Корги, Сатана и питерские кошмары: лучшее с фестиваля Steam «Играм быть!»

Артём Нечаев

После Е3 в Steam начался фестиваль «Играм быть!», на который разработчики со всего мира принесли более 500 демок. Артём Нечаев, как и в прошлый раз, погрузился глубоко в пучину геймдева, чтобы найти самое интересное. Перед вами 34 игры, которые варьируются от «Отвала всего» до «Средне, но что-то в этом есть». Фестиваль уже закончился, но некоторые демо ещё доступны, плюс можно добавить игры на свой радар новинок.

Гайд по этой статье (а то текста и игр много): смотрите на картинку/трейлер и жанр; если вас заинтересовало, читаете небольшой абзац; если заинтересовало ещё больше, переходите по ссылке и скачиваете демо (если оно доступно) или добавляете игру в список желаемого. Правда, первую часть «Отвал всего» рекомендуем прочитать полностью, потому что там… ну, отвал всего.

Отвал всего

Grotto

Жанр: говорилка/симулятор управления чужими судьбами. Демо: ещё доступно.

Игра, которая на удивление глубоко забирается в психику и нехило так пошатывает моральный компас. Grotto — это история про слова, ложь, недопонимание и… вас. Вы играете за «говорящего со звёздами» и отвечаете на вопросы посетителей вашего грота, которые приходят к вам за решениями сложных душевных задач. Сначала, конечно, вы будете рандомом открывать созвездия, но потом можно выбирать, что сказать путнику. Это вот нехилый такой метауровень игры, когда вы берёте на себя ответственность за жизни виртуальных персонажей и решаете сложные дилеммы. А гости, между прочим, те ещё дикари и могут понять ваши слова совсем не так, как вы ожидаете. Короче говоря, крайне рекомендую поиграть, когда игра выйдет (надеюсь, там будет русский язык).

Endlight

Жанр: психоделичная леталка через фракталы. Демо: ещё доступно.

Неожиданно шикарная игра, хотя первые моменты вообще не понимаешь, что происходит. Дальше лучше не становится, но хотя бы понятна цель игры: нужно летать галопам по фракталам и пытаться собирать колечки. Endlight отчасти ненапряжная, потому что нет таймера, вас никто не подгоняет, но в то же время она не даёт расслабиться звуковыми эффектами и чистым хаосом на экране. Плюс готовьтесь орать «ГЛАЗА! МОИ ГЛАЗА!», потому что перед вами кошмар эпилептика.

Road 96

Жанр: роуд-муви. Демо: недоступно.

Игра, которая старается быть роуд-муви: в начале вы проходите небольшой опрос, а дальше пускаетесь в приключение, каждый этап которого подбирается специально для вас. Пока о Road 96 судить сложно, она даже может показаться непонятной, если вы не знакомы с концепцией. Но реализована всё интригующе, диалоги прописаны так, что кажется, будто перед тобой сидит настоящий человек, графика приятная, музыка создаёт густейшую атмосферу, плюс в игре сильная политическая подоплёка, если для вас это, конечно, важно. Я, кстати, ещё весной брал интервью у создателя этой игры (и ещё Valiant Hearts) Йоана Фаниса, и с тех пор с нетерпением жду релиза.

Как превратить роуд-муви в игру? Интервью с автором Road 96 и Valiant Hearts
Пообщались с Йоаном Фанисом о его новой игре, которую анонсировали на The Game Awards 2020, процедурно генерируемом сюжете и атмосфере одиночества.

Selfloss

Жанр: бродилка/симулятор деда. Демо: ещё доступно.

Российский разработчик Александр Goodwin в одиночку сделал эту инди, в которой вы возьмете на себя роль добродушного деда, стремящегося всем помочь. Место действия — архипелаг, созданный на основе смеси русской и исландской мифологий. Ждите встреч с загадочными фигурами, общения с богами-рыбами, переполнения русским духом, душевного умиротворения и просто хороших ощущений. Геймплей в целом простой: в ваших руках свет — орудие и оружие, как парус раздует, так и врагам навредит. И нельзя не упомянуть приятный саундтрек.

Десять игр, основанных на культуре и мифологии России
В гостях: постсоветские гики, воинственный православный священник, домовой, Дед Мороз, Баба Яга, лиса Алиса и другие.

