В прошлый раз Лиза Митюшина провела очень подробный разбор об уникальной и самобытной китайской анимации, которая часто не доходит до европейского зрителя, отчего многие недооценивают её масштабы. А там вообще-то настоящий бум: в Китае сейчас продаётся больше билетов в кинотеатры, чем в любой другой стране, а кассовые сборы часто обгоняют американские.
В продолжении материала о том, какие китайские мультфильмы важно посмотреть, мы разберём тайваньскую анимацию, для чего Лиза даже поговорила с локальными иллюстраторами и аниматорами (хорошо, что она знает китайский язык).
Для тех, кто не очень шарит в востоковедении: на Тайвани действует демократическое государство, изгнанное из материкового Китая революцией в середине прошлого века. Тайваньское государство называется Китайской республикой, а весь остальной материковый Китай — это КНР.
На Тайвани не запрещен Винни-Пух, нет таких строгих законов и цензуры, а значит у художников должно быть больше свободы. Там можно найти локальные тусовки творческих ребят, где каждый занимается чем-то своим: кто-то делает свой бренд, кто-то рисует граффити, кто-то пишет книжки для детей, а кто-то организует собственные выставки. И если для нас это не кажется чем-то необычным, то стоит сказать, что в самом материковом Китае практически невозможно найти что-либо андеграундное. На Тайване же всё не совсем так — Тайвань сама по себе андеграунд.
На дороге к счастью (2017 год)
Мультфильм рассказывает довольно наивную историю девушки, которая из-за смерти бабушки возвращается в свой родной город и вспоминает детство. Но за этими воспоминаниями приходит очень много вопросов: стала ли ты взрослым своей мечты? Счастлива ли ты? Да а что вообще такое счастье? Эти банальные на первый взгляд темы очень трогательно раскрываются вокруг беззаботной ауры ностальгии. Визуальный стиль создаёт особую атмосферу задумчивости и мечтательности: здесь мягкая анимация, тонкие очертания, яркая цветовая палитра и почти не выраженные тени.
Поскольку на Тайване нет развитой индустрии анимации, режиссёру Сун Синьинь пришлось собрать собственную студию и нанять десятки независимых художников, которые ранее снимали короткометражные анимационные фильмы. Результатом стала культурно-специфическая картина, которая по стилю напоминает японское аниме, но находит эстетические детали в дизайне персонажей и изображении обстановки, что делает её исключительно тайваньской.
Главная героиня Чи рождается в день смерти многолетнего президента Тайваня Чан Кайши. Её жизнь начинается параллельно с созреванием независимой национальной идентичности Тайваня. Когда Чи идёт в начальную школу, её учитель объявляет денежные штрафы для любого, кто говорит на родном тайваньском диалекте вместо мандаринского, потому что авторитарное правительство Гоминьдана санкционировало это в соответствии со своим требованием управлять «всем Китаем».
По мере взросления Чи постепенно знакомится с борьбой Тайваня за демократию. Когда же она узнает, что её любимого старшего брата задержали за чтение запрещённой книги, она начинает по-настоящему интересоваться политикой. Пройдя через престижную первую среднюю школу для девочек в Тайбэе, Чи оказывается вовлечённой в демонстрации в поддержку демократии.
Борьба Чи за самоопределение отражает борьбу самого Тайваня. Хотя такой сильный политический подтекст совершенно нормален для голливудских фильмов, на Тайване подобное почти не встречается. Из-за неполного понимания правосудия переходного периода острова в сочетании с коммерческим давлением со стороны всё более агрессивного Китая тайваньские фильмы редко изображают политику. Простые жесты, такие как признание президента Тайваня или даже изображение национального флага (и то, и другое, кстати, присутствует в мультфильме), могут спровоцировать китайскую власть, и помешать карьере тайваньских режиссёров и актёров.
Беспокойство молодёжи и политическая неопределённость — это не только тайваньские, но и глобальные проблемы. Поэтому «На дороге к счастью» ещё и важный инструмент, помогающий зарубежной аудитории понимать, узнавать Тайвань и сочувствовать ей.
Независимые художники и аниматоры
Авторы из Востока имеют свой определённый стиль, продиктованный культурой. Это выражается в различных техниках, цветах, подходе к искусству. Так, например, художники на Востоке очень любят применять тушь и каллиграфию. В то же время из-за того, что Восток и Запад постепенно сливаются, многие тайваньцы попадают под сильное влияние западной культуры. Там ещё не до конца созрела идея коммерциализации искусства, поэтому малоизвестным авторам и локальным тусовкам пока что сложно продвигать своё творчество.
@hsihuilinillustration — графический дизайнер из Тайваня. Она работает в независимом агентстве, занимающимся проблемами животных. Помимо милых графических иллюстраций, она также делает журналы, сумки, книжки с картинками и небольшие мультфильмы. Вот что она нам рассказала:
«Я думаю, что Тайвань предлагает творческим людям большую свободу творчества. Есть возможность выражать всё, о чём думаешь. Многие тайваньские криэйторы также используют свои творения, чтобы прокомментировать текущие события в стране: призывать к чему-то или что-то высмеивать».
@mekameart — независимый тайваньский художник. Он делает своеобразную анимацию в TVpaint (программа для создания 2D-анимации) и считает главной наградой за своё творчество смех людей. Если кто-то посмеялся над его работой, значит он уже счастлив. У него в мечтах сделать собственный мультфильм, увидеть своих героев в брендах одежды и в художественных галереях. Парень рассказал нам, что сейчас на Тайване анимация и иллюстрация носит скорее эстетический характер, нежели коммерческий. Аниматоров не так много, а независимых ещё меньше.
«Моё преимущество перед китайцами в том, что мне не нужно слишком беспокоиться, когда я что-то создаю. Я просто думаю о том, чем я хочу заниматься. У нас нет строгих правил. Можно выражать своё мнение сколько душе угодно, и быть уверенным, что люди примут это с энтузиазмом».
Стоит отметить, что у тайваньцев всё не так просто с национальной идентичностью. Одни считают себя китайцами, другие же — тайваньцами.
«Тайвань — это Китайская Республика. Из названия понятно, что на национальном уровне многие тут по-прежнему считают себя наследниками китайской культуры. Однако некоторые молодые люди начали отказываться от этой идеи, полагая, что Тайвань был в прошлом колонией многих стран. Поэтому совсем неудивительно, что разные культуры стали сосредотачиваться здесь и постепенно раскрывать прошлую, забытую историю Тайваня».
Атмосфера для творчества на Тайване становится всё благоприятнее. Будь то компания анимационного и графического дизайна, полиграфическая промышленность или субкультурные и независимые издания, на Тайване появляется множество творческих возможностей и площадок. Культурная индустрия уделяет больше внимания дизайну, выставочной деятельности, обложкам пластинок, анимации масштабных церемоний награждения. Всё больше людей понимают ценность арт-индустрии, а эстетическая составляющая не остаётся полностью забытой.
*Социальные сети Instagram и Facebook запрещены в России.