Легендарная «Техасская резня бензопилой» (Texas Chainsaw Massacre) снова врывается в прокат. В этот раз — отреставрированная, в высоком разрешении и от этого ещё более жуткая. Харизматичный и немного трагичный злодей по прозвищу Кожаное лицо готов снова взяться за любимый инструмент, чтобы как и 50 лет назад устроить простым американским подросткам круиз в ад. Далеко ходить не надо — местный филиал расположен в Штате Техас, где в небольшой хижине собралось к ужину семейство каннибалов.
Несмотря на попытки других режиссёров, сценаристов и продюсеров продолжить идеи оригинальной ленты, первая часть до сих пор остаётся самой любимой у поклонников серии и ценителей ужасов в целом. Об уникальности первого фильма, истории кинофраншизы и её влиянии на массовую культуру рассказываем в подробном материале.
Тоуб Хупер с бензопилой: приквел
В школьные годы Тоуб Хупер постоянно ходил в кинотеатр, иногда на два-три сеанса в день. Фильмы его притягивали, поэтому он обзавёлся собственной бытовой камерой — снимал по короткометражке почти каждый день и показывал фильмы соседям за скромную плату в пять центов.
Хупер вырос и к началу семидесятых в его портфолио собралось около 60 документальных фильмов о жертвах несчастных случаев для страховой компании, десяток рекламных роликов и один экспериментальный полнометражный фильм, снятый на собственные деньги в компании студентов. В «Яичной скорлупе» (1969) зритель наблюдал за общиной хиппи, которая сталкивалась со сверхъестественной сущностью в лесу.
Размышляя над идеей для хоррор-фильма, Хупер пошёл в супермаркет за подарками на Рождество и попал в длинную очередь на кассу. Идея снять фильм о маньяке, который использует бензопилу как орудие убийства, пришла к нему в отделе с инструментами.
«Это, должно быть, случилось в 1972-м или 1973 году. [Супермаркет] был заполнен тысячами людей, и я пробирался через толпу, чтобы выйти, а затем случайно оказался в отделе с инструментами. Я посмотрел вниз и увидел целую стойку с бензопилами, которые выставили на продажу. Я подумал: “Если запущу пилу — люди просто расступятся, уберутся прочь”. Так родилась идея. Очевидно, что тогда я передумал [запускать пилу]».
Тоуб Хупер
Режиссёр
Идея засела в голове Хупера. По дороге домой он размышлял о концепции будущего фильма и к яркому образу бензопилы добавил историю из детства, которую ему рассказал семейный доктор. По легенде, тот однажды сделал себе маску на Хэллоуин, материалом для которой стала высушенная кожа с лица одного из трупов. Неизвестно, насколько правдива была эта история, но она определённо впечатлила Тоуба. Также на него повлияли рассказы родственников о жизни в южных штатах. В представлении Тоуба это были места, изолированные от цивилизованного мира, в них могло происходить что угодно.
Кавалькада образов в голове режиссёра завершилась историей о реально существующем маньяке Эде Гине, который выкапывал тела молодых девушек на кладбище, питался ими, а из кожи и частей тела мастерил мебель и утварь для дома. Фигурой Гина вдохновлялись и другие творцы. Например, писатель Роберт Блох, который выпустил книгу, основываясь на истории Эда, и Альфред Хичкок, который снял её знаменитую экранизацию — психологический триллер «Психо» (1960).
Так Хупер набросал первый синопсис — в нём маньяк в маске из человеческой кожи охотился за подростками в Техасской глубинке. Также Тоуб хотел привнести политическое измерение в ленту и высказаться по поводу социальной обстановки в Америке семидесятых — бензинового кризиса, войны во Вьетнаме, гибели старых ценностей и Уотергейтском скандале, из-за которого президент Никсон ушёл в отставку.
Хупер показал готовый синопсис своему соавтору — сценаристу Киму Хенкелу. Ему тоже понравилась идея и вместе соавторы принялись за более детальную разработку проекта. Идея понравилась и другому другу Тоуба, который одолжил постановщику щедрые 60 тыс. долларов на съёмки.
«Техасская резня бензопилой» (1974)
Для производства полнометражного фильма это был не просто скромный бюджет, а мизерный. Хуперу и Хенкелу пришлось экономить на реквизите, декорациях, съёмочной технике и на актёрах. Вместо знаменитостей брали начинающих, а иногда привлекали к съёмкам людей, далёких от актёрского ремесла. Одним из таких импровизированных артистов стал Гуннар Хансен, опыт которого заканчивался на участии в театральных постановках и любительских фильмах. Но Хансен был настоящим великаном, поэтому Хупер дал ему одну из главных ролей в карьере — того самого маньяка с бензопилой.