No Longer Home

Жанр: текстовая адвенчура. Демо: ещё доступно.

No Longer Home — текстовая игра про последние дни университета, самоопределение и странные летающие колючие шары в вашей спальне. Перед нами — полуавтобиографическая история авторов, которые не стесняются в открытую вдохновляться великой Kentucky Route Zero. То есть тут та же низкополигональная графика, настораживающая, но прекрасная музыка, диалоги, в которых порой не понимаешь свою роль, и, конечно же, зашкаливающая театральность — ощущение, будто у тебя на столе стоит маленькая сцена, на которой играют спектакль только для тебя.

Kentucky Route Zero: игра, которой суждено стать классикой
Мы не так много говорим про игры. Пришло время это исправлять. Как раз вышел последний акт одной из лучших игр современности, о которой вы, скорее всего, даже не слышали.

TOEM

Жанр: бродилка с фотоаппаратом. Демо: ещё доступно.

Абсолютно плюшевая игра про путешествие какого-то существа за неуловимым природным (или нет) явлением. Главная механика: фотография — вам нужно будет выполнять задания с помощью своей камеры. Но это не всё: исследуете мир, ищете секреты, знакомитесь с милейшими обитателями этого мира и просто чиллите. Серьёзно, кажется, если слишком долго играть в эту игру, то можно достигнуть нирваны или дзена. TOEM милая до коликов, искренне весёлая, ненапряжная и минималистично красивая.

Влияют ли фотомоды в играх на опыт фотографа в реальной жизни? Разговор с Евгением Фельдманом
Большое интервью о фотографическом опытев Spider-Man: Miles Morales, Cyberpunk 2077,Assassin’s Creed и The Last of Us.

GLITCHED

Жанр: РПГ. Демо: ещё доступно.

Интерес появляется уже на стадии описания: внутри игры появляется глюк и один из персонажей осознает существование игрока. Сразу понятно, что сюжет уходит глубоко в мету (даже намеренно вылетает в одном месте), но он делает это так… игриво, что хочется больше. Начинается всё с того, что жаба из игровой компании опрашивает вас, чтобы подобрать идеального персонажа (вопросы прям как у психолога). То есть прям с первых минут игра подстраивается под вас, а дальше там вариативность по идее расширяется до предела: у героя есть 6 черт характера, одна из которых становится лидирующей в зависимости от ваших действий, что меняет ваше взаимодействие с миром. Короче говоря, это сложно объяснить, но если всё показанное в демо правда, то нас ждёт одна из самых реиграбельных игр в истории.

Претти гуд

Sable

Жанр: головоломка-платформер. Демо: ещё доступно.

Приключение по пустынным землям, где на каждом углу сохранились следы древних цивилизаций. Геймплей незамысловатый: прыгаем-бегаем, катаемся на байке (и модифицируем его), используем способности вроде парения (парю, где хочу!) и исследуем мир. Но всё-таки Sable покоряет своей зернисто-контурной рисовкой и отличным саундтреком, которые создают атмосферу приключений.

Rogue Lords

Жанр: пошаговая РПГ. Демо: недоступно.

Как насчёт того, чтобы стать Дьяволом? В Rogue Lords вы будете управлять отрядом исчадий ада вроде Дракулы, Кровавой Мэри, Всадника без головы и других. Только вот игра не забывает, что вы — сам Сатана, поэтому за определённую плату вы можете читерить: менять здоровье врагов и союзников, перекидывать баффы и дебаффы, увеличивать вероятности и т.д. А так это затягивающая пошаговая РПГ с слегка необычной системой скиллов, ОЧЕНЬ приятной анимацией и мрачной атмосферой.

City of Beats

Жанр: музыкальный рогалик. Демо: ещё доступно.

Перед нами смесь прекрасной Hades и динамичной Crypt of the Necrodancer. По механикам — рогалик, максимально списанный с игры про Загрея, но обёрнутый в сочные биты, на темпе которых завязаны действия врагов и игрока. То есть каждый ваш выстрел, смерть противника или его атака — это нота в треке. Играя, даже чувствуешь себя про диджеем, а если поймать бит, то диджейство становится оружием.

