В этом году сложно говорить про отечественное кино — его ругают, отменяют и не пропускают в прокат. Но кажется, именно искусство способно объединять людей, поддерживать и становиться для них отдушиной. Хотя не все запланированные к выходу фильмы удалось посмотреть, многие всё-таки добрались до своего зрителя. Подводя итоги года, вспоминаем отличные отечественные полнометражные работы, вышедшие в прокат или на стримингах.
Успешный детективный дебют — «Казнь»
Весной этого года в кино дебютировал Ладо Кватания — автор клипов для Хаски и Дельфина. Его первый полнометражный фильм «Казнь» — сразу большая заявка на качественное кино. Здесь клиповый монтаж работает на жанр и помогает режиссёру грамотно расставить смысловые акценты. Так смело и резко жонглировать вниманием зрителя по сюжетному таймлайну — задачка не из лёгких, высока вероятность всё свалить в одну кашу, после просмотра которой из эмоций доступно будет только недовольство.
Ладо же не путает зрителя, а правильно рассказывает историю детектива Иссы Давыдова — вот уже десять лет он привязан к расследованию, в котором всплывают всё новые и новые вводные. Но кроме туманной вереницы событий режиссёр даёт зрителю дополнительный смысловой слой — о справедливости, верности своему делу и самосуде. Так что голову поломать придётся не столько над сюжетной загадкой, сколько над философскими вопросами, отвечать на которые придётся зрителю перед самим собой.
Американские киногорки — «Оторви и выбрось»
Кино Кирилла Соколова — это возможность ментально прокатиться на американских горках, за полтора часа почувствовать эмоции по спектру от лёгкого волнения до шока с разинутым ртом. В этом году режиссёр выпустил свой второй полнометражный фильм «Оторви и выбрось» — снова на социальную тему, снова бодро, легко и по-своему смешно. Интересно, что подобная подача не отпугивает и не обижает, если не воспринимать её буквально, — наоборот, позволяет снять напряжение и выстроить честный диалог на не всегда приятные темы.
Так, в фильме «Оторви и выбрось» автор говорит с нами о домашнем насилии, его поколенческом круговороте и сложности прерывания подобных процессов. В центре сюжета оказываются три женщины — бабушка, мать и дочь, каждая не справляющаяся со своими эмоциями и не умеющая решать вопