«Хэллоуин убивает» собственный потенциал? Что не так с сиквелом фильма 2018 года

Иван Афанасьев

В четверг, 21 октября, в российский прокат вышел «Хэллоуин убивает» (Halloween Kills), продолжение перезапуска (или, вернее, кхм, продолжения) знаменитого слэшера 1978 года о маньяке Майкле Майерсе, терроризирующем маленький городок Хэддонфилд. Фильм уже успел стать лидером проката в США и сразил наповал пышную историческую драму «Последняя дуэль» Ридли Скотта. Кинокритик Иван Афанасьев наточил свой нож остроумия и исполосовал новый фильм, разбираясь, что так и что эдак в сиквеле картины Дэвида Гордона Грина.

Интересная штука: не считая мастодонтов вроде «Дюны» и «Не время умирать», самыми кассовыми фильмами в период пандемийного проката становятся хорроры. «Хэллоуин убивает» смог уложить на лопатки сразу двух жанровых конкурентов, сорвавших (относительно, конечно) куш в американском прокате: речь про «Тихое место 2» и «Заклятие 3». Интересно также, что успешные хоррорные хиты сейчас — это продолжения оригинальных фильмов, удила которых зритель со вкусом закусил ранее и сделал им хороший бокс-офис. Это, в свою очередь, наводит вот на какую мысль. В своё время попытки нарубить бабла на успешных ужастиках за счёт многочисленных продолжений обернулась загниванием именитых франшиз. Тот же «Хэллоуин» загубили многочисленные (и очень странные) сиквелы. «Кошмар на улице Вязов» тоже с каждой новой серией становился всё хуже и хуже. «Пятница, 13-е» вообще сгинул с его трэшовыми дополнениями к основной истории, превратившимися в автопародии.

Ждёт ли то же самое новый «Хэллоуин», который раньше времени разросся до трилогии? Попробуем разобраться. Итак, как вы могли догадаться, Майкл Майерс, в предыдущей части чуть не сгинувший в хитроумно устроенной ловушке семейства Строуд во главе с воинственной Лори, жив и продолжает творить беспредел. Когда становится ясно, что маньяк не намерен останавливаться, весь город ополчается против кровожадного монстра в маске. «Сопротивление» возглавляет никто иной, как Томми Дойл, мальчик из «Хэллоуина» 1978 года, за которым присматривала Лори Строуд, выросший в лысого Энтони Майкла Холла, звезду фильмов Джона Хьюза («Клуб "Завтрак"»). В погоне за уничтожением садиста с ножом жители города постепенно сами теряют человеческий облик и превращаются в монстров, жаждущих крови.

Как нетрудно догадаться, «Хэллоуин убивает» стал своего рода промежуточным звеном между первой «новой» частью (по моему мнению, редким примером отличного рекапа культовой франшизы) и триквелом с говорящим названием — Halloween Ends, о намерении снять который было объявлено ещё в июле 2019 года вместе с анонсом второго фильма. Выше я сказал, что перезапуск о Майкле Майерсе превратился в трилогию «раньше времени». Это не просто фигура речи: известие о том, что Майкл Майерс останется жить и после финала (как и, разумеется, Лори Строуд и часть ключевых персонажей), сводит на нет всю интригу от просмотра второй части хоррор-сериала, который рискует превратиться в свечку из мыла, чей огонёк может загаснуть сильно раньше времени.

Кадр: «Хэллоуин убивает» / Universal Pictures

Грубо говоря, имело бы знаменитое «Люк, я твой отец» такое же беспрецедентное, шокирующее воздействие на зрителя, если бы мы заранее были в курсе, какие узы связывают Скайуокера и Дарт Вейдера? Конечно же, нет. Когда мы наперёд знаем, что очередная мясорубка с Майклом Майерсом — это просто очередная мясорубка перед чем-то большим, отношение к фильму складывается соответствующее. Можно, разумеется, попробовать взглянуть на сиквел не как на перешеек между крайними фильмами, а как на самостоятельное произведение, попробовать абстрагироваться от интриги, которой маркетологи сунули нож в горлышко.

