В 2022 году вышло много игр: от крупных ААА-проектов до горы интересных инди и даже мобилок. Во все поиграть редакции 2х2.медиа, к сожалению, не удалось, но у нас набралось шесть проектов, которые мы смело можем назвать играми года за разные заслуги.
Vampire Survivors
Артемий Миндрин, SMM
Vampire Survivors — рогалик, которым удалось кормить игроков почти целый год. Набор героев, активные и пассивные способности, система «крафта», немного секретов и пасхалок, волны монстров и всего 30 минут жизни. Вполне типичная игра, вдохновлённая Magic Survival и атмосферой Castlevania. Причём разработчик в лице poncle порционно выдавал обновления, растягивая удовольствие игроков (и ачивки) на месяцы. Честно, лучше бы я связался с плохой компанией на улице, чем увлёкся этой бесконечной гонкой за ачивками. На данный момент у меня 161 час игры и 155 из 159 достижений (просто физически под конец года нет времени, чтобы добить DLC).
Почему же её можно назвать игрой года, а [НАЗВАНИЕ ЛЮБОГО ДРУГОГО ПРОЕКТА] — нет? Кажется, разработчику удалось найти рабочую формулу универсальной игры. Она сохраняет баланс сложности — игрок сам выбирает, какими будут ближайшие 30 минут (например, ускоренными в два раза). Она подойдёт для фонового убийства времени или для осмысленной стратегии по прохождению отдельных этапов. Хотите бросить вызов? Пожалуйста! Помимо внутриигровых задач, в сети уже полно различных схем, которые захочется повторить. Например, при определённых обстоятельствах, можно пройти игру (а завершается она каждый раз смертью героя) не двигаясь с места. Призываю и вас убить немного своего времени (не самый плохой призыв для 2023 года).
God of War: Ragnarök
Денис Варков, выпускающий редактор
От God of War: Ragnarök у меня были очень высокие ожидания. Ведь разработчикам из Santa Monica Studio нужно было не просто представить переосмысление Рагнарёка — ключевого события в скандинавской мифологии, но и уложить в игру некую передачу эстафеты от Кратоса к сыну Атрею. И, как мне кажется, команде это удалось отлично. Ragnarök — громадная игра, в которой легко утонуть на месяц. Она чем-то напоминает «Ведьмака 3» — можно путешествовать по всем мирам, в каждом свои виды врагов и «мини-боссов», ключевые герои раздают квесты и сопровождают по сюжету.
Но главное, лично для меня, — это интерпретация Тора в озвучке и захвате движений актёра Райана Хёрста. Противоречивый, своенравный, внушающий трепет и уважение бог грома, каким мы давно не видели его в поп-культуре — достойный оппонент Кратосу, который, казалось, способен победить любого. Так ли это? Узнаете в этом приключении, открывающем совершенно новую главу в истории Призрака Спарты.
Sonic Frontiers
Семён Трясин, редактор
С одной стороны, это лучшая 3D-игра о колючем спидстере за последний десяток лет, с другой — все опенворлды, с которыми разработчики пытаются скрестить платформер, в отрыве выглядят на голову выше. Самый быстрый ёж во вселенной пытается угнаться сразу за всеми трендами, но не догоняет ни один из них. Даже главная фишка с возможностью бегать не по маленьким уровням, а по огромным свободным локациям, позаимствована из целой кучи фанатских демок. Но если не разглядывать все чужеродные элементы Sonic Frontiers под микроскопом, а просто позволить им соединиться в этом безумном винегрете, то получить удовольствие от игры станет удивительно легко. Чего только стоит робот Кальмар, парящий над всей картой и оставляющий за собой осязаемый фиолетовый шлейф, по которому нужно забраться на его спину!
