Терри Пратчетт — выдающийся современный британский писатель, чьи книги лежат на полках многих любителей фантастики. За лёгкостью и остроумием его произведений скрываются вопросы религии, равноправия, жизни и смерти. Автор выпустил более 70 книг, большинство из которых составили цикл о Плоском мире. Однако погрузиться во вселенную писателя можно не только с помощью литературы. Мы собрали подборку экранизаций работ Терри Пратчетта, в которой каждый сможет найти что-то для себя. Смотрим!
Плоский мир — это
Сначала попробуем чуть подробнее узнать о вселенной Пратчетта. Для некоторых историй автор придумал особое пространство под названием «Плоский мир» — это та же самая Земля, но только в виде диска. Планета расположена на четырёх слонах, стоящих на панцире большой черепахи по имени А’Туин, которая размеренно плывёт по просторам космоса. Мир находится на стадии ранней индустриальной эпохи и сочетает в себе магию и науку. Его население весьма разнообразно — здесь можно встретить гномов, троллей, эльфов и других мифических персонажей.
«Добро пожаловать в Плоский мир», Джин Флинн (1996)
Восьмиминутная лента — анимационная адаптация фрагмента книги «Мрачный Жнец». Здесь мы впервые встречаемся с черепахой А’Туин, Смертью и его верным конём Бинки. «Добро пожаловать в Плоский мир» — своеобразное введение во вселенную Пратчетта, подводящее зрителей к последующим мультсериалам.
«Роковая музыка», Джин Флинн (1997)
По сюжету, Смерть оставляет свои обязанности и решает вступить в Иностранный легион, желая избавиться от мучительных воспоминаний. Место проводника душ занимает его внучка Сьюзен, которая на одном из заданий встречает музыканта Диона Селина с магической гитарой, поработившей душу и разум героя. Бывший арфист основывает группу и начинает «взрывать» танцпол, что рушит привычный жизненный уклад Плоского мира. Один вопрос — кто восстановит порядок?
Лента описывает появление в Плоском мире рок-н-ролла. Здесь много отсылок к известным песням, группам и музыкантам — например, к The Beatles и Nirvana. «Роковая музыка» — суперский проект для всех меломанов.
«Вещие сестрички», Джин Флинн (1997)
В центре сюжета — три ведьмы, живущие в королевстве Ланкр. Их размеренная и не всегда трезвая жизнь нарушается внезапной смертью правителя, которого сбросил с лестницы коварный родственник. Он-то и занимает трон, приказывая избавиться от настоящего наследника престола. Сюжет построен почти что в шекспировских традициях. Ребёнок попадает в руки колдуньям, которые решают подстраховаться и отдают его труппе бродячего театра. В это время мнимый король, почувствовав опасность, начинает охоту на ведьм.
Сегодня простая рисовка мультсериала выглядит довольно трогательно и буквально телепортирует зрителей в то время, когда они включали 2х2 и смотрели «Вещих сестричек» на экране выпуклого телевизора. Хотя бы ради этого вайба стоит глянуть мульт!
«Джонни и бомба», Дермонт Бойд (2006)
Сериал можно описать одной фразой — продуктовые тележки созданы не для покупок, а для путешествий во времени. После такого пояснения лента либо сразу заинтересует вас, либо заставит забыть о ней. Сюжет выстраивается вокруг компании друзей, решающих помочь эксцентричной пожилой женщине, попавшей в больницу. Дама оказывается нестареющей путешественницей во времени. Джонни Максвелл и его товарищи, вооружившись продуктовой тележкой вышеупомянутой особы, отправляются в 1941 год, по возвращении из которого случайно меняют исторический ход событий. В результате немецкая бомба убивает бабушку главного героя. Теперь основная задача Максвелла — спасти самого себя.
«Санта-Хрякус: Страшдественская сказка», Вадим Жан (2006)
Канун Рождества — период веселья, добра и подарков. И вроде бы фильм начинается именно с таким вайбом, однако Пратчетт не был бы собой, если бы не заменил Рождество на Страшдество, Санта-Клауса — на Санта-Хрякуса (ещё и с клыками), а верных оленей — на кабанов. Но даже это не самое главное. В праздничную ночь в Анк-Морпорке орудуют бандиты с довольно нестандартным «заказом» — убить любимца всех детей и главный символ праздника. И ведь Санта действительно исчезает. Но куда?
Спасать Хрякуса и Рождество будет сам мистер Смерть, который, вооружившись традиционным костюмом и бородой, поедет развозить подарки. А пока проводник в царство мёртвых дарит детям радость, его внучка Сьюзен тоже вступает в дело. Если не сохранить веру в Санту до рассвета, то солнце больше не взойдёт.
Помимо поисков Хрякуса, картина концентрируется на происхождении символа Рождества, что напрямую связано с историей становления современных ритуалов из первобытных верований. А ещё фильм о празднике в готическом стиле — отличный вариант для тех, кто в канун новогодних каникул продолжает выводить «Гринча» в топ-чарты различных онлайн-кинотеатров. Мы нашли вам новую цель!
«Цвет волшебства», Вадим Жан (2008)
Только представьте: корабль, водная гладь и путешественник в гавайской рубашке. Так могла начинаться типичная мелодрама о молодом бизнесмене, отправившемся на какой-нибудь роскошный остров. Однако всё обстоит совсем иначе. Вместо солнечного Бали — бандитский Анк-Морпорк, а вместо роскошных отелей — грязные таверны.