Съёмки стартовали летом 1973-го и превратились в настоящий ад. Режиссёр отснял материал всего за месяц, но за это время успел вымотать актёров, технический персонал и себя. Но низкий бюджет, напряжённость и усталость превратились в удачные творческие решения — как бы смешно ни звучало, благодаря им фильм стал реалистичнее и сильнее пугал, даже несмотря на минимализм и небольшое количество кровавых сцен. В фильме с бескомпромиссным названием «Техасская резня бензопилой» было всего одно убийство с использованием титульной бензопилы.
Актёров одолевала невыносимая жара и требования Хупера отыгрывать одни и те же сцены по 16 раз. А сжатый съёмочный процесс накладывал обязательство работать по 18 часов в сутки. Усложнял ситуацию и Ким Хенкел — он переписывал сценарий на ходу, из-за чего материал приходилось переснимать снова и снова.
Проблемы были и с реквизитом. У команды не было денег на безопасные театральные реплики молотка, дубинки и бензопилы, из-за чего пришлось использовать настоящие инструменты в качестве орудий убийства в жестоких сценах. Это привело к тому, что актёры неоднократно получали увечья — часть крови в финальном монтаже фильма оказалась не бутафорской.
«У нас была только одна пила. Поэтому мы убрали из неё сцепление. Выглядело так, будто всё [заводится и] работает, а когда нам нужно было что-то разрезать — мы вставляли сцепление обратно. [...] Иногда на это уходило несколько часов».
Тоуб Хупер
Режиссёр
Сложнее всего команде дались съёмки финальной части картины, в которой главная героиня попадала на званый ужин к семейству безумных каннибалов — родственников Кожаного лица. Позже эта сцена станет культовой не только среди фанатов франшизы, но и в других медиа. Например, её оммаж можно встретить в видеоигре Resident Evil 7.
Денег на бутафорский реквизит для «украшения» стола каннибалов у Хупера не было, поэтому постановщик решил использовать туши и кости настоящих животных. Процесс подбора реквизита за 50 лет оброс жуткими легендами.
По одной из версий, туши и кости привезли со скотобойни, по другой — арт-директор фильма ездил по пустыне и подбирал тела погибших животных. Самую безумную версию рассказывает Тоуб Хупер в интервью The Flashback Files.
«Итак, в день съёмок сцены с ужином к дому подъезжает большой самосвал, у него было одно из этих гидравлических устройств-подъёмников. Устройство поднимается, и самосвал вываливает трупы животных к задней части дома. По меньшей мере сотню трупов — собак, кошек и бог знает кого ещё. Их, видимо, только что усыпили и привезли из городского приюта. Все испугались, включая меня. Потом грузовик уехал. Затем, Дотти Пёрл, наш специалист по гриму, вводила формальдегид в тельца мёртвых животных. У неё на коленях лежала мёртвая собака, [Дотти] уколола её иглой. Но игла прошла сквозь лапу собаки и попала ей в ногу. Она уколола себя формальдегидом».
Тоуб Хупер
Режиссёр
На съёмки этой сцены ушло почти два дня, в течение которых команда работала без перерыва. Во-первых, из-за короткого съёмочного периода, а во-вторых — из-за тел мёртвых животных, которые очень быстро разлагались на жаре и под лампами осветительных приборов. В старом доме не было вентиляции, поэтому актёрам не пришлось изображать отвращение — они и так его испытывали из-за обилия мёртвой плоти и мерзкого запаха. По словам Тоуба из того же интервью, «всех постоянно тошнило и люди бегали на улицу или к окнам, чтобы набраться свежего воздуха».
После завершения съёмок команда сравнивала рабочий процесс с войной во Вьетнаме, а некоторые актёры в дальнейшем наотрез отказались сотрудничать с Хупером.
Тем не менее, дело было сделано — у режиссёра на руках были часы натуралистичного (во всех смыслах) съёмочного материала, который теперь предстояло смонтировать и отправить в прокат. Чтобы это сделать, Тоуб заключил договор с компанией Bryanston Pictures, которая, как оказалось, была тесно связана с преступностью. Её возглавлял Луис Перайно, член мафиозной банды Коломбо. По условиям «мафиозного» контракта Хуперу и команде не полагалось практически никаких отчислений от проката «Техасской резни бензопилой» — только символические суммы за авторство.
Выбора не было. Фильм, снятый буквально на коленке в жутких условиях и с минимальным бюджетом, в представлении Тоуба, не мог стать лидером проката и не мог принести баснословную прибыль. Больше всего режиссёр хотел просто закончить картину и хоть как-то выпустить её в кинотетрах. На тот момент, никто из больших прокатчиков не хотел брать фильм под своё крыло из-за натуралистичности. Bryanston Pictures казалась единственным возможным вариантом.
В октябре 1974-го картина вышла в ограниченный прокат и стала хитом. При бюджете в 120-140 тыс. долларов «Техасская резня бензопилой» заработала больше 30 миллионов.
