Каждый год интернет преподносит нам что-то новое, что обязательно растащат на мемы: события, кадры из фильмов, просто смешные фразы, песни и фотки котиков. В этой статье мы отобрали самые важные мемы 2024-го, которые переросли просто шаблоны и стали самостоятельными сущностями — а значит останутся с нами надолго.
Альтушки и скуфы
Да, формально это прошлогодние «словечки», которые достаточно настоялись и обросли своей мифологией к началу 2024-го.
«Обычные мужики» — не плейбои, миллионеры и филантропы, — кто работает на работе, ужинает пельменями, играет в доту, получили свой архетип под названием «скуф». Этот образ прошёл эволюцию от мемов с персонажами нижнего интернета до дискуссий — а надо ли над этим смеяться? что тут плохого?
По итогу скуфами начали называть себя все геймеры, домоседы, работяги и сторонники пассивного образа жизни — совершенно не обязательно тут обладать залысинами или пивным животом.
Если копнуть глубже, процесс «оскуфевания» или «оскуфливания», который тоже подсвечивают в мемах, — это на самом деле попытка поймать и отрефлексировать тот момент, когда из молодого и шутливого студента со своим видением будущего ты становишься «обычным взрослым».
Слово «альтушка» же взялось как русскоязычный аналог altgirl, или как облагороженный вариант старого словца «нефор», или совсем для динозавров: «педовка». Если вкратце, то это ещё один архетип: юная (и/или инфантильная) девушка, с субкультурными элементами во внешности (татуировки, пирсинг, цветные волосы, гигантские ботинки, как у готов, и т.д.); соответствующими интересами — например, гейминг или аниме; в зависимости от интерпретации может быть с, назовём это, придурью. В общем, настоящая мечта скуфа, которая призвана скрасить его «обычную взрослую жизнь».
Гениален тот человек, который догадался срастить эти два «фандома» и приправить это всё шутками про госуслуги и демографию — они отлично легли в актуальные реалии.
Успех мема и его положение в интернет-культуре закрепила визуальная новелла от Terletski Games: «Альтушка для скуфа».
Масики, тюбики, чечики
Вслед за скуфами появилось ещё несколько мужских архетипов, описанных уже глазами женщин: тюбик, масик, чечик и штрих. Появились они тоже в 2023-м, но полностью распробовали их только в этом году. В этот раз речь идёт не о внешности и бытовых привычках, а о чертах поведения в целом, поэтому ничто не мешает быть одновременно и масиком, и скуфом.
Мы так и не запомнили, кто есть кто, поэтому закрепим:
- Масик — стабильный, заботливый, за феминизм;
- Тюбик — эмоционально недоступный, неуверенный, манипулятор;
- Чечик — нейтральный, приятный в общении, не вызывает эмоций;
- Штрих — опасный, связан с криминалом, контролирующий.
Получившиеся типы сразу начали натягивать на популярных персонажей.
Архетипы для женщин одними «альтушками» не ограничились: вы наверняка встречали слова «бимбо» и «пикми», но в полной мере они, скорее всего, откликнутся нам в следующем году.
Хеллдайверы
Игра Helldivers 2 стала неожиданным хитом. Что важно для нас: геймеры рванулись не просто играть, а начали отыгрывать её героев.
Да, все мужчины от 10 до 60 хотят носить плащ, крутую броню и разговаривать шаблонными фразочками — а когда сама игра подмигивает тебе и говорит, что если ты будешь делать это иронично (т.е. притворяться), то все всё поймут и посмеются вместе с тобой.
Как итог — куча возгласов «За демократию!», чаще в качестве комментария к видео, где люди делают что-то тупое. Или актёр из интро: герой агитационного ролика предлагал сбежать от проблем, став хеллдайвером, — его подставляли в ролики про френдзону и неудачные отношения.
Мемы попроще, обыгрывающие элементы игры, тоже были. Тем более, что дизайн подталкивает к возникновению тупых (и очень весёлых) ситуаций вроде огня по своим. Отдельно людям приглянулись «стрелочки», которые нужно было вводить для вызова орбитальных ударов:
Отдельная волна мемов началась, когда издатель Sony обязала ПК-игроков создавать Playstation Network-аккаунты, доступные далеко не во всех странах, чем значительно усложнила геймерам жизнь и привела к ревью-бомбингу:
Если как-то суммировать, то родился даже не мем, а отдельный фандом — которому активно подыгрывали и SMM-щики, и разработчики, и журналисты, и сами игроки. Врубиться в Helldivers и объяснить человеку со стороны, в чём прикол, оказалось очень просто.
