Что будет после американской мечты? Какой получилась «Земля кочевников»

Лена Николаева

11 марта в кинотеатрах выходит «Земля кочевников» (Nomadland) Хлои Чжау с Фрэнсис МакДорманд в главных ролях. Это фильм-фаворит всех последних престижных кинопремий, который уже успел взять «Золотой глобус». «Земля кочевников» вдохновлена одноимённой нон-фикшн книгой Джессики Бёрден и идеями радикального кочевника и анти-капиталиста Боба Уэллса (он, кстати, появляется в конце фильма). Мы уже посмотрели кино и готовы рассказать, стоит на него идти или нет

Ферн (Фрэнсис МакДорманд) спокойно работала большую часть своей жизни в небольшом городке при компании. После смерти мужа страну и весь мир потряс финансовый кризис. Ферн теперь уже не за что держаться, так что она решает начать жизнь кочевницы. Она собирает вещи, арендует небольшой фургон и отправляется путь. По описанию звучит романтично, правда ведь? Моментами это действительно так: разговоры у костра, природа американского запада, жизнь в дороге, которой мог бы сейчас жить Джек Керуак. Однако всё становится менее радужно, когда ты понимаешь, из-за чего героиня и её попутчики выбрали это (хотя и выбором это очень сложно назвать).

Ферн и люди, встречающиеся ей в пути — это средний класс Америки 60-70 лет. Кризис 2008 года довёл их до нищеты, из-за чего они не могут выйти на пенсию и при этом не в состоянии найти работу близко к своему дому. Кочевничество — это единственная опция, которая позволяет им искать сезонную работу в барах, отелях, на фермах или гигантских складах Amazon. Они бродят по всей стране на своих фургонах и не остаются на одном месте надолго.

Кадр из фильма «Земля кочевников». Источник: Searchlight Pictures

Сделать хороший фильм про «вынужденных» кочевников — это непростая задача. Можно очень легко скатиться в романтизацию их образа жизни. Ведь люди идут против системы и всего, что вкладывается в понятие американской мечты. Зачем дом, стабильность и работа на корпорацию, если есть свобода, природа и потрясающее ощущение коммьюнити? И иногда может показаться, что «Земля кочевников» — это как раз тот самый меланхоличный фильм, который покажет, как классно не привязываться к месту и быть постоянно в пути.

Однако режиссёрка Хлоя Чжау подошла к рассказу с совсем другой стороны. Она не так много времени уделяет прямой критике социальных и политических изменений в Америке 2010-х и основной фокус делает на сообществе и одиночестве, с которым сталкиваются люди. Да, герои часто собираются вместе, обмениваются полезными вещами, делятся личными историями. Но в некоторые моменты Ферн остаётся абсолютно одна. И именно в эти секунды мы встаём перед вопросом — героиня бежит от своего прошлого и эскапирует или со свободой двигается к следующему пункту своего кочевничества? Финальный ответ здесь не нужен — вероятно, оба варианта вполне могут сосуществовать.

Кадр из фильма «Земля кочевников». Источник: Searchlight Pictures

«Земля кочевников» — это сильное кино, которое оставляет после себя приятный печальный осадок. В нём нельзя найти точных ответов — что правильно или неправильно, как нужно и не нужно жить. Хлоя Чжао ведёт нас по истории одного конкретного человека, который пытается справиться с трудностями этого мира и при этом остаться свободным. И, кажется, это формула идеально оскароносного фильма — правда в нём нет привычного пафоса громкой и великой идеи, которую нужно разжевать за два часа зрителям. Но это и делает «Землю кочевников» ешё более крутой.

Пишу новости, пересматриваю «Баффи» и цитирую вайны

Понятно