В прокат 9 сентября выходит «Злое» (Malignant) — новый фильм Джеймса Вана, создателя культовых хоррор-франшиз «Пила», «Астрал», «Заклятие», а также «Аквамена». В главной роли — Аннабель Уоллис, ранее снявшаяся в, кхм, приквеле «Проклятия Аннабель», спин-оффа «Заклятия». В этот раз она играет девушку, которая видит своими глазами жестокие убийства, совершаемые неизвестным человекообразным монстром. Кинокритик Иван Афанасьев посмотрел «Злое» и, как ни странно, не просто не зол, а крайне добр и нахваливает очередную удачу культового хоррормейкера современности.
Мэдисон, миловидная девушка, живущая в пригороде и работающая медсестрой, носит в животе ребёнка от своего, кажется, не слишком обожаемого мужа. Тот однажды в припадке ярости бьёт её головой об стену, но быстро осознаёт, что наделал и вызывает скорую. Поздно — ребёнок погиб, не родившись, а убитая горем Мэдисон теперь ещё и страдает от странных кровотечений на затылке. Однажды ночью к ним проникает странное существо, чьё лицо вечно скрывает тень, и жестоко убивает мужа-тирана. Девушке, кажется, даже стоит порадоваться его смерти, но для неё это лишь начало ада: теперь в определённые моменты она оказывается на месте других убийств, совершаемых этим жутким чудовищем, не в состоянии что-либо сделать с этим. Решив разобраться в природе видений, Мэдисон узнаёт страшные тайны своего прошлого.
Джеймс Ван, человек с каким-то совершенно прекрасным отсутствием чувства меры, пару раз переворачивал жанр ужасов в кино, пускай не кардинально, зато весьма ощутимо. «Пила» задала моду на фильмы в стилистике torture porn (когда страдания персонажей на экране становятся искусством). «Астрал» переизобрёл скримеры, доказав, что даже в поднадоевшем амплуа «кино о призраках» можно здорово взъерепенить волосы на головах зрителя. «Заклятье» вообще совершил в некотором роде прорыв, скрестив христианские догматы с экзорцистским боевиком и создав успешнейшую киновселенную, не уступающую по накалу страстей фильмам Marvel и DC. Между делом режиссёр ещё и порвал прокат, выдав самую успешную, седьмую часть «Форсажа». И напродюсировал всякого — от свежего «Мортал Комбата» до ремейка «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», что должен скоро выйти на свет. Стахановец!
«Злое», новый фильм Вана, который он снял в перерыве между двумя «Акваменами», на первый взгляд кажется едва ли не самым обыденным из всего, что он делал: классический хоррор про мадам, связанную мрачными узами с человекоподобным чудовищем по имени Габриэль. На их сближающие узы жирно намекают ещё в прологе, даже дав мимоходом взглянуть в расфокусе на страшную хреновину, раскидавшую всех в некой больнице, в которую, разумеется, Мэдисон предстоит наведаться по ходу дела, чтобы «выключить» навязчивые сеансы снаффа наяву. Но Ван не был бы собой, если бы не припрятал ближе ко второй половине фильма сюжетный поворот, который, с одной стороны, не выглядит таким уж невероятным, когда осознаёшь, what’s going on, с другой же — приводит в ужас так, будто смотришь хоррор впервые в жизни.
И самое главное — кажется, впервые со времён «Пилы» Ван скрещивает в своём кино ужасы и детектив с таким невероятным изяществом, что хочется подписать петицию, запрещающую снимать олдскульные ужастики кому-либо, кроме него. В отличие от новомодных слоубёрнеров а-ля «Ведьма», «Злое», томя зрителя ожиданием чего-то ужасного, не перестаёт давать хоррор-пенделей с изяществом Джеки Чана. Тут каждые пять минут минимум что-то происходит, а одно из главных достоинств фильма, кошмарный монстр Габриэль с повадками человека и зверя одновременно, редко когда выходит из кадра. Сохраняя при этом интригу — даже в нём и его внешности создатели умудрились зашифровать подсказки к пониманию сюжета. То есть, с одной стороны, «Злое» умудряется не скатиться в бесконечный бу-аттракцион, поддерживая атмосферу ужаса, с другой — местами слетает с катушек, превращаясь практически в боевик а-ля «Джон Уик». Оставаясь при этом хоррором. Да, так бывает.
Ван снова смог удивить, причём почти на ровном месте. Взяв использовавшиеся уже сотни раз хоррор-клише (здесь чуть от Карпентера, здесь от Кроненберга, здесь воздадим должное Стюарту Гордону и присыплем «Бабадуком»), он сложил из них, страшно сказать, фильм про семейные ценности и любовь. Да, всё, что вы только что читали — именно об этом. Ну и ещё о том, почему просмотр видосиков из детства может обернуться самым страшным кошмаром в вашей жизни. Аккуратнее, если что!
P.S.: а ещё там есть лучшая в мире отсылка к одному из фильмов о Гарри Поттере. Ненамеренная, конечно же, но теперь эта информация будет дышать вам в затылок, и вы обязательно вспомните мои слова, когда всё сами увидите. Муахахаха!