Квадроберы
Про детей, подражающих животным, мы делали отдельный лонгрид. Если вкратце, то это детское увлечение на грани с субкультурой. Реальных её представителей мало, но интернет справился и без них — придумывая смешные (но чаще кринжовые) новости про квадроберов и приплетая это слово к любому персонажу в образе зверя.
В этом же году завирусилась другая «придурь» — ироничные занятия по езде на воображаемой лошади. Квадроберы встали в один ряд с хоббихорсерами, поэтому в мемах часто встречаются вместе.
Лучшая версия себя
Фильм «Субстанция» неожиданно для всех стал одним из главных фильмов года. Боди-хоррор о природе женской красоты и давлении общества заслуженно пришёл к успеху — однако не последнюю роль в его продвижении сыграли мемы.
Вещество делающее из тебя «лучшую версию» сначала «давали» актёрам и селебрити, подмечая внешнее сходство. А затем более абстрактным вещам — например, «превращали» хлеб в пиво.
Чилловый парень
Как и знаменитый рисунок с автобусом, чилловый парень (он же Chill Guy) не сразу стал мемом. Художник Филипп Бэнкс опубликовал его в 2023 году, сразу обозначив, что это герой, который по-хорошему расслаблен и ни о чём не переживает.
Своим образом он как бы транслирует «нормальность»: ни за что не борется, не проходит через большие переживания, не достигатор — он «обычный», и ему от этого хорошо. Это, кстати, неплохо перекликается с вопросом «оскуфления» и принятия взрослой жизни.
Интернет, конечно же, не остался в стороне: мемы про чиллгая начали выворачивать суть персонажа наизнанку, расшатывать понятие «нормальности» и добавлять туда шутки про насилие и другие пугающие вещи. Либо изображать через чиллового парня людей, которые предпочитают не замечать проблемы и притворяться.
Достойны упоминания
В этот блок попали мемы чуть меньше калибром — не такие «концептуальные», но всё ещё орные.
ГОООООЛ и смартфон Vivo
Vivo и Гооооол (количество «о» может варьироваться) — абсурдные мемы, которые завирусились примерно в одно время, в апреле 2024-го.
Гол-медведь вырос из политической карикатуры. Людям приглянулся кричащий медведь как иллюстрация дуболомной реакции: не важно, что происходит вокруг, — гни свою линию.
Смартфон Vivo — это приписка, которую неуместно вставлял телефон в конце каждого сообщения по аналогии с «отправлено с iPhone». Учитывая, что оба мема примерно про одно и то же — абсурдная неуместная реакция — интернет схлопнулся и начал использовать их вместе.
Молчать, сейчас говорит…
Само изображение мужчины в маске не ново — это кадр из фильма Ридли Скотта «Царство небесное» 2005 года. Эмоция, которую он транслирует, — тотальное безоговорочное превосходство. Что-то логичное и рациональное «затыкается», уступая место более тупому или причудливому варианту — иногда буквально, а иногда иронично, подчёркивая недостатки нашего общества.
Турецкий стрелок
Многие кадры с олимпиады разошлись на мемы (привет, синий мужик), но особый отклик нашли фотографии стрелков — турка Юсуфа Дикеча и кореянки Ким Е Джи.
Во-первых в них сразу узнавались скуф и альтушка, но куда интереснее было смотреть на них в разрезе «опыт и невозмутимость vs молодость и технологии» или более метафорично «простое vs сложное». Да и сама расслабленная поза стрелка подталкивала подставлять его на место других культовых персонажей.
БУ! испугался?
Скорее всего, этот кот добрался и до вас, и много объяснять не нужно. Фрагмент из пародийного тв-шоу обрёл новую жизнь благодаря нейросетям. Кукольного кота сделали максимально криповым и вложили в его уста очень отталкивающий текст. В итоге «бу! испугался?» использовали и просто как абсурдную заглушку, и как своего рода скример, скрытый под спойлером.
Карась дуреет
Как и бывает под конец года, кто-то сошёл с ума. В этот раз сдурел не кто-то конкретный, а карась. От прикорма.
Этот речевой оборот пришёл к нам с «народной» стороны интернета: подобные кликбейтные заголовки давали рыбаки своим видео с советами. Причём делали это уже несколько лет, просто всплыло оно только сейчас — думаю, людям понравился образ «дуреющего» карася.