«[Фильм] показывали везде — в каждом кинотеатре на Голливудском бульваре, включая кинотеатры для детей. Я приехал в автокинотеатр, чтобы посмотреть [свой же] фильм, и заметил, что во время некоторых сцен у людей загорались задние фары. И я подумал: “О боже, они сейчас уедут”. Но задние фары вскоре гасли, а затем загорались снова. Это была непроизвольная реакция. Они нажимали на педаль тормоза, потому что их мышцы напрягались. Это была классная предварительная фокус-группа».
Тоуб Хупер
Режиссёр
Несмотря на трудный производственный процесс, неоднозначный приём критиков и скандалы вокруг содержания картины, первая «Техасская резня бензопилой» стала культовой и изменила ландшафт жанра ужасов. Дешевизна помогла создать фильм, который ощущался не как лощёный студийный ужастик про Дракулу или Франкенштейна, а как грязная документальная съёмка с недорогой камеры. Позже к этому приёму не раз будут прибегать авторы «Ведьмы из Блэр» (1999), «Паранормального явления» (2009) и других популярных хорроров.
Хупер решил пойти дальше не совсем намеренной стилизации и ввёл зрителей в заблуждение. В самом начале фильма он вставил сообщение, в котором говорилось что всё происходящее основано на реальных событиях. Естественно, это была ложь, которая укрепляла «документальность» материала, снятого на недорогую 16-ти миллиметровую плёнку, а заодно — задавала нужное настроение зрителю.
К тому же фильм Тоуба популяризовал сразу два новых типа антагонистов. Первый — семья безумных деревенщин-каннибалов с извращенными ценностями. Второй — молчаливый психопат-убийца, лицо которого скрыто под маской.
Портрет Кожаного лица как антагониста оказался гораздо сложнее, чем могло показаться на первый взгляд. Несмотря на псевдодокументальность ленты и частичное вдохновение преступлениями Эда Гина злодей из «Резни» был больше похож на маленького ребёнка с присущей ему наивностью, а не расчётливым психопатом, который выстраивал сложный ритуал вокруг хранения трофеев. Кожаное лицо многого не понимал, но с почти животной дикостью был готов исполнять любые просьбы семьи, оказывался добытчиком и оружием в их руках. Даже с титульной бензопилой великан играл, будто с любимой игрушкой.
Эта черта делает мотивы злодея «чище» в сравнении с множеством кинозлодеев жанра, которые появятся чуть позже, вроде Фредди Крюгера с его слепым стремлением мстить обращая страхи своих жертв против их самих. Тоуб Хупер сравнивает Кожаное лицо с большим ребёнком, который нападает только на тех, кто угрожает его семье и дому. Его так воспитали, он не знает другой жизни и считает сложившееся положение вещей нормой. К тому же у него буквально нет собственной личности. Чтобы заполнить пустоту громила использует лица жертв и даже вбирает в себя искажённые черты их характера.
Чуть позже большую часть архетипов «Резни» будут использовать в знаменитых и долгоиграющих франшизах — «Хэллоуин» и «Пятница, 13-е», а также переосмыслять в фильмах «У холмов есть глаза» (1977), «Крик» (1996), «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (1997) и «Поворот не туда» (2003). В семидесятых это были свежие и необычные идеи, который пугали и заставляли зрителей почувствовать отвращение, схожее с тем, которое чувствовали актёры на съёмках.
Несмотря на экономию бутафорской крови, многие всё равно обвиняли «Техасскую резню бензопилой» в излишней кровожадности, а сарафанное радио преподносило ленту как «одну из самых кровавых», запрещённую в ряде стран. Например, в Британии, причём на целых 25 лет.
«Техасская резня бензопилой» превратилась в большую франшизу с девятью полноценными картинами, комиксами, видеоиграми, бутафорскими бензопилами и масками в магазинах мерчендайза, а также линейками фигурок и игрушек. Ещё большее влияние картина оказала на будущих авторов из разных медиа — Николаса Виндинга Рефна («Драйв», «Неоновый демон»), Роба Зомби («Дом 1000 трупов»), Гильермо Дель Торо («Лабиринт Фавна», «Форма воды»), Квентина Тарантино («Криминальное чтиво», «Бесславные ублюдки») и многих других.
Отсылки к тем или иным элементам картины Хупера можно встретить не только в кино, но и в видеоиграх, тяжёлой музыке, комиксах, литературе и даже в аниме. Например, в недавнем хите «Человек-бензопила», Тацуки Фудзимото соединил классический сёнэн Акиры Ториямы («Жемчуг дракона») с хоррорами Тоуба Хупера, Джона Карпентера («Нечто») и Дэвида Кроненберга («Муха», «Экзистенция»).
Смотрите фильм «Техасская резня бензопилой» 1974 года в эфире 2х2 4 мая в 0:05!