Почему стоит поиграть в рогалик Hades от создателей Bastion и Transistor
Поехавшая семейка с Олимпа, злой батя из Подземного царства, древнегреческий рок-н-ролл и очень, очень много смертей.

Imagined Leviathans

Жанр: «симулятор экзистенциального ужаса». Демо: ещё доступно.

Формально, это симулятор ходьбы в метель, но создатели стремятся сделать «лучший в мире симулятор экзистенциального ужаса». Геймплей максимально простой: идешь и собираешь хворост, разжигаешь костры чтобы выжить. Но вся соль кроется в стилистике — вокруг всё белым-бело, не видно ни зги, только силуэты деревьев. А на пустом месте гораздо проще представить какую-то опасность, какого-то левиафана. Тут как раз раскрывается задумка авторов: они лишь намекают на что-то за кадром, и от этого становится страшнее, чем если бы это что-то было в кадре.

Inua - A Story in Ice and Time

Жанр: point-and-click. Демо: недоступно.

Красивая игра про журналистку, которая исследует останки затонувшего корабля Террор — экспедиции, застрявшей во льдах Арктики (история реальная, даже сериал есть). Там всё мистически и загадочно как с тем же перевалом Дятлова — люди пропали на пустом месте. Помимо таинственности игра завлекает контрастом между холодной историей и теплым геймплеем: нужно читать мысли людей в прошлом и настоящем. Так мы постепенно понимаем, что же случилось с Террором на самом деле (но на самом деле не на самом деле, потому что на самом деле никто не знает) по версии авторов игры.

Terracotta

Жанр: головоломка. Демо: недоступно.

Умиротворённая головоломка, которая не только заставит ваши мозги поработать, но и принесёт душевное спокойствие. Вы играете за воина терракотовой армии, который застрял между миром живых и мёртвых. Соответственно, вы можете перемещаться между Инь и Янь, плюс обладаете энергией, которая может возводить стены по вашему желанию и заряжать всякие предметы. Terracotta на удивление затягивает, потому что головоломки нескучные, визуальный стиль приятный и саундтрек пестрит азиатскими мотивами.

Norco

Жанр: текстовая РПГ. Демо: ещё доступно.

Текстовая игра в духе «Диско Элизиум» с проработанным, но пока что непонятным миром. Геймплей простейший, так что авторы завоёвывают ситуациями в буквах — то Санта назовёт вас Демоном, то вы загладите кота до полёта сквозь потолок, то режиссёр какого-то сериала будет выпрашивать у вас «плебейский сленг» (вестимо ему можно загнать дичь). Игра очень остроумная, в артах чувствуется атмосфера трущоб, сеттинг готическо-киберпанковый, а под конец демо внезапно укатывается в то ли мистику, то ли абсурд.

Как Disco Elysium помогает понять себя и разобраться с «бедами с башкой»
Весьма важная и вполне реальная история о том, как инди-игра помогла человеку побороть тревожность, разобраться в себе и прийти к миру в вечном диалоге с внутренним критиком.

Chasing Static

Жанр: хоррор. Демо: ещё доступно.

Хоррор про правительственный эксперимент, который пошёл не так и заморозил время в захолустном городке. Игра сильно щекочет в местах, где лежит любовь к «Сайлент хиллу» и «Твин Пикс». То есть скримеров в демо практически нет, зато атмосферу можно ложкой есть (если вы, конечно, не боитесь). Кстати, Chasing Static покоряет еще на стадии меню, потому что оно сделано в формате VHS-уюта и там хочется задержаться.

They Always Run

Жанр: платформер. Демо: недоступно.

Ещё одна игра от русских разработчиков, которую вы могли видеть на Е3. Главный герой — циничный охотник за головами, выполняющий заказы мафии по всему космосу. Новая миссия — новый заказ, вот только цели всегда убегают, поэтому приходится пробиваться к ним через орды приспешников. В этом охотнику сильно помогает третья рука — интересная механика, такой своеобразный секретный удар, который вы можете использовать по необходимости. They Always Run — динамичный платформер, и особенно радует видеть в нём живую русскую речь.

Совсем неплохо

The Story of the Flood

Жанр: симулятор принятия тяжелых решений. Демо: недоступно.

