На Netflix вышла вторая половина четвёртого сезона сериала «Ты» (You). Это история Джо Голдберга, обаятельного парня, который ищет свою любовь, но использует страшные средства для достижения своего счастья. Чтобы понять, что избранница — та самая, он готов на всё: следить за ней, взламывать социальные сети, проникать в её квартиру и даже устранять людей из окружения, которые против их отношений. Но главная проблема Джо — в каждом сезоне девушка новая. Он не способен найти свою любовь, а кровавый след за ним теперь тянется из США в Лондон.
Новый сезон представляет Джо в качестве Джонатана Мура — преподавателя литературы в университете, который поневоле оказывается в кругу местной элиты. Вот только себя частью этого общества Голдберг не ощущает. Зато он быстро погружается в уже знакомую стихию — одержимость галеристкой в лице Кейт Гэлвин (Шарлотта Ричи). Джо пытается отстраниться, переключить своё внимание, но он не способен побороть своё естество — ему важно добиться расположения. И в контексте отношений Голдбергу необходимо, чтобы девушка его любила. Даже если ради этого он вынужден пойти по головам или по… трупам.
Новой жизни Джо мешает таинственный Убийца богатых — кто-то методично и на показ убивает мажоров из окружения новой возлюбленной Голдберга. А ещё он затеял с Джо игру, желая выставить его виноватым и уговаривая присоединяться к своей борьбе. Вот только у Джо своё противостояние — с призраками прошлого, навсегда поселившимися в его голове, с предыдущей возлюбленной, ради которой он и сбежал в Европу, а также со своей тёмной стороной. А наблюдаешь за этим противостоянием — ты.
Несмотря на смену континента и сеттинга (первая половина нового сезона фактически детектив), развитие характера Джо выглядит максимально закономерным. Из отношений в отношения Голдберг всё чаще преступал грани разумного, и в новом сезоне его настигает расплата. Но не в том виде, в каком ждали фанаты — герой не попадёт в тюрьму и не будет убит, он столкнётся с худшим проявлением своих внутренних демонов.
Здесь нельзя не вспомнить о другом сериальном убийце — Декстере Моргане из одноимённого сериала. Его «тёмный попутчик» вынуждал убивать, и свой гнев Декстер старался выливать только на тех, кто, по его мнению, этого заслуживал — убийц, насильников, преступников. Диалоги Декстера с самим собой составляли львиную долю повествования в сериале и ненадолго пускали зрителя в разум серийного убийцы.
В четвёртом сезоне у Джо тоже появился свой «тёмный попутчик», и его роль в сюжете не только в том, что он олицетворяет то, кто Голдберг на самом деле, он также показывает, что Джо прошёл точку невозврата. В своей погоне за счастьем, о котором он наивно грезил, он уже столько раз перешёл все границы, что попросту не способен больше себя оправдывать. И это, пожалуй, главное достижение сезона — он понял, что психически нестабилен, и ему нужна помощь.
В предыдущих сезонах даже в самые мрачные моменты Джо убеждал себя, что делает все свои ужасные поступки во благо и со временем девушки поймут, что старается он ради них. Теперь же Голдберг убеждён — он на самом деле плохой человек. Так что четвёртый сезон по ходу истории трансформируется из очередного раунда одержимости Джо в экзистенциальный поиск ответов о смысле своей жизни. А наблюдаешь и задаёшь риторические вопросы к происходящему — ты.
Получается, четвёртый сезон — это своего рода микс из тем и идей разной степени актуальности. Тут и eat the rich-тематика, и попытка Джо искупить свою вину перед каждым, кто пострадал от него, чтобы получить второй шанс, и новый цикл Джо с одержимостью очередной девушкой, и ментальные проблемы, которые неизбежно возникают у человека, чьи руки по локоть в крови. Все вместе сюжетные изощрения выглядят как попытка усидеть на всех стульях. И при просмотре сериал способен вызвать весь спектр эмоций — от разочарования до искреннего восторга.
При этом субъективно сериал будто бы меньше обсуждают, в соцсетях он на втором плане из-за The Last of Us, «Короля и Шута» и даже «Мандалорца», хотя, опять же субъективно, «Ты» в четвёртом сезоне наконец выходит на разговор о ментальных проблемах Джо. На попытку проанализировать его восприятие мира. На возможность показать, как человек, годами закрывавших своих «любимых» в коробке, и сам себя посадил в неё, попытавшись начать всё заново. Вот только его коробка — в его же голове. А сам Джо и его мысли — в вашей, потому что оторвать от него глаз не можешь — ты.
В интервью The Hollywood Reporter Пенн Бенджли, сыгравший Джо, так объясняет, почему за героем продолжают следить: «То, что мы делаем в сериале, похоже на комическое исследование самых токсичных заблуждений о любви, власти и самих себе. И если мы забываем об этом и поддаемся интерпретации Голдберга и думаем, что на самом деле находимся в истории о человеке, который пытается измениться, влюбиться и найти кого-то, что ж, мы попали под чары Джо. <...> Если вы думаете, что дело в нём, значит, вы слишком сильно поддались его чарам. И поэтому я убеждён, что просто пытался помочь реализовать концепт. Это ведь прямо в названии — Это «Ты», а не он. Ни в коем случае не закрывая глаза на его поступки».
«Ты» уже четыре сезона успешно эксплуатирует приём, когда зритель не одобряет поступков главного героя, порицает его за содеянное, но в то же время не может оторвать глаз от экрана (такой необычный вариант Стокгольмского синдрома). Мысли Джо, его дотошность, внимание к деталям, упорство вовлекают зрителя в происходящее.
И получается, что создатели (включая Пенна Бенджли) так хорошо прописали героя, что от него трудно оторвать глаз. При просмотре его ненавидишь и неловко за него переживаешь, злишься на него и в то же время гадаешь, как он выкрутится из очередной передряги. И все эти смешанные чувства испытываешь — ты, Ты, ТЫ!