовыми притеснениями (были хищники, стали рептилии), так и в сиквеле герои демонстрируют, что повторение — мать учения. Крольчиха опять вынуждена доказывать всем вокруг, что она чего-то стоит и не просто так работает в полиции, а циничный на первый взгляд лис оказывается не в состоянии что-либо противопоставить длинноухому обаянию и гиперактивности вперемешку с мегаответственностью напарницы. Однако совсем без свежих моментов фанатов не оставили.
На протяжении всего сюжета отношения друзей проходят новый этап проверки. Главные герои с абсолютно разными темпераментами должны научиться слушать друг друга и напрямую говорить о своих чувствах. Проникновенные терапевтические диалоги, демонстрирующие важность здоровых взаимоотношений (не только дружеских, но и межвидовых), аккуратно раскиданы по сюжету между динамичными погонями, визуальными пасхалками и уморительными шутками. В лучших традициях современной мультипликации зрители разных возрастов найдут для себя в ленте что-то интересное.


Очевидно, что животный мегаполис похож на мир людей, где вынуждены уживаться представители разных рас, культур и взглядов. Проект уже второй раз говорит, что нужно как-то сосуществовать вместе, несмотря на отличия, а любые притеснения ни к чему хорошему не приводят. На этой теме создатели, можно сказать, собаку съели (или по отношению к «Зверополису» такое выражение — каннибализм?). Лента наполнена множеством образов, но без какой-либо конкретики, что даёт волю зрительской интерпретации. Если вы увидели какие-то персоналии в рысях-толстосумах, управляющих городом из тени, или коне-мэре, ушедшем из актёрства в политику, это исключительно ваши домыслы, которые имеют место быть.
В этом и прелесть «Зверополиса»: в нём можно бесконечно долго копаться и находить скрытые смыслы или же просто насладиться красотой визуальной проработки и драйвовым бадди-муви об очень разных, но дружных напарниках, между которыми сложилась невероятная химия. В продолжении мало того, что не забыли о старых знакомых (например, ласка Дюк теперь торгует дисками, а Блиц всё также рассекает на быстром спорткаре), так добавили и несколько крутых новичков: ковбой-ящерица Хесус, который может бегать по воде, и уже упомянутая бобриха-конспиролог достойны отдельных похвал.


Чтобы перечислить все занимательные детали (в Зверополисе есть аналог стриминга Hulu, а змеи пользуются ростомером, который висит горизонтально) и разобрать визуальные, звуковые и текстовые отсылки к другим поп-культурным проектам, нужно делать отдельный лонгрид (и брать время на ещё несколько пересмотров с блокнотом). Чего только стоят реверансы «Форсажу», «Сиянию», «Молчанию ягнят» и «Рататую». Или знаковый образ белого медведя, пьющего тёмную газировку. Или Майкл Джей Фокс, озвучивший в оригинале лису по имени Майкл Джей. Даже певица Шакира, подарившая свой голос поп-звезде Газелле, отметилась новой танцевальной песней, очень напоминающей один из её главных хитов Waka Waka (This Time for Africa).
В общем, вторая часть «Зверополиса» — отличный анимационный блокбастер с любимыми героями, сделанный по всем канонам оригинала. Может, ничего принципиально нового зрители и не получили, но спустя столько лет приятно вновь понаблюдать за рабочим тандемом Ника и Джуди. Главное, чтобы зрительское одобрение не было основанием для создателей пригреть змею и третья часть (которая почти точно будет, да и легко догадаться с каким животным классом) не попала в уроборос, из которого невозможно вырваться.
P.S. В мультфильме «Зверополис 2» есть две сцены после титров.