Игра обманчиво проста: вам нужно просто плыть вперёд на небольшом плоту по затонувшему миру. Бац и вы нашли в воде Мону Лизу. А вон плавает ящик с бриллиантами! О, неплохая парусина, которая может ускорить плот. А вот и милый пёсик! Учёный машет с затонувшей башни! И так далее, только уловка в том, что на вашем плоту помещается лишь пять объектов. Вот и приходится выбирать — что спасти, кого спасти и что сбросить с судна. История чисто визуальная (и в визуальном наполнении игра, кстати, пока чутка хромает, и только поэтому не оказалась выше), и вы создаёте сюжет собственноручно своими решениями.

Space Tow Truck

Жанр: головоломка на понимание физики. Демо: ещё доступно.

Игрушка, созданная учителем физики, который просёк тренд, что так проще впарить ученикам материал. Ваши орудия для решения головоломок — время, координаты, притяжение и другие законы реального мира. Всё это обёрнуто в забавный простенький нарратив про компанию, которая должна вытащить ваш разбившийся грузовик с пустой планеты, но заставляет вас решать задачки. Игра работает и как неплохая обучалка для школьников, и как интересная головоломка на основе давно забытого старого.

Catie in MeowmeowLand

Жанр: point-and-click. Демо: ещё доступно.

Милая игрушка в духе Machinarium про девочку Кейти, которая следует за белым котом и попадает в Мяумяуленд. Арт основан на иллюстрациях к детским книжкам, очень много котиков, игра ненапряжная, на потупить и почиллить. Но не стоит задумываться, потому что дьявол — в деталях, и если вглядеться, то перед нами хоррор. Например, приключение Кейти начинается с того, что её ест и выкакивает кот. Круто же, ну!

Юхины Кошмары

Жанр: психоделичная бродилка. Демо: ещё доступно.

Творение разработчицы из Санкт-Петербурга, которая сделала бродилку на основе своих кошмаров. Игра стоит где-то на границе понимаемого и непонимаемого. Порой сложно определиться, это что-то сломалось или всё так и должно быть. То есть «Юхны кошмары» — идеально иллюстрируют ощущения от кошмаров, поэтому штука уникальная. Пока ещё есть некоторые недочёты, но первый сон интригует: в Питере случился апокалипсис и вам нужно по методичке собрать всё необходимое (вплоть до котика) и свалить из многоэтажки.

Wolfstride

Жанр: баттлер мехов. Демо: ещё доступно.

Если вы скучали по мехам (наверное, не смотрели «Годзиллу против Конга»?), то это игра для вас. Сражения на мехах хоть и пошаговые, но очень тщательно продуманы: у робота несколько независимых частей, куча разных атак, заменяемые запчасти, ремонт, броня, патроны и т.д. Битвы тут совсем не быстрые и могут затянуться, так что Wolfstride эффективно убивает время. Плюс в игре топовые персонажи, в которых можно успеть влюбиться за одну демку (проверено).

Куда делись гигантские человекоподобные роботы, на которых мы выросли
В честь юбилея «Роботека» Анастасия Шабловская пробует разобраться, откуда взялось и куда подевалось меха-аниме.

Lo-fi Life

Жанр: симулятор лоу-фай жизни. Демо: ещё доступно.

Встать по будильнику или полежать ещё пять минуточек? Пойти на лекции или посидеть на любимых сайтах? Прибраться или оставить последствия бурной ночи на виду? Добро пожаловать в симулятор пробуждения с утра и сбора в универ, только вот успеете ли вы туда и пойдёте ли вообще — решать вам. Если вам вдруг веселее тратить виртуальное время вместо или вместе с реальным, то это игра для вас. Пока что Lo-fi Life недоработана, занятий в ней мало, а сюжет уловить сложно, но разработчики обещают, что от ваших решений будет что-то зависеть.

ProtoCorgi

Жанр: shoot ’em up. Демо: ещё доступно.

Корги! Точнее ПротоКорги! В этом скролл-шутере вы оказываетесь в теле высокотехнологичного песика, которые летит сквозь орды врагов. Сюжет тут максимально слетевший с катушек: рыбные корпорации, битвы гигантских меховы, нападение космических жуков, порталы какие-то. Но и геймплей тоже не отстаёт: летите-то вы вперёд, но враги будут вылезать со всех сторон, так что играется хардкорно. Плюс уже в демо есть дизайнер уровней, так что можно повеселиться, если вы такое любите.

