В октябре многим полюбившийся мультсериал «Амфибия» (Amphibia) о девочке, которая оказалась в болотном мире, наполненном антропоморфными лягушками, жабами и прочими земноводными, наконец вернулся на экраны с третьим сезоном. По этому поводу Евгений Спицын решил поговорить с Мэттом Броли (все привыкли думать, что он Брэли, но, по словам Мэтта, он всё-таки Броли), создателем и продюсером «Амфибии», об изменениях в третьем сезоне, трудностях работы в пандемию и о том, каким будет финал мультсериала. Заодно, конечно, спросили о планах на будущее, видеоиграх и любимых русских мультфильмах.
— Для начала хотим поздравить с успехом, который сейчас окружает «Амфибию». Сериал обожают как взрослые, так и дети — и не мудрено. Мультсериал начинался довольно весело и позитивно, с милых приключений в странном мире лягушек, жаб, змей, гигантских птиц и насекомых. Но теперь в нём полно драмы и сложных взаимоотношений между героями. Вы изначально решили избрать такой сюжетный путь или же сериал менялся по ходу разработки?
— Я всегда хотел, чтобы сериал развивался из простой эпизодической комедии в нечто другое, с глубокими персонажами и высокими ставками. Я не хотел создавать мультфильм, который стоял бы на месте и был пресным. Очевидно, что у канала «Дисней» были конкретные ожидания (лёгкая, весёлая комедия), и мы постарались изо всех сил, чтобы удовлетворить эти потребности, но при этом не обидели себя, и создали более богатую историю.
— Расскажите, с чего начинался ваш творческий путь и когда появилось непреклонное желание создать собственный мультфильм?
— Я даже не мечтал стать создателем мультсериала. Я всегда хотел работать раскадровщиком на студии Pixar. Однако после того, как мне отказали множество раз, пришлось изменить свои планы и погнаться за другой карьерой. Можно смело сказать, что если бы меня взяли в Pixar, то «Амфибии» вообще бы не существовало.
— Как продвигался процесс разработки? Как мы понимаем, с первыми двумя сезонами особых проблем не было, но во время разработки третьего мир накрыло пандемией. Сильно ли это сказалось на работе? С какими трудностями вы столкнулись?
— Работа над первым сезоном была простой и довольно непринуждённой. Второй сезон привнёс множество сложностей и непростых задач нашей команде, потому что появились новые локации. Бюджет и график не были рассчитаны на долгое дорожное приключение в фэнтезийном сеттинге, поэтому процесс производства осложнился. Начало третьего сезона должно было дать персонажам передышку, но при этом у нашей команды появился простор для действий. К сожалению, из-за пандемии работа над третьим сезоном была крайне тяжёлой по очевидным причинам. Zoom и Slack (корпоративный мессенджер — прим. переводчика) были нашими спасителями.
— Как обстояли дела с цензурой? Многое ли вам позволяли? Что самое необычное или смешное пришлось вырезать?
— В последнее время нам особо ничего не запрещают, но были конкретные случаи, когда канал был недоволен нашими решениями, например, в финале второго сезона. В остальном не было никаких пререканий в плане цензуры. В первом сезоне канал не хотел, чтобы персонажи получали удары кулаком прямо в лицо, поэтому мы частенько заменяли кулаки на лягушачьи языки. Особенно отчётливо это видно в серии первого сезона Sprig vs Hop Pop и в серии второго сезона Ballad of Hopediah Plantar.
— Вернёмся к главным героям мультсериала. Поначалу казалось, что это будет история про попаданца в другой мир, но потом их оказалось трое. Почему вы решили рассказать историю сразу про трёх героев, а не про одного, и какие сложности это вызвало?
— Несмотря на то, что персонажей много, наше основное внимание всегда уделялось Энн. Мы всегда старались напомнить зрителям, что в самую первую очередь это именно её история. Однако же всегда здорово иметь в загашнике небольшие ответвления с Сашей и даже Марси. Не зря мы делали эти истории — они помогли нам привыкнуть к работе над другими персонажами. У 11-минутных серий есть своё преимущество: не жалко потратить некоторые из них на развитие второстепенных персонажей.
— Помимо основного сюжета огромную роль играет проработка окружающего мира. Здесь ваша команда справилась на отлично. Особенно радует использование тех или иных животных и предметов лягушачьего мира в бытовых ситуациях, практически как во «Флинтстоунах». Подобные гэги придумываются в ходе мозгового штурма с раскадровщиками?
— Нам очень понравилось воплощать в жизнь лягушачий мир «Амфибии» и прорабатывать его культуру. Я особенно горжусь различными архитектурными стилями, которые избрали для себя лягушки (деревни), жабы (башни) и тритоны (прибрежный город). Это помогает сделать мир правдоподобным, и наша команда художников проделала потрясающую работу. Мой любимый гэг в стиле «Флинтстоунов» — это небольшой жук-бетономешалка из серии второго сезона New Wartwood. А ещё жук-огнемёт из серии второго сезона The Shut In.
