30 мая 2003 года в мировой прокат вышел «В поисках Немо» (Finding Nemo) — пятый полнометражный мультфильм студии Pixar. Он рассказывает о рыбке-клоуне Марлине, отправившемся искать сына Немо, по трагической случайности оказавшегося невероятно далеко от отчего дома. В своё время мультфильм стал настоящим хитом, собрав в 10 раз больше своего бюджета. Кинокритик Иван Афанасьев, в детстве обожавший этот мультик, пересмотрел его и рассказывает, как он смотрится спустя два десятилетия (спойлер — всё так же свежо).
Обычно я придумываю под каждый «ностальгический» текст какой-то определённый «угол зрения»: о чём стоит сказать, если учесть, что об этих проектах всё и так уже было сказано и не раз. При этом, лично у меня есть релизы, о которых писать откровенно сложно — ты их настолько сильно и нежно любишь, что слов подобрать не получается. Ну вы знаете — перед лицом истинной любви мы порой умильно тупеем. «В поисках Немо» один из таких: затёртый DVD-диск, который я втыкал в проигрыватель в детстве в среднем раз в неделю, до сих пор хранится у меня дома на почётном месте рядом со «Шреком» и «Похождениями императора». Удивительно при этом, что из всех мультфильмов Pixar это, как ни странно, не самое популярное произведение.
Между тем, «В поисках Немо» лично для меня — это мультфильм, который буквально открывает масштаб мира, в котором все мы живём. Поставьте себя на место маленькой рыбки-клоуна, который вынужден покинуть свои уютные анемоны и отправиться на поиски родного сынишки. Вспомните одну из первых сцен, когда он выходит в открытое море — перед Марлином огромный синий океан, бесконечные толщи воды, которым, кажется, конца и края нет. Он выступает буквальным аналогом открытого пространства, которое временами может повергнуть в шок среднестатистического жителя крупных городов, да и городов в целом. Вот так ты выезжаешь на автобусе к бабушке, а перед тобой вместо привычной плотной застройки вертикальных коробок из бетона — горизонтальные, открытые пространства, в которых порой даже деревьев не видно. Помню свой первый опыт выезда с родителями на природу, когда я был ещё слюнявым пацаном — казалось, что мир такой огромный, что можно в нём потеряться. Как позже оказалось, иногда теряться — даже здорово.
В общем-то, эти ощущения вполне описывают эмоции, которые должен испытать Марлин, оказавшись перед лицом неизвестности. Да, я, возможно банален и прозаичен, а все и так в курсе: «В поисках Немо» — фильм про внезапный выход из зоны комфорта, столкновение с истинным миром, в котором полно как опасностей, так и откровенно прекрасного. Вспомните эпизод с акулами-вегетарианцами, которые поначалу разрушают стереотип о том, что все они — мясоеды и обожают жрать других рыб. Так ты знакомишься с кем-то, с кем всю свою жизнь боялся не то что заговорить, но даже оказаться в одном помещении — а он свой в доску. Вспомните, как двое товарищей пытаются остановить Бугра, вдохнувшего капельку крови — смешно, но при просмотре мультфильма в уже взрослом возрасте (с огромным, кстати, удовольствием) я задумался, что примерно так же рвётся к бутылке спиртного недавно завязавший с алкоголем. Вспомните ещё, как доставучие чайки просят у пеликана Найджела кусок его рыбки — и вспомните, как вы чувствовали себя в школьные годы, когда приходили с пакетиком сока в класс на переменке, и каждый встречный просил «попить», пока не оставался лишь просто пакетик, уже без сока.
Это я все к чему… Странный пример в противовес, но почти в одно время с «В поисках Немо» выходил мультфильм DreamWorks Pictures «Подводная братва». Помню прекрасно, как диск с ним я также затёр до трещинок на поверхности, и с тех пор, например, большой фанат Мэри Джей Блайдж, чья песня звучит в финале. Сейчас, пересмотрев его на контрасте с «В поисках Немо» (оба мультфильма у меня в детстве стояли на одной полке), я обнаружил, что он даже близко не так увлекателен. Всё, что в нём есть — это смешная акула, озвученная Робертом Де Ниро, пародирующая его образ из всех фильмов о гангстерах сразу. Особенно из «Бронкской истории», к которой отсылает оригинальное название (сын у акулы, кстати, тоже вегетарианец). Местные рыбы вызывают странноватое ощущение, сходное с эффектом «зловещей долины»: их мимика скопирована с лиц озвучивающих актёров, и это выглядит довольно крипово.
В то время как милейшие рисованные рыбки из «В поисках Немо», у которых своя, особенная пластика лица, не воспроизводящая человеческую, по сей день смотрятся прекрасно. А образы и идеи, заложенные в мультфильм, работают и вызывают массу ощущений и чувств. Так в целом работают все мультфильмы Pixar: они впечатляют и детей, впервые познающих мир, которых манит загадка открытого океана, и взрослых, которые знают, что прячется за ширмой, отделяющей «малую» и «большую» воду, как сказали бы индейцы. Но почему-то именно с «В поисках Немо» у меня сработал совершенно детский инстинкт, когда радуешься мультику, будто смотришь его впервые. Я даже для верности проверил и пересмотрел его спустя неделю: эффект абсолютно тот же. Невероятная радость, воплощенная в огромном море сколь же неизвестного, столь и интересного. Классика классик, как сказка сказок. Посмотрите, если до сих пор не видели!
P.S.: при этом «В поисках Дори» — один из худших сиквелов и один из худших мультфильмов Pixar, что я видел! Но это уже совсем другая история…