Пиксельная резня бензопилой и «видеоигровое проклятие»
В 1983-м вышла одноимённая видеоигровая адаптация от Wizard Studio для консоли Atari 2600. Игра стала для франшизы первой и по совместительству последней на довольно долгое время. Дело в том, что The Texas Chainsaw Massacre оказалась ещё и одной из первых пиксельных хоррор-игр, аудитория была к ней просто не готова.
К стандартному геймплею платформера с прыжками через препятствия и целью заработать как можно больше очков, игра добавляла новый контекст — предлагала поиграть за Кожаное лицо со всеми вытекающими. Геймплей строился вокруг выслеживания и убийств случайных молодых парней и девушек. За каждую жертву игрок получал очки для таблицы рекордов.
В начале восьмидесятых такая концепция спровоцировала скандал. Если фильм «показывали везде», то с игрой вышло иначе. Её также запретили в ряде стран, но большая часть крупных розничных сетей и владельцев магазинов США отказывались закупать картриджи. Согласившиеся продавали игру в тихую. Тем временем по телевидению шли политические дебаты по поводу насилия в видеоиграх.
Из-за неудачного релиза The Texas Chainsaw Massacre на франшизу легло «видеоигровое проклятие» — до 2006-го никто не пытался делать игры по мотивам. Зато в десятых Кожаное лицо стал самым настоящим мастером камео, прямо как Стэн Ли или Шон Пол. Громила появлялся в файтинге Mortal Kombat X, ассиметричном хорроре Dead by Daylight и нескольких играх серии Call of Duty.
«Техасская резня бензопилой 2» (1986)
Сиквел хоррор-хита вышел спустя целых 12 лет. Всё это время Тоуб Хупер боролся за права на владение франшизой с Bryanston Pictures и параллельно снимал новые фильмы. Одни — становились хитами проката, другие — громкими кассовыми провалами. К первым можно отнести «Полтергейст» (1982), снятый в сотрудничестве со Стивеном Спилбергом, а ко вторым — научно-фантастический хоррор «Жизненная сила» (1985). Даже обнажённые вампиры из открытого космоса и большой, по меркам Хупера, производственный бюджет не спасли картину от провала.
Тоуб провалов не боялся и продолжал экспериментировать, накапливая опыт, чтобы снять сиквел своей главной работы — «Техасской резни бензопилой». Правда, когда дело дошло до съёмок, Хупер в очередной раз обманул зрителей. Теперь уже не псевдодокументальностью, а общей тональностью сиквела. Помогли ему в этом новые актёры (Гуннар Хансен к роли не вернулся) и новый сценарист Л. М. Кит Карсон («Париж, Техас»).
Вместо душного и мрачного ужастика, снятого под палящим солнцем, зрители получили чёрную комедию в духе «Зловещих мертвецов 2» (1987). Режиссёр высмеивал и переиначивал популярные элементы первой картины, а заодно и другие популярные фильмы, вроде «Клуб “Завтрак”» (1985). Акцент сместился в сторону других персонажей из безумной семейки каннибалов, каждый представитель которой был не только страшным, но и комичным. Например, один из них постоянно чесал стальную пластину в голове и рассказывал вьетнамских флэшбэках, а другой, пока разворачивался основной сюжет, выиграл конкурс по приготовлению лучшего чили (с секретным ингредиентом!).
К тому же в сиквеле Кожаное лицо буквально влюбляется в новую главную героиню — радиоведущую по имени Стретч. Романтические чувства не дают маньяку быстро с ней расправиться, даже несмотря на чёткие указания родственников. Критики сравнивали эту линию с извращённой версией «Красавицы и чудовища» или «Ромео и Джульетты», но с бензопилой, которую громила держал на уровне ширинки.
Самой наглядной демонстрацией нового подхода Хупера считается культовая сцена с дуэлью шерифа в исполнении голливудского бунтаря Дэнниса Хоппера («Синий бархат», «Беспечный ездок») и Кожаного лица. В ней персонажи сражаются бензопилами в ожесточённой схватке, будто пародируя на боевики восьмидесятых.
Не всем понравился новый подход. Да, за 12 лет жанр изменился (не в последнюю очередь благодаря «Техасской резне бензопилой») и оброс новыми клише, но переизобретение Хупером своего же фильма посчитали чересчур радикальным ходом, который сделал ленту похожей на мультфильм со взрослым рейтингом.
Несмотря на в основном негативный приём, с годами сиквел нашёл своих поклонников и стал культовым, как и неоднозначные ленты других франшиз — «Джейсон Х» (2001) или «Кошмар на улице Вязов 7: Новый кошмар» (1994). Сатира, колкости, двусмысленность и жуткий натурализм сделали своё дело.
В плане кассовых сборов сиквел не провалился — при бюджете в 4,5 миллиона долларов он заработал 8 с лишним. Однако, кинокомпания Cannon Films, помня об успехах первого фильма, надеялась заработать куда больше. Общим настроением сиквела она тоже была недовольна. Пора было что-то менять, но теперь — без Хупера и за чужие деньги.