— Тема семьи, безусловно, одна из самых важных в сериале. С какими трудностями вы столкнулись, когда решили сделать Энн частью лягушачьей семьи?
— Это было не очень сложно, потому что Энн — единственный ребёнок в семье. У неё не было ни братьев, ни сестёр, поэтому интересно наблюдать за её взаимодействием со Спригом и Полли. В то же время у Сприга и Полли нет матери и отца, поэтому отрадно видеть, как они живут вместе с мистером и миссис Бунчуй в третьем сезоне. Хоп Поп тоже не остаётся в стороне, потому что во многих семьях есть двоюродные бабушки и дедушки, помимо самих бабушек и дедушек.
— Помимо разнообразия животного мира в сериале также встречается и культурное многообразие. Тайская культура для многих людей довольно экзотическая. Какие аспекты этой культуры вы стремились показать в первую очередь? Что удалось воплотить в жизнь, а что нет?
— Я думаю, что можно гордиться тем, как тайская культура представлена в «Амфибии». Во многих сценах мама Энн говорит на тайском, а парочка серий посвящены культурному наследию Энн. И всё это довольно органично и ненавязчиво вплетено в историю. Сразу видно, что эти серии делала не корпорация, а таец, которому хотелось поделиться своей культурой.
— Вам довелось поработать над «Гравити Фолз» и «Семейкой Грин в городе». Какой из этих проектов оказался вам ближе?
— Оба сериала научили меня разным вещам, и это был потрясающий опыт. Я очень благодарен Алексу Хиршу, а также Крису и Шейну Хоутонам за наставничество.
— За свою карьеру вы успели поработать на разных должностях: раскадровщиком, режиссёром, сценаристом и даже актёром озвучки. Кем понравилось быть больше всего и какая должность ближе?
— Моя любимая должность — это, наверно, режиссёр. Хотя и в анимационном отделе мне понравилось. А ещё я люблю делать черновые озвучки, чтобы серия работала лучше.
— В «Амфибии» проскакивают отсылки к видеоиграм, визуальные гэги, связанные с ними, и даже парочка консолей попадала на экран. Какие у вас любимые видеоигры? Возможно, какие-то из них помогли вам создать уникальный лягушачий мир?
— Chrono Trigger, Grandia, Phantasy Star Online и Nights into Dreams — одни из моих любимых игр. The Legend of Zelda: Breath of the Wild, очевидно, тоже оказала своё влияние.
— Второй сезон начал серьёзно налегать на драматические и жуткие моменты, тон сериала стал меняться, а третий сезон подхватил эту тенденцию. Исходя из работы над прошлыми проектами, можно ли сказать, что «Дисней» изменил свой подход к сюжетным мультсериалам и теперь позволяет менять тон чаще? Можете намекнуть, насколько мрачнее мультфильм станет ближе к концу?
— К сожалению, не могу сказать, что «Дисней» меняет свой подход, мне кажется, что парочке сериалов просто повезло. В следующие несколько лет вы сами увидите, что на «Диснее» идут весёлые, лёгкие эпизодические комедии в отличие от таких мультсериалов, как «Амфибия», «Дом Совы» или «Гравити Фолз». Такие комедии гораздо лучшее работают с брэндом канала. А если хотите эпизодические сюжетные сериалы, то у них имеются «Звёздные Войны» и Marvel. Что касается тона «Амфибии», то всё идёт к довольно безумной кульминации. Не могу сказать, что она будет «мрачнее» того, что мы делали до этого… но будет довольно интересно и насыщенно.
— Похоже, что третий сезон станет для сериала последним. Какие у вас планы на будущие проекты? Не хотите ли вы попробовать себя в каком-нибудь новом жанре, возможно, во взрослой анимации? А, может быть, и вовсе сменить амплуа и перейти в книжную индустрию или в разработку видеоигр?
— Здесь я пока ещё не определился, хаха. После «Амфибии» хотелось бы создать нечто великое и волшебное. Какое-нибудь произведение, которое не будет опираться на формат эпизодического ситкома.
— Сейчас пандемия диктует свои условия, но в какую точку мира вам, как создателю необычного мира, хотелось бы съездить в первую очередь?
— Я бы с радостью съездил в Европу. Никогда там не был, но очень хочется побывать.
— Есть ли у вас какой-нибудь личный проект, который пока что не удалось воплотить в жизнь?
— Я бы хотел сделать 3D-платформер. Что-то в духе Mario 64 или Rayman 2. Нечто в ретро-стилистике в духе того времени.
— Как вы относитесь к российской и советской анимации? Видели что-нибудь?
— Я большой фанат «Ёжика в тумане». Юрий Норштейн — гений.
— Год подходит к концу, можете ли поделиться своим небольшим топом мультфильмов? Каким для вас был этот анимационный год?
— Хочу выделить мультфильмы «Митчеллы против машин», «Дом Совы», «Корпорация “Заговор”», «Рейтинг Королей» и ещё 86 замечательных мультфильмов, которые я посмотрел в этом году.