Женщины были в кино всегда, но редко оказывались в центре внимания и часто прокладывали свой путь через тернии к звёздам. Вместе с журналом о кино ORNAMENT рассказываем о карьерном пути четырёх современных режиссёров
Грета Гервиг
«Барби», «Леди Бёрд», «Маленькие женщины»
В начале 2000-х Гервиг получила отказы на всех сценарных курсах, куда отправляла заявки. Во время изучения философии в колледже она подумала, что сама готова снимать кино — но мечта казалась далёкой от реальности. Поэтому она усмиряла свои амбиции, училась, а летом подрабатывала помощником режиссёра в небольших местных театрах. В 2007-м у неё появился шанс — друг Джо Сванберг предложил ей стать соавтором сценария «Ханна набирает высоту». Карьера сценаристки высоту не набирала, но на съёмочную площадку попасть удалось: Гервиг стала актрисой и благодаря ролям в фильмах вроде «Ночи и выходные» и «Гринберг» быстро заработала репутацию «королевы мамблкора», наивного малобюджетного кино.
В 2011-м она начала встречаться с Ноа Баумбахом — вместе они написали сценарии «Милой Фрэнсис» и «Госпожи Америки», в которых Грета сыграла главные роли. 25 фильмов, в которых она сыграла, стали её киношколой, но она всё ещё не чувствовала себя готовой стать режиссёром. И в какой-то момент просто сказала себе, что лучше попробует и провалится, чем не попробует вообще. В 2017 году 34-летняя Гервиг выпустила свой дебют «Леди Бёрд», на разработку которого ушло около пяти лет. Фильм сразу стал инди-хитом и получил пять номинаций на «Оскар» — в том числе, за лучшую режиссуру. В 2023-м Гервиг сняла самый кассовый фильм года, «Барби», который также стал самым кассовым фильмом из снятых женщинами.
Хлоя Чжао
«Земля кочевников», «Вечные», «Наездник»
Хлоя Чжао родилась в Пекине, окончила среднюю школу в Лондоне, а в колледже начала изучать политологию. Окончив бакалавриат, она поняла, что политика её совсем не интересует. Ей нравится общаться с людьми, узнавать их истории и рассказывать нерассказанное. Она решила, что эти интересы объединяет кино — и, не зная никого в киноиндустрии, поступила в Нью-Йоркский университет искусств.
Когда она прочитала газетную статью об эпидемии подростковых самоубийств в резервации рядом с Пайн-Риджем, она отправилась туда и начала знакомиться с местной молодёжью, собирая их истории. Она провела в Пайн-Ридж почти полтора года и написала 30 черновиков сценария фильма «Песни, которым меня научили братья», пока не остановилась на истории подростка, мечтающего сбежать из дома и начать новую жизнь в Лос-Анджелесе. В Пайн-Ридже Чжао познакомилась и с Брэди Жандро, молодой звездой родео, который получил серьёзную травму головы и был вынужден вернуться в родную резервацию. Он стал героем её второго фильма «Наездник». Какое отношение истории из резерваций имеют к китайской эмигрантке? Всю жизнь Чжао чувствовала себя аутсайдером и хотела делать кино о таких же, как она. В 2021 году 39-летний аутсайдер Хлоя Чжао стала первой азиаткой и всего второй женщиной, получившей «Оскар» за лучшую режиссуру с фильмом «Земля кочевников». После этого она почти сразу получила приглашение снять фильм Marvel «Вечные» — и сделала его самой необычной, «экологичной» частью супергеройской франшизы.
Дженнифер Ли
«Холодное сердце», «Холодное сердце 2»
В детстве Ли обожала диснеевскую «Золушку» — она помогла ей справиться с потерей и буллингом в средней школе. В университете она изучала английский, потом довольно долго пыталась построить карьеру в издательском деле — но поняла, что это не её мечта, и в 30 лет снова пошла в университет. По окончании учёбы у неё купили несколько сценариев, но ни один не запустили в производство.
В 2011 году однокурсник Дженнифер, Фил Джонстон, пригласил её в помочь с черновиком «Ральфа» в Disney. Ли, недавно прошедшая через развод и воспитывающая семилетнюю дочь, приехала туда на два месяца. Но осталась насовсем. Руководители студии, впечатлённые её сюжетами и талантом руководителя, сначала предложили ей стать кем-то вроде редактора, который пишет отзывы на сценарии в стадии разработки.
В 2012 году студия пригласила ее в сценарную команду которая придумывала персонажей грядущего мультфильма, вдохновленного «Снежной королевой» Ганса Христиана Андерсена. Под её влиянием проект стал тем, что мы сейчас знаем как «Холодное сердце» — Ли так изменила персонажей (особенно Анну), что Крис Бак предложил ей разделить с ним режиссёрское кресло. Она стала первой женщиной, которая возглавила полнометражный фильм студии. «Холодное сердце» разделило жизнь Disney на до и после, получило «Оскар» и на четыре года сделало Ли самой «кассовой» женщиной-режиссёром всех времён. Сейчас Дженнифер Ли — креативный директор Disney. Над её рабочим столом до сих пор висят кадры из старой диснеевской «Золушки» с волшебным превращением её платья.
Эмиральд Феннелл
«Девушка, подающая надежды», «Солтберн»
Эмиральд решила стать актрисой в 15 лет, когда посмотрела «Образ вещей». После школы она начала изучать английскую литературу в Оксфорде, но никогда не переставала играть в местных театральных постановках. На одной из них её заметил актёрский агент — и её карьера начала стремительно развиваться. Феннелл снималась в популярных британских сериалах и громких фильмах вроде «Анны Карениной» и «Девушки из Дании». Одна из её самых запоминающихся ролей — Камилла Паркер-Боулз, жена (тогда ещё) принца Чарльза в «Короне».
Днём Феннелл снималась в кино, а по вечерам писала книги для детей и подростков. Во всех произведениях Эмиральд сквозили её собственные детские страхи. Эти трагикомичные истории привлекли внимание продюсеров сериала «Убивая Еву» — её пригласили стать главным сценаристом второго сезона. Проект принес ей номинацию на «Эмми» за лучший сценарий драматического сериала. В 2018-м Феннелл решила осторожно попробовать себя в режиссуре и сняла короткометражный фильм “Careful how you go” с Фиби Уоллер-Бридж в главной роли. И уже через два года вернулась с уверенным полнометражным дебютом, который она снимала во время беременности. Фильм «Девушка, подающая надежды» получил пять номинаций на «Оскар», а Феннелл — награду за лучший сценарий. В 2023 году режиссёр выпустила эстетский и провокационный «Солтберн», который вызвал бурю обсуждений и мемов — а значит, останется в истории даже без фестивальных наград.
О других важных именах — от Киры Муратовой до Софии Копполы — команда ORNAMENT рассказывает в своём новом номере, посвящённом женщинам в кино.
Иллюстрация на обложке — Дарья Меркулова, «Маленькие женщины»