Всё это сдобрено внезапно меланхоличной атмосферой и сценарием, которому удаётся собрать разрозненную историю многолетней франшизы в цельное повествование и красиво закрыть сюжетные арки друзей и врагов ежа. Из-за этого даже ошибки Sonic Frontiers выглядят какими-то душевными и не напоминают просчёты маркетологов AAA-проектов. Надеемся, Sonic Team смогла прощупать почву с «Фронтирс», и в будущем нас ждёт идеальная игра про Соника, а то во второй раз такой мув не прокатит…
Cult of the Lamb
Артём Нечаев, редактор
Кто же знал, что милая рисованная игра про ягнёнка и поклонение оккультным сущностям, станет таким хитом. Ладно, много кто знал, потому что Cult of the Lamb ждали многие уже после анонса, настолько всех зацепил контраст между визуальным стилем и демоническими мотивами. Игра очень быстро стала культовой, продала кучу копий и захватила интернет мемами. Если бы разработчики вложили в неё какой-то тайный оккультный механизм по открытию врат ада, по Земле уже давно ходили бы всякие демонюги.
Cult of the Lamb покорила игроков хитрым балансом между боевыми вылазками, строительством базы и уходом за собственным культом. Вместе они создали уникальный цикл геймплея, из которого было ОЧЕНЬ сложно выбраться (проверено на опыте). Зато он давал кучу впечатлений — от интересной прокачки героя и культа до неповторимых историй последователей. А ещё там на удивление положительный месседж: это не члены культа служат лидеру, а он — им. И как оказалось, заботиться о тех, кого мы приручили, очень приятно.
Marvel Snap
Казалось, что эпоха коллекционно-карточных видеоигр ушла — больших новых релизов не было, Hearthstone потихоньку умирает, «Гвинт» просто выживает и т.д. Но тут пришёл Бен Броуд, геймдизайнер и архитектор золотого века Hearthstone, заключил договор с Marvel и сделал Snap. Эта ККИ пока вышла только на мобилках, но уже неплохо так разошлась по миру, в частности благодаря популярности кинокомиксов. Она короче и проще привычных карточных игр, с низким порогом вхождения и всё равно интересным геймплеем. Но игра года, по-моему, она не из-за этих заслуг.
Броуд — выходец из Blizzard, поэтому за последние годы он наслушался претензий к разным системам монетизации и прокачки. Этот опыт помог ему создать Snap, который не страдает от батл-пассов и внутриигровых валют, а наоборот — становится лучше. Там тщательно выдержан баланс между бесплатными и платными наградами, достаточно бонусов за игру, чтобы не надо было вкладывать деньги, а прокачка персонажа очень плавно раскрывает все прелести игры и механики получения карт. Да и сами карты продолжительно становятся сильнее и лучше, как бы заманивая игроков в сочинение новых колод. В общем, Бен Броуд красавчик, показал всем, как не задушить игру попытками заработать.
The Stanley Parable: Ultra Deluxe
В продолжение темы Snap: игровая индустрия сейчас переживает не лучшие времена. Все помешались на аддиктивности, монетизации, обещаниях, предзаказах, сиквелах, переизданиях и т.д. Время такое, ничего не поделать. Но создатели The Stanley Parable: Ultra Deluxe попытались хотя бы обратить внимание на пугающие тенденции в индустрии, превратив переиздание легендарной игры в сиквел с нюансами (там всё запутанно), а прикольную мета-бродилку — в глубокую критику положения. Сложно сказать, получилось ли у них что-то изменить, но игра всё равно крутая.
Как минимум, The Stanley Parable: Ultra Deluxe забирает награду за сильнейший игровой образ последнего года — и это обычное ведро! Для неодушевлённого персонажа, который даже не разговаривает (почти), ведро легко перетягивает на себя одеяло и со Стэнли, и с Рассказчика. Плюс разработчики поиздевались над захватившей всё ностальгией и поразмышляли над тем, как игроков постепенно лишают выбора в играх. В общем, если вас волнует, куда катится индустрия, The Stanley Parable: Ultra Deluxe — мастхэв.