Новый «Рик и Морти» от японских авторов — это спин-офф, не особенно связанный с основной линией повествования. В сериале участвуют знакомые герои из оригинального сериала, например, Птичья личность и Мистер Нимбус. Но их предыстория не играет решающей роли. Трудно сказать, что точно происходит в сериале: кажется, Рик сделал какую-то крайне опасную бомбу (ничего нового), и из-за неё на учёного охотятся косможуки (но это не точно). Всё это разворачивается сразу в нескольких вселенных. Путешествуя по ним, мы знакомимся с длинноволосым (но всё так же лысеющим) Риком, Морти-героем и его инопланетной возлюбленной. Аниме-сюжет должен был развлечь зрителя в промежутке между окончанием седьмого и выходом восьмого сезона в 2025-ом году. Но что-то пошло не так…
Негативно отзывались о работе режиссёра Такаси Сано и студий Sola Entertainment и Telecom Animation Film не только фанаты оригинального мультфильма, но и заядлые анимешники. На это есть понятные причины: то, за что японскую анимацию особенно ценят, в новых приключениях безумного учёного и неказистого школьника иногда выглядит инородно и невнятно. Что конкретно японские создатели привнесли в западный сериал, и почему вышло так плохо? Разберёмся в этой статье.
Сёдзё как базовый жанр
Основное (и самое специфическое) отличие аниме от исходного мультфильма — Морти больше не девственник. У него есть постоянная спутница по имени Элли, она красива и беспочвенно влюблена. Привязанность героини безусловна, бессмысленна и беспощадна. Никакой предыстории не будет. Только розовые лепестки сакуры в воздухе, лежание на коленках под деревом как в типичном романтическом аниме для стеснительных социопатов и бесконечные признания в любви. Симпатичная девушка с тонкой талией и милым лицом — замечательно! Но желание авторов угодить отчаявшимся найти вторую половинку зрителям (в основном мужского пола) слишком бросается в глаза. Не воодушевляет. И где, чёрт возьми, Джессика?!
Типичная Мэри Сью
Элли — не только любимица Морти. У неё несколько регалий: она умница, красавица, первоклассная машина для убийств, нежная и доверчивая партнёрша, а ещё последняя представительница могущественной древней расы. Всего-то! Элли живёт во всех временах одновременно, а значит знает будущее. И эта женщина со способностями божества, внешностью ангела и преданностью пса нашла что-то привлекательное в Морти?! В нашем неуклюжем добряке-неудачнике из средней школы? Поймите правильно: Морти обладает бездной положительных качеств. Но нет ни одной понятной причины для романа между столь разными существами. Более того, кроме увесистого багажа достижений Элли не имеет особенных качеств. Она обтекаема и нейтральна. Вся её личность крутится вокруг вечной и чистой любви… А с такой карикатурной идеальной безликостью даже ассоциировать себя нет никакой радости.
Мордобой
Создатели аниме привнесли в сериал множество разноракурсных сцен сражений. Как и в большинстве боевых японских сериалов, авторы «Рика и Морти» постарались осветить драки с разных сторон и показать героев максимально эффектно. Заметно, что создатели хотели отрисовать поединки как можно лучше. Получилось, правда, «как всегда». Например, бой Космосы-Бет и Тэмми во второй серии выглядит слишком медленно и натужно, в нём нет лёгкости и динамики, один густой формализм. Хотя всё перестаёт быть настолько пресным, когда ставишь скорость воспроизведения на х2. Битвы в сериале не очень занимают ещё и потому, что происходящее подано скомкано, сюжет выстроен без чёткой логики (а ведь даже абсурд должен подчиняться какой-то цели). Не всегда понятно, почему герои конфликтуют, чего хотят, кому служат…
Меха
Авторы нового «Рика и Морти» неплохо потрудились над дизайном космических кораблей и механических костюмов. Если поднапрячься, в пикантной позе Морти внутри робота можно разглядеть отсылку на «Милого во Франксе», а в жукообразной форме космо-судна реверанс «Навсикае из долины ветров». Это веселит и радует глаз. Печально, что и в масштабных стычках с участием больших машин в лучших традициях меха-аниме смысл тоже особенно не прослеживается.
Токийские пейзажи
Ещё одна визуальная прелесть нового сериала — многочисленные типично анимешные фоны. Это пёстрые городские виды с неоновыми вывесками и узкими улочками, бесконечные толпы народа на пешеходных переходах, микроквартирки с полами-татами, битком набитые вагоны метро, уютные уличные ярмарки и многое другое, родное для любителя японской анимации. Все экстерьеры и интерьеры выполнены сочно и добротно, что немного контрастирует с плоскими, грубоватыми, слегка шаржированными героями. Все они как на подбор с дородными бёдрами, гигантским просветом между ног и узкими плечами (а Джерри наградили ещё и подчёркнуто выпирающим пузиком). Но это не мешает наслаждаться задними планами.
Якудза
В пятой серии аниме на сцену выходит настоящая японская мафия с полным набором стереотипных атрибутов: межклановые тёрки, чёрные очки, шрамы на лице, строгие кимоно и брутальные перестрелки. Всё по шаблону, и это здорово. Весь эпизод с якудза забавный и ироничный именно из-за клишированного представления азиатских гангстеров. Нечто похожее можно увидеть в аниме «Путь домохозяина» (2021) или в трилогии «Вороны» режиссёра Такаси Миике. Жаль, что такие остроумные и шутливые моменты в сериале можно сосчитать по пальцам одной руки.
Тентакли
В той же пятой серии Джерри упорно тренируется, чтобы стать клёвым супергероем. Его безбашенный куратор Рик устраивает для отца семейства жуткие испытания. Одним из них становится «пытка» тентаклем (осьминогообразным чудищем из азиатской клубнички). Сцена длится лишь несколько секунд, но оставляет неизгладимое впечатление… Что нужно было сделать, чтоб одержать победу над розовым монстром с развратными щупальцами? Остаётся только гадать.
Аниме «Рик и Морти» не лишён симпатичных элементов и тех приятных банальностей, за которые мы полюбили японскую анимацию. Но глобально сериал не смотрится цельным, смешным и глубоким (в отличие от первоисточника). Он словно не смог определиться, будет ли он иронизировать над жанром, играть в любовь, демонстрировать мощные битвы или выдавливать слезу. А сделать всё это одинаково хорошо у нового «Рика и Морти» не вышло. Потому он не захватывает, не трогает, даже не злит…
В итоге мы имеем блёклую череду картинок с сомнительной эстетической ценностью. Рафинированный бессвязный бред разбавляется секундными проблесками случайных шуток и жалкими попытками оправдать происходящее. Хаотичная драматургия лишает зрителя возможности сострадать, смеяться и даже (что совершенно необходимо) осмыслять экранные события. И это обидно, ведь у проекта был потенциал вселенского масштаба. Но он вылетел в трубу вражеского космического корабля.
Упс!