The List

Жанр: детектив. Демо: недоступно.

Как на счёт покопаться в базе данных полиции США? Ненастоящей, конечно, но также находящийся в каменном веке. Вы — новый работник, которому поручили повторно рассмотреть дело о наобъяснимом убийстве. Вам нужно будет смотреть отрывки интервью с жертвой (его до смерти допрашивали, никакой мистики), по ключевым словам искать другие отрывки и взламывать компьютеры подозреваемых. Плюс прилагается немножко крипоты. Ролики, кстати, записаны с реальным актёром.

Средне, но что-то в этом есть

Undying Symphony

Жанр: историческая головоломка. Демо: ещё доступно.

Игра рассказывает трагические истории из жизни блокадного Ленинграда на примере четырёх персонажей. В демо дали поиграть за сильную русскую женщину, которая сама месит цемент и укрепляет бункеры. Геймплейно слегка скучно, но с исторической точки зрения игра выглядит отлично.

The Lost and The Wicked

Жанр: шутер с видом сверху. Демо: ещё доступно.

Сильно упрощённая версия Hotline Miami — бегаете по уровням, подбираете пушки и стреляете во всякую чертовщину. Боссы выглядят просто шикарно, даже есть какой-то гипнотический эффект. Игра старается быть такой всегда, но обычные уровни быстро надоедают, потому что в них катастрофически не хватает стиля. Если вы скучали по мясячу их Маями, советую ознакомиться, но в остальном смело проходите мимо.

Warhammer 40000: Battlesector

Жанр: тактическая стратегия. Демо: недоступно.

Классическая пошаговая стратежка, но по вселенной Warhammer 4000. В целом всё сделано норм: анимации, графика, музыка, управление. Вот только игра зайдёт точно только знакомы во вселенной, потому что по классике тут сначала пять минут экспозиции закадровым голосом, но нить теряется уже после одной.

Animal Shelter Simulator

Жанр: симулятор приюта для животных. Демо: ещё доступно.

Миленькая игра, которая полностью соответствует своему названию. Надо принимать зверушек, ухаживать за ними, выгуливать, кормить, затаривать продукты, лечить и находить дом. Только местами есть кринж: например, чтобы кошку приютили, её надо просто посадить в машину, которая только что за ней приехала, то есть без какого-либо контакта с будущим хозяином.

They Are Here

Жанр: хоррор про пришельцев. Демо: ещё доступно.

Вы когда-нибудь хотели, чтобы вас похитили пришельцы (в космосе не так жарко, как на Земле, например)? Теперь у вас есть возможность оказаться в центре истории про похищение, которая оказалась на удивление пугающей. Игру делают российские разработчики, но сеттинг чистой американской глубинки. Правда, кажется, не стоит ждать от They are here ничего больше, чем просто ужастика.

Song of Iron

Жанр: платформер. Демо: недоступно.

Прикольный симулятор викинга. Выглядит очень кинематографично, постановка боёв шикардос, сюжет максимально классический: налётчики убила вашу семью, поэтому вы встаёте на тропу войны. Если вы любите викингов и всякое такое, то смело ждите игру, потому что по ним выходит не так много всего.

The Season of the Warlock

Жанр: point-and-click. Демо: ещё доступно.

Обычная игра, но не мог её не добавить в подборку, потому что посреди демо песик прыгает в мясорубку и умирает. А это, между прочим, любимый питомец графини, поэтому вам нужно найти ему замену и всучить ей какую-то непонятную тварь. Игра со своеобразным чувством юмора.

Swarm the City

Жанр: стратегия. Демо: ещё доступно.

Симулятор управления ордами зомби. В целом весело, нужно заражать горожан и распространять вирус, попутно воюя с полицией. Сложность игры стремительно растёт, но она быстро надоедает, чего-то сильно не хватает. Может, к релизу поправят.

Punk Wars

Жанр: пошаговая стратегия. Демо: ещё доступно.

Классическая цивилизация, но вместо наций тут разные панки — стим, дизель, стил и атом. У каждого свой чёткий дизайн, геймплей и юниты. Задумка интересная, если вы любите всякие панки, стоит дать игре шанс.

Смотрю мультики и играю в игры по работе. Иногда даже пишу о них.

Понятно