«Кожаное лицо: Техасская резня бензопилой 3» (1990)
После смысловой путаницы сиквела, студия New Line Cinema решила обезопасить новоприобретённую франшизу и выпустить более безопасный триквел, без уходов в неуместные эксперименты с формой и содержанием. Студия решила проигнорировать события «Техасской резни бензопилой 2», продолжив только первый фильм.
Студия долго отбирала подходящего режиссёра, пересматривая восходящих звёзд хоррор-фильмов вроде Сэма Рэйми («Зловещие мертвецы») и Питера Джексона («Живая мертвечина»). В итоге постановщиком третьей части стал Джефф Барр. На тот момент он снял неудачный сиквел культового хоррора «Отчим 2» (1989) и относительно забавный ужастик «От шёпота до крика» (1987). После триквела «Резни» Барр станет специалистом по продолжениям чужих хоррор-франшиз, вроде «Повелителя кукол» и «Тыквоголового», а также снимет военную драму «Прямо во тьму» (2004).
В конце восьмидесятых большую популярность набирали мрачные слэшеры, залитые густой тьмой — «Хэллоуин» (1978), «Пятница, 13-е» (1980) и «Кошмар на улице Вязов» (1984), а также их продолжения. Поэтому в «Техасской резне бензопилой 3» палящее солнце заменили на чёрные ночи, из-за чего лента потеряла в индивидуальности, но смогла охватить поклонников других популярных франшиз.
В триквеле стало меньше насилия и жестокости. Комиссия по возрастным рейтингам отказывалась выпускать фильм в прокат, поэтому Джеффу Барру пришлось несколько раз перемонтировать картину, раз за разом убирая из неё особо жестокие сцены. В итоге триквел получился неплохим, хоть и довольно стерильным хоррором, который будто снимали по методичке. Не спас фильм и малоизвестный, но харизматичный Вигго Мортенсен (будущий Арагорн из трилогии «Властелин колец»), сыгравший одного из членов семейки каннибалов.
Несмотря на всю «безопасность», в фильме есть и довольно нестандартные находки — у маньяка с бензопилой появляется любимая дочь, которая тоже участвует в спектакле садизма.
Зрителям показалось, что «Техасская резня бензопилой 3» потеряла своё лицо, не только в плане атмосферы, но и в плане изобретательности — особенно на фоне безумного сиквела. В итоге New Line Cinema решила развивать более популярные франшизы.
«Техасская резня бензопилой 4: Новое поколение» (1995)
Среди всех фильмов франшизы, «четвёрку» можно назвать самой странной — во всех смыслах. С одной стороны, картина учитывает события первой части и триквела, но и одновременно делает вид, что их никогда не существовало. При этом сюжетно и тематически она пересказывает первый фильм, вплоть до заимствования некоторых сцен, а иногда — откровенно пародирует памятные эпизоды, но без безумия сиквела. Возможно, всему виной новый режиссёр (а по совместительству и наш старый знакомый) — Ким Хенкел, желавший переосмыслить оригинал на свой манер.
Странностей четвёртому фильму добавляет и актёрская игра. После дьявольского Мортенсена из «Техасской резни бензопилой 3», студия позвала на роль главного злодея начинающего актёра Мэтью Макконахи, который сыграл не просто безумно, а почти инфернально. Видимо, он начал погружаться с головой в свои роли задолго до «Далласского клуба покупателей» (2013) и первого сезона «Настоящего детектива» (2014).
Роль главной героини досталась другой начинающей актрисе — Рене Зеллвегер, будущей Бриджит Джонс из трилогии одноимённых фильмов. Сейчас, как и в девяностых, Макконахи и Зеллвегер не любят вспоминать о своём участии во франшизе.
Здесь и Кожаное лицо ведёт себя странно. Вместо яростных расправ над героями, великан старается пугать зрителя переодеваниями, в том числе — в женские платья, а почти вся жестокость становится обязанностью его братьев. Последние перестали питаться человеческим мясом и сели на диету Черепашек-ниндзя — заказывают доставку пиццы по телефону. Возможно, во всём виновата секретная правительственная организация, на которую теперь работает семейство бывших каннибалов.
Совокупность странных и часто несмешных решений привела к плачевным показателям в прокате — фильм провалился дважды, Ким Хенкел больше никогда не брался за режиссуру, а франшиза почти на восемь лет «ушла в стол».
Но в 1995-м с «Резнёй» случилось и кое-что хорошее. Издательство комиксов Topps выпустило мини-серию Jason vs. Leatherface, в рамках которой Кожаное лицо столкнулся с Джейсоном Вурхизом из «Пятницы, 13-е» задолго до того, как это стало мейнстримом. То есть задолго до выхода «Фредди против Джейсона» (2003) и «Чужого против Хищника» (2004).
«Техасская резня бензопилой» (2003)
В двухтысячных концепция низкобюджетных слэшеров стала непопулярной, но продюсеры крупных студий придумали, как её освежить. В первую очередь — избавиться от чёрного юмора и иронии, сделать максимально серьёзное кино без намёков на комичную разрядку. Во вторую — максимально точно передавать самые памятные сцены фильмов прошлого, но при помощи современных технологий и спецэффектов.
Права на франшизу приобрела кинокомпания Майкла Бэя («Скала», «Плохие парни») Platinum Dunes, которую он основал для создания картин с небольшим производственным бюджетом, но с большим кассовым потенциалом. Вместе с «Резнёй» в активах Бэя оказались франшизы «Попутчик» и «Ужас Амитивилля», а позже окажутся легендарные «Пятница, 13-е» и «Кошмар на улице Вязов».
К созданию ремейка «Техасской резни бензопилой» привлекли режиссёра Маркуса Ниспела, который ранее занимался исключительно клипами для Шер, Джорджа Майкла, No Doubt и других популярных артистов. Операторское кресло занял Дэниэл Пёрл. Именно он помогал Хуперу снять самый первый фильм и хорошо представлял, как воссоздать его атмосферу.
В процессе пришлось сменить не только всех актёров, режиссёра и сценариста, но и историю первого фильма. Семейству злодеев сменили фамилию и прописали каждому трагичную мотивацию творить зло, а Кожаное лицо из большого и наивного ребёнка превратился в хитрую и расчётливую машину для убийств. Из истории о жесткой семье каннибалов, «Резня» превратилась в сагу о семье инвалидов в жестоких жизненных условиях.
Несмотря на большой кассовый успех (фильм окупился десятикратно) ремейк не приблизился к атмосфере живого ужаса из оригинального фильма. Он эффектный, жестокий и мрачный (даже южное солнце тут окрашено в серый и чёрный, будто вот-вот начнётся гроза), но, тем не менее, «настоящего» ужаса в нём столько же, сколько в дюнах из названия киностудии Platinum Dunes.
И всё же новая формула сработала и в дальнейшем студия выпустит ремейки и других классических хорроров. Начинание Platinum Dunes подхватят и другие компании, а киноиндустрию затопит волна переосмыслений культовых ужастиков. В очередной раз «Техасская резня бензопилой» изменила кинематограф.
«Техасская резня бензопилой: Начало» (2006)
Естественно, настолько успешная картина не могла обойтись без сиквела, но у студии были другие планы. Вместо продолжения в производство запустили предысторию, которая должна была показать становление Кожаного лица и донести до зрителей трагичную историю злодея за четыре года до событий предыдущего фильма. Постановщиком выступил Джонатан Либесман, который ранее снял пару компактных ужастиков — «Темнота наступает» (2003) и «Звонки» (2005).
Проблема была в том, что Кожаному лицу по большому счёту не нужна была предыстория о трагичной жизни. Как только загадочный злодей из фильма ужасов получает подробную предысторию, он перестаёт быть страшным, из его образа исчезает «кинговская» поэзия страха.
«Техасская резня бензопилой: начало» вышла в 2006-м и, несмотря на удвоенный бюджет, усиленную натуралистичность сцен расправ и трогательную историю, до показателей предыдущего фильма не дотянула. Фильм сдержанно хвалили и умеренно критиковали за дотошное следование атмосфере и визуальному языку первой картины. Либесман следовал всему, что до него уже сделал Ниспел, будто боясь испортить ленту другими идеями и решениями. Довольно забавная ситуация, особенно если вспомнить экстремальные идеи Тоуба Хупера из сиквела, а также идеи Хенкела из «Техасской резни бензопилой 4».
«Начало» не оправдало ожиданий Platinum Dunes, права на франшизу снова продали новому владельцу. Все повисшие в воздухе сюжетные линии двух фильмов завершат в линейке комиксов от издательства WildStorm. Советую прочитать, если любите «Резню» двухтысячных и всегда хотели узнать, чем же всё в итоге закончилось.
«Техасская резня бензопилой 3D» (2013)
Права на «Техасскую резню бензопилой» ушли киностудии Lionsgate, которая в десятых искала новый популярный актив, взамен франшизе «Пила». Новый владелец решил целиком отказаться от трёх сиквелов и ремейков, чтобы не плодить сущности и в очередной раз начать с нуля. Заодно студия убрала слово Massacre из названия будущего фильма — лента шла в зарубежном прокате под названием Texas Chainsaw 3D. Режиссёром выступил Джон Льюсенхоп, который ранее занимался постановкой относительно недорогих криминальных драм — «Взаперти» (2000) и «Мальчики-налётчики» (2010).
«Техасская резня бензопилой 3D», как и третья часть, продолжает оригинал, игнорируя все остальные фильмы. После финала первой «Резни» полицейские расправляются с семейкой каннибалов, выживает лишь одна маленькая девочка. Девочка вырастает в симпатичную студентку, которую играет дважды талантливая Александра Даддарио. Получив в наследство от бабушки большой дом, героиня сталкивается лицом к лицу со своим родственником. Он орудует бензопилой и носит маску из человеческой кожи.
Характер Кожаного лица в очередной раз изменился. Вернулось желание помогать семье и беречь её от опасности, но и расчётливость из более поздних фильмов у великана осталась. К тому же в ленте можно встретить и ворох камео для давних фанатов франшизы. Например, легендарного Гуннара Хансена, правда, не в роли маньяка с бензопилой.
Приставку «3D» в названии Джон Льюсенхоп обыгрывает на протяжении всего фильма — полотно бензопилы устремляется в экран, разрезает логотип, а вместе с ним и часть героев, в кадр льётся отрендеренная кровь. В остальном лента 2013-го — типичный слэшер без иронии ранних картин франшизы, к тому же стерильный и слишком комфортный. Ночные сцены освещены искусственным светом, картинка яркая даже в сравнении с сиквелом Хупера.
Фильм вдвое окупил производственный бюджет и понравился Тоубу, о чём тот рассказал в интервью, но этого не хватило для запуска продолжения.
«Техасская резня бензопилой: Кожаное лицо» (2017)
Финансовые показатели «Резни 3D» сильно не дотягивали до показателей ремейка от Platinum Dunes, но студия была уверена, что франшизу можно снова воскресить. Правда, вместо съёмок продолжения, Lionsgate решила заново рассказать о становлении Кожаного лица, наступив на грабли, которые в середине двухтысячных ударили по голове студию Майкла Бэя. Работа над приквелом настолько затянулась, что у компании кончилась лицензия и франшиза ушла к очередному новому владельцу — Millennium Films.
Оценив кассовое непостоянство франшизы, Millennium ещё до начала производства сократила расходы и набрала на роли малоизвестных актёров, перенесла съёмки из США в Болгарию, а после окончания работ выпустила «Техасскую резню бензопилой: Кожаное лицо» сразу на стриминговых сервисах, минуя прокат в кинотеатрах. По похожему пути оптимизации расходов пошли и другие студии, продолжающие классические франшизы вроде «Лепрекона», «Восставшего из ада» и фильмов о безумной кукле Чаки. Все они перебрались из тёмных кинозалов в уют домашнего очага.
В этот раз история начинается с самого детства Кожаного лица, авторы показали его путь от здорового и умного, но несчастного ребёнка, которому не повезло с семьёй, до немого убийцы-психопата, присваивающего чужие лица. По сути постановщики Жюльен Мори и Александр Бустильо постарались заново пересказать приквел 2006-го, но расширили историю и сделали её ещё более трагичной и трогательной.
Фильм 2017-го — скорее жестокая драма о подростках-преступниках, сбежавших из психиатрической лечебницы, где вместо традиционного слэшер-хоррора и нагнетания саспенса — жуткие сцены насилия. Не зря чаще всего «Кожаное лицо» сравнивают не с другими слэшерами, а с «Прирождёнными убийцами» (1994) Оливера Стоуна, «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) Милоша Формана или «Ганнибалом: Восхождение» (2007) Питера Уэббера.
Вопрос, нужен ли этот приквел образу хаотичного маньяка с бензопилой, остаётся открытым. Тот же вопрос задавали Робу Зомби после выхода его приквела к франшизе «Хэллоуин» (2007). Стоило ли вообще показывать детство и юность Майкла Майерса? Может быть, он сильнее пугал зрителя, когда был чистым злом без прошлого?
Смотрите фильм «Техасская резня бензопилой: Кожаное лицо» в эфире 2х2 5 мая в 0:05!
«Техасская резня бензопилой» (2022)
В 2017-м не стало Тоуба Хупера, а после неуверенного результата «Кожаного лица» права вновь ушли к новому владельцу. В этот раз им стала студия Legendary Pictures, которая помимо выпуска громких блокбастеров для кинотеатров («Тихоокеанский рубеж», «Интерстеллар»), параллельно развивала и хоррор-направление. Правда, новая «Техасская резня бензопилой» не вызвала восторга на показах у тестовой аудитории и не попала в кинотеатры. В 2022-м её продали Netflix для сокращения расходов.
Изначально режиссёром должен был выступить Федерико Альварес, автор перезапуска «Зловещих мертвецов» 2013-го и компактной, но прибыльной хоррор-франшизы «Не дыши» (2016). Затем он решил уйти с проекта, а его место заняли Энди и Райан Тохиллы, авторы драмы «Раскопки» (2018). В итоге их тоже поменяли, уже на Дэвида Блу Гарсиа. Ранее он снял криминальный триллер «Техасец» (2018) и поработал оператором над постмодернистским хоррором «Бладфест» (2018). И снова «Техасскую резню бензопилой» снимали в Болгарии.