Экранизация одноимённой книги Пратчетта и её продолжения «Безумная звезда» рассказывает о приезде в совсем не курортный городок путешественника по имени Двацветок, который сразу привлекает к себе внимание местных жителей. Всё дело в его багаже — сундуке с обилием золотых монет и несколькими парами ног, которые по пятам семенят за хозяином. В таверне герой знакомится с волшебником-недоучкой Ринсвиндом. Он становится не только его гидом, но ещё и телохранителем, ведь теперь все бандиты хотят заполучить ходячий сундук. Но это только начало. Впереди героев ждёт масса всего: и городской пожар, и дракон, и даже взбунтовавшаяся магическая книга, из-за которой путешественнику и волшебнику придётся спасать мир.
«Цвет волшебства» интересен открытой борьбой с шаблонностью фэнтезийного жанра, что выражается в образе недоволшебника, претендующего на звание мирового героя. Классический сюжет, доведённый до абсурда, — основа творчества Терри Пратчетта.
«Опочтарение», Джон Джонс (2010)
В фундаменте двухсерийного фильма лежит история о гениальном мошеннике Мойсте фон Липвиге, который после череды удачных афер всё же попадает в тюрьму. И если бы только в тюрьму: бандита должны казнить. Однако прямо у гильотины герою дают помилование с единственным условием — возобновить работу заброшенного почтамта. Довольно странное предложение для мошенника, правда? После неудачного побега Мойст всё-таки вынужден возглавить предприятие, внутри которого собраны горы неотправленных писем.
На своём пути к свободе герой встречает призрака почтамта, заставляющего афериста испытывать угрызения совести за прошлое, а также директора семафорной компании Взяткера Позолота, готового любыми способами помешать Мойсту отнять у него первенство в бизнесе доставки писем. Интересно, справится ли герой с возложенной на него задачей? Особенно, если учитывать тот факт, что четыре его предшественника погибли при очень странных обстоятельствах.
«Мост троллей», Дэниэл Найт (2019)
Сюжет короткометражки довольно прост. Коэн-Варвар, находящийся в самом что ни на есть преклонном возрасте, вместе с говорящим конём отправляется искать мост, под которым живёт тролль. По мнению его покойного отца, тот, кто победит тролля, сможет всё. По сути, действия героя мотивированы желанием угодить родителю, пусть тот и выгнал его из племени в 11 лет. Важно заострить внимание на облике героя и времени года — старик в лёгких накидках идёт в мороз покорять тролля. Причём под покорением вовсе не подразумевается убийство. Довольно интересный план получается.
«Мост троллей» — некоммерческий проект. Лента была снята при поддержке краудфандинга и пожертвований. Обычно такого рода короткометражки не отличаются особым качеством. Однако картина получилась замечательной — даже анимация не подкачала.
«Благие знамения», Дуглас Маккиннон (2019)
По мнению многих фанатов, сериал по совместной книге Терри Пратчетта и Нила Геймана должен был стать великим. Два лучших автора современного фэнтези придумали историю, основанную на пародии художественной и сакральной литературы о конце света. Разве этого недостаточно для успеха? Оказывается, что нет.
В центре сюжета — ангел Азирафель и демон Кроули, обитающие среди людей и слегка присматривающие за ними. Они наслаждаются мирскими увлечениями, но вдруг демон узнаёт о планировании конца света, в организации которого он должен сыграть существенную роль — доставить Антихриста в роддом, где его «внедрят» в семью американского посла в Великобритании. Азирафель и Кроули, не желающие апокалипсиса, решают всеми силами остановить наступление тьмы.
Во многом качество многообещающего проекта пострадало из-за чрезмерной близости литературного и киношного сюжета. Нил Гейман, выступивший сценаристом, оставил в «Благих знамениях», целый клубок сюжетных линий и разрозненных эпизодов, за взаимосвязью которых довольно сложно уследить. Да и закадровый голос с нарочито книжными формулировками лишь усугубляет ситуацию — всё становится слишком вязким. Однако это не умаляет главное достоинство сериала — рассказ о том, как религия игнорирует общество.
«Стража», Крэйг Вивейрос и Брайан Келли (2021)
Как мы уже поняли, Анк-Морпорк — город гиперболизированной преступности, где закон не имеет абсолютно никакой силы. Вместо того, чтобы следить за порядком, стражники стреляют по голубям и разговаривают с собаками. Однако защищать город и не надо, ведь преступность здесь легализована. Бандиты, разделённые на гильдии, сами управляют городом. Интересно то, что такая жизнь практически всех устраивает. И всё бы ничего, если бы однажды в Анк-Морпорке не появился юноша Констебль Моркоу, не желающий участвовать в разрушении.
Наверное, ни одну экранизацию Пратчетта не критиковали так, как этот сериал. Прежде всего зрителей не устроило переиначивание цикла о стражниках — например, возникновение электричества в Средневековье, отсутствие некоторых персонажей, а также изменение пола или расы героев. Однако стоит учесть, что создатели сериала и не претендовали на звание «экранизации» — это лишь история по мотивам книг Пратчетта.
«Стража» — это такой стимпанковский («стим» можно опустить) проект с долей психологизма. Сериал затрагивает проблемы семейных отношений, самоидентификации, а также детских (и не только) травм, что, несомненно, привлекает зрителя.
Главная проблема экранизаций — качественный перевод литературного произведения на язык кино. Слог Терри Пратчетта изобилует игрой слов и омонимами, которые очень сложно адаптировать в диалогах и визуальном ряде. Однако такое количество проектов лишь подтверждает тот факт, что работать с этими текстами всё же возможно.
А для тех, кто уже пересмотрел все упомянутые ленты, советуем обратить внимание на новую экранизацию писателя «Изумительный Морис» (Тоби Генкель и Флориан Вестерманн) про кота-афериста, находящегося в сговоре с крысами. Картину можно увидеть в кино с 26 января.