Лето начинается с молчаливого ужаса: 3 июня в прокат выходит продолжение нашумевшего хоррора «Тихое место 2» (A Quiet Place Part II). Первый фильм особенно зашёл зрителям: 8,2 из 10 по оценкам на Rotten Tomatoes, номинация на «Оскар» за звуковой монтаж и вхождение в топ-10 лучших фильмов года по мнению кинокритиков США сами говорят за это кино (не боятся же, хотя вокруг монстры, тс-с-с). И когда оригинальный фильм смело заходит с ноги, к сиквелам ожидания завышаются только так. Но это совсем другая история. Мы уже посмотрели продолжение, и поверьте, оно стоит вашего внимания.
Сюжет сиквела начинается там, где мы его оставили в первой части: умер Ли Эббот, а его жена Эвелин рожает третьего ребёнка. Героиня понимает, что оставаться в вечно атакованном монстрами доме дольше нельзя — слишком большая опасность для младенца и детей Риган и Маркуса. Вдобавок дочь видит огонь вдали: значит, где-то тоже остались люди. Семья отправляется за спасением в неизвестность, которая, оказывается, наполнена не только внимательными к звукам монстрами.
И если в первой части герои старались добыть пропитание и побыстрее обратно спрятаться в дом, то продолжение копает глубже. Здесь уже не простая мотивация выжить — здесь желание жить и закончить этот кошмар, длящийся больше года. Усталость бояться наверняка найдёт в вас отклик: может, вам знакома эта нерешительность перед чем-то важным, которую очень нужно в себе побороть.
Персонажи постоянно находятся в пути (сначала идут за новой жизнью, потом их мотивация меняется: Риган продолжает искать помощь, а Эббот отправляется за лекарствами для сломавшего ногу Маркуса). Из-за этого страх, что вот-вот выпрыгнет монстр и расправится с кем-то из героев, не утихает все полтора часа. Тем более, по стопам части 2018 года, где погибает Ли, мы отчётливо понимаем: хэппи-энд никто не обещает. На фоне этой напряжённости, которая кажется вечностью, скримеры не так сильно впечатывают в кресло. Но они есть, причём заявляет их режиссёр Джон Красински с первых минут.
Добавляет красок неизвестность: да, за первую часть мы поняли, как выглядят монстры, но везде ли они такие? Может, они не самое страшное, что может случиться (от них хотя бы можно отделаться волной радиоприёмника)? И тут автор умело обыгрывает зрителя: он не даёт новых вводных ровно столько, сколько надо, чтобы привыкнуть к положению вещей. Зато в самый неожиданный момент появляются новые ужасы — возможно, ещё свирепее привычных монстров.
Весь этот букет эмоций дополняет расположение зрителя к героям. За первый фильм мы поняли, что они адекватные, обычные люди, а не иррациональные и плохо прописанные персонажи (кроме Маркуса, его не оправдывает даже юный возраст). Потеря мужа, младенец на руках и боящийся всего сын — уже в начале сиквела Эмили перетягивает одеяло сопереживания на себя. Героиню безумно жалко, но одновременно она вызывает восхищение: отправиться за лучшей жизнью с маленьким ребёнком, не теряя бдительность ни на секунду в дороге. Ей важно быстро принимать решения, быть настойчивой, когда жизни семьи угрожает опасность, и защищать своих детей, как бы ни было страшно самой.
Получается, что нас не только пугают атмосферой: нас втягивают ещё и в ментально тяжёлую историю. И если раньше в индустрии мы замечали либо тягу к скримерам (вспомним истории в духе «Пилы» или «Звонка»), либо склонность к психологическим пыткам («Маяк» с Паттинсоном и Дефо чего только стоит), то «Тихое место 2» смело садится на оба стула. Здесь жутко от внезапно заглядывающих в гости монстров. Здесь жутко и от напряжения, в котором пребывают герои.
И тут, кажется, предрассудки насчёт продолжений хороших фильмов играют в обратную сторону. Если обычно мы предвзяты к сиквелам и не всегда верим во франшизы, то здесь именно первая часть позволяет нам влюбиться в персонажей, вместе с ними устать от бесконечных пряток и прийти с этими чувствами к героям уже во втором «Тихом месте». Расположенность к семье Эббот позволяет авторам развивать сюжет, отправлять героев в более щекотливые ситуации и раскрыть каждого из заявленных персонажей. Похожая история наблюдалась в третьем сезоне «Разочарования»: тогда создатели дали нам достаточно информации за две части, чтобы в третьей сосредоточиться на внутренних конфликтах и выстрелить.
Ещё один плюс разделения персонажей в сиквеле — это возможность технически красиво раскадрировать фильм. Создателям удалось через параллели в сюжете постоянно поддерживать градус хоррора (вы только успокаиваетесь, что один из героев обошёлся лёгким ранением, как тут же где-то в другом месте Маркус начинает уворачиваться от монстров). Они настолько хорошо и постепенно нагревают этот градусник, что финал, смонтированный под классическую трагическую музыку, просто взрывает его. И делает это настолько красиво и беспощадно к зрителю, что вместо этого обзора сначала хотелось закричать просто: «ВАУ». Но кругом монстры, так что лучше тихонько напечатаем буквы.