Новая команда авторов в очередной раз решила продолжить самый первый фильм. Молодые и богатые главные герои хотят «воскресить» безлюдный городок из первой части — привлечь инвесторов и продать им недвижимость на аукционе. Правда, мечтатели встречают отпор. Им противостоит молчаливый громила с бензопилой. Он сильно постарел, ведь с событий ленты Хупера прошло почти 50 лет.
Новый фильм старается развивать идеи Тоуба с политическими и социальными подтекстами, а иногда и вовсе иронизирует над ними, будто современный насмотренный зритель иронизирует над классикой кино. Но увы, делает это не слишком уместно. Так, в одной из сцен чёрный главный герой с яростью отправляется снимать со здания флаг конфедерации, а в другой толпа инстаблогеров угрожает Кожаному «отменой». Из-за этого «Резню» 2022-го часто сравнивают не с актуальными выпусками «Хэллоуина» Дэвида Гордона Грина, а с перезапуском франшизы «Один дома» 2021-го с шутками о неоднозначной фигуре О. Джей Симпсона и токсичных отношениях.
Иронию над актуальными проблемами можно было встретить и в первых двух фильмах Хупера, но он изобретательнее вплетал подобные проблемы в повествование. Да и времени на это у него было больше. Фильм 2022-го идёт всего 80 минут. Рассказать за это время новую историю, показать постаревших героев из первого фильма, поиронизировать над обществом, не забыть о брутальном экшене и не оступиться — задача трудная, возможно, даже невыполнимая.
Тем не менее, новый фильм жесток ровно настолько, насколько нужно. Кожаное лицо снова предстаёт хитрым и подвижным духом смерти, который мстит всем, кто вторгся на его территорию — карикатурные главные герои умирают один за одним. В целом, это идеальное кино для всех, кто в десятых годах писал «любимые фильмы — ужасы и комедии» в информации на своей страничке во «ВКонтакте».
Жизнь после Netflix
Даже после 50 лет взлётов и неудач (последних было гораздо больше), франшиза не спешит на покой. В прошлом году вышла вполне успешная видеоигровая адаптация первого фильма — The Texas Chain Saw Massacre. Это асинхронный мультиплеерный хоррор в духе Dead by Daylight (2016), Friday the 13th: The Game (2017) и Evil Dead: The Game (2022). Разработчики из студии Sumo Nottingham дотошно воссоздали атмосферу первого фильма и справились с задачей лучше, чем многие режиссёры-последователи из Голливуда. Заодно — развили идею с охотой на молодых людей из скандальной видеоигры 1983-го.
Игроки делятся на две команды — трое играют за маньяков, ещё четверо — за подростков. Одним из маньяков обязательно должен быть Кожаное лицо, остальные двое — члены семейки каннибалов, на выбор. Цель проста — раненые подростки должны подлечиться и сбежать, а маньяки — сделать всё, чтобы этого не произошло. У каждой команды индивидуальные особенности и умения. Например, у убийц при себе всегда есть оружие и они могут запирать двери, а жертвы умеют действовать скрытно и быстрее передвигаются.
Видеоигра от Sumo Nottingham наглядно показывает, сколько напряжения и ужаса было в оригинальной ленте Хупера. Даже спустя 50 лет их можно оттуда извлечь и переложить в формат видеоигры, напоминающей гибрид догонялок и пряток с отягчающими обстоятельствами.
История франшизы похожа на эти самые догонялки с постоянно меняющимися правилами. Сначала «Резня» задавала новые стандарты, потом им же следовала, подстраиваясь под другие хоррор-фильмы, затем цикл повторялся. В целом, это проклятие большинства франшиз, которые берут начало в восьмидесятых и пытаются выжить в современном мире, конкурируя за внимание избалованного зрителя друг с другом и новыми IP. Похожая история произошла с не раз упомянутым «Хэллоуином», «Терминатором», «Чужими» и «Робокопом».
Хочется верить, что рано или поздно найдётся талантливый режиссёр, который сможет возвысить франшизу над другими фильмами жанра, воссоздать первый фильм, но и одновременно сказать нечто новое. А может, культовая серия не нуждается ни в продолжениях, ни в перезагрузках? Ведь никому, включая Хупера, так и не удалось продолжить первую картину, не сломав и не испортив оригинальные идеи. Не стоит удивляться, что с этим не справляются и многочисленные новые владельцы прав на франшизу.
Зрителю же остаётся пересматривать фильм 1974-го. Не так давно его отреставрировали и выпустили в повторный прокат. На фоне всех остальных лент он до сих пор выглядит самым цельным и самым страшным, несмотря на сырость и экономию жестоких сцен.
Проверить это можно в эфире 2х2 4 мая — следите за расписанием!