На Netflix 11 ноября вышла новая анимационная работа от Cartoon Saloon — «Папин дракон» (My Father's Dragon). Как и любой другой мультфильм студии, полнометражка подкупает своей искренностью, непосредственностью и тёплым визуалом, но, к счастью (или сожалению?) не заставляет все полтора часа плакать белугой, как при просмотре «Легенды о волках» или «Песни моря». Однако это не значит, что «Папин дракон» не заслуживает зрительского внимания. Ещё как заслуживает — рассказываем почему.
Мультфильм My Father's Dragon основан на одноимённой книге американской писательницы Рут Стайлс Ганнетт Кан. Режиссировала картину Нора Туми — создательница «Добытчицы» и «Тайны Келлс». По сюжету, мальчик Элмер (Джейкоб Трамбле) переезжает вместе с мамой (Голшифте Фарахани) в Nevergreen — мрачный мегаполис, где им предстоит превратить голый чердак в уютный дом. С прежнего им пришлось съехать, когда семейный магазинчик перестал приносить доход. А новое место довольно холодно приветствует жильцов — домовладелица миссис Макларен (Рита Морено) отказывается устранять протечку, требует оплату по вторникам без отговорок и запрещает заводить питомцев. Последнее условие Элмер нарушает, из-за чего ссорится с матерью. Пытавшаяся оградить его от страха и нужды Дела срывается на сына, из-за чего тот вместе с новой кошкой-подружкой (Вупи Голдберг) пускается в бега. Чтобы решить финансовые проблемы и открыть магазинчик мечты, Элмеру предстоит встретиться с драконом на Диком Острове. Будет ли он сражаться с чудовищем, приручит его или подружится с ним — герою только предстоит узнать.
По законам детских книжек, Элмер ожидает столкновения с самым худшим — олицетворением своих страхов. Так часто бывает: герой должен встретиться лицом к лицу с кошмаром во плоти и увидеть в чудовищной оболочке нечто доброе и «человеческое». А, может, сразиться с ним и обуздать собственные фобии. Или приручить, как это сделал Иккинг с Беззубиком. Но шанс встретить такого же боязливого и не уверенного в каждом своём шаге, как и ты сам, кажется, минимален. Однако знакомьтесь, Борис (Гатен Матараццо) — придурковатый, смешной и наивный дракон, призванный спасти остров от затопления.
Борис мигом снимает всю пафосность подобных историй, а заодно ставит главного героя в тупик: схема «отыскать дракона — обуздать дракона и победить свой страх — вместе спасти остров» нарушена, ведь ни дракон, ни Элмер не в курсе, как вообще удержать на плаву огромную экосистему, населённую опасными гориллами, миловидным тиграми и запуганными носорогами. Как вообще спасать мир, когда тебе двенадцать? Или ты ещё не превратился в супер-пупер-мега-дракона, а твои крылышки настолько малы, что не хватает сил даже назвать их КРЫЛЬЯМИ?
Хоть Борис и не трёхглавый зверь, вторую голову он всё-таки получает в виде ума и способностей Элмера. Вместе они отправляются в путешествие «иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Вайб мультфильма и постепенное наращивание ментального панциря у героев напоминают всё тот же «Как приручить дракона». Однако «Папин дракон» не так давит на экшен и динамичность, оставляя место для узнавания героями друг друга, сентиментальности и признания собственных страхов.
Интересно, что места в этой парочке занимают мужские персонажи. Хотя в целом сегодня заметна тенденция рассказывать истории о женщинах — взгляните хотя бы на работы Disney и Pixar вроде «Я краснею», «Райя и последний дракон» или «Холодное сердце». Да и зачем далеко ходить — в центре сюжета «Легенды о волках» от Cartoon Saloon стоят две девчонки из разных миров. Тут же мы видим мальчишку и дракона-мальчишку, исследующих свои страхи — от неизвестности, опасностей острова, потенциальной нереализации амбиций и чужих надежд. «Папин дракон» — ещё одна попытка сказать обществу, что мужчины вправе испытывать и показывать не только две разрешённых эмоции — гнев и желание. Все мы сомневаемся, пугаемся и разочаровываемся в себе, но почему-то делиться подобными чувствами легально только девчонкам. Да и те, если хотят избежать ярлыков «слабая» или «принцесса», тоже часто прячут переживания.
И, конечно, как и в любом мультфильме Cartoon Saloon, здесь не обошлось без отношений человека с природой. В «Песни моря» мы знакомились с ирландской мифологией, во многом подвязанной к животным и локациям. В «Легенде о волках» поднимался вопрос браконьерства и насильному приручению к человеку. «Папин дракон» же говорит о глобальных процессах вроде повышения уровня моря, из-за чего вымирают виды и гибнут чуть ли не целые миры вроде Дикого Острова. Но почему в предыдущих работах студии подобное трогало куда сильнее, чем это получается у «Папиного дракона»?
Вряд ли дело только в том, что мультфильм режиссировал не Томм Мур. Он, конечно, умеет довести нас, но, судя по портфолио, Нора Туми способна на не меньше. Кажется, создательница намеренно уводит зрителя от надрыва — во-первых, герои не занимают слабые позиции в мультфильме. Здесь нет противостояния большого мира — миру поменьше, как и нет ощущения, что желания героев блокируют. Персонажи и сами до конца не понимают, куда и зачем они идут, потому мультфильм больше напоминает не трагедию с надрывом, а путешествие по исследованию себя. Плюс, своей дурашливостью и нерасторопностью Борис моментально сметает любые намёки на сентиментальность.
Становится ли от этого мультфильм хуже? Ни капельки. Его безумно приятно смотреть: тёплые фоновые текстуры; приятный 2D, который, кажется, именно в руках аниматоров Cartoon Saloon получил новую жизнь; музыкальное оформление от Майкла и Джеффа Дэнн — всё это добавляет уюта полнометражке. Наверное, на фоне предыдущих работ студии кажется, что новый мультфильм должен эмоционально разносить нас ещё сильнее предыдущего — но у Cartoon Saloon, как и у Элмера с Борисом — нет намерения что-либо доказывать своему зрителю. Только исследовать, признавать и пробовать новое.