Что мы имеем на выходе? А имеем мы эдакий «Тёмный рыцарь: Возвращение легенды», когда самосознание горожан попавшего под удар маньяка субурбана сложилось в коллективный портрет Хэддонфилда, как маленького и гордого посёлка, не согласного с гегемонией зла во плоти. На бумаге звучит очень здорово.

На деле получается нечто совсем другое. Потеряв внятного протагониста (местная терминаторка Лори Строуд после ранения в финале первой части большую часть времени проводит в больнице), «Хэллоуин убивает» теряет и драматургическую целостность. Сюжет мечется от одной группы персонажей к другой: от младших членов семейства Строуд к боевой ячейке, возглавляемой Томми Дойлом, от каких-то забредших на праздник жизни и смерти хэддонфильдцев к сотрудникам местной полиции. Получается какая-то катавасия: так как никто из новых персонажей не раскрывается в полной мере, интерес к происходящему теряется с оглушающей скоростью. Совершенно плевать, убьют их или нет — скорее всего, убьют, но какая нам разница, если необходимое количество живых персонажей сценаристы приберегут для триквела. Особенно если учесть, что часто они совершают, простите, максимально тупые поступки, которые не оправдать даже условностью жанра слэшера.

Остаётся один весомый аргумент, ради которого «Хэллоуин убивает» заслуживает просмотра, несмотря на свою рыхлую сюжетную почву — это, конечно же, Майкл Майерс, единственный персонаж, который планомерно развивается на протяжении всего фильма, становясь, благодаря своей молчаливости, всё более загадочным. Например, в очередной раз подчёркивается, что его, кажется, не интересуют мальчики в качестве мишени для убийств. Для поклонников франшизы припасён неплохой фансервис, включая сцену поимки Майерса полицией. Кстати, второй фильм новой трилогии полезен ещё и тем, что окончательно порывает с сомнительными продолжениями к фильму 1978 года, и делает это на удивление изящно. В то же время, возникает нефиговый разрыв во внутренней связи с карпентеровской картиной, в которой маньяк убил «всего-то» пять человек и вообще, кажется, подчинялся всё той же плохо познаваемой, но ощущаемой нутром логике.

Если сложить все трупы, оставленные Майерсом за два фильма, выйдет на провинциальный морг, как минимум. Не говоря уже о том, что теперь он косит всех без разбору — просто кто под руку подвернётся (почти). Если бы не произошло обнуление многочисленных сиквелов, в которых Майерс успел нормально так разойтись по части кровожадности, было бы ясно, что он просто продолжает выкашивать людей из удовольствия. Теперь же к нему возникает новый, интригующий, с одной стороны, и неудобный, с другой, вопрос: что изменилось в голове просидевшего тридцать лет убийцы, что он начал с таким остервенением косить людей пачками? Хочется надеяться, что триквел прольёт свет на все эти несостыковки. Но, если честно, иногда кажется, что здорово стартанувший «Хэллоуин» образца 2018 года запутался сам в себе и, сам того не желая, в попытке настрогать «дивный новый мир», превратился в машину по качке бабла, хаотично воспроизводящую плохо осознаваемые собой же паттерны.

Кадр: «Хэллоуин убивает» / Universal Pictures

Всё решит 2022-й, если не будет тридцати трёх переносов, но хотелось бы, чтобы создатели сделали выводы и достойно закончили эту долгоиграющую историю. Тем более что «Хэллоуин заканчивается» будет 13-м фильмом в серии — с таким числом стоит быть особенно аккуратным, когда речь идёт про фильм о воплощении дьявола в человеческом облике. А то превратится красивая карета в квёлую тыкву, и ходи потом, колядуй в поисках классных рекапов.

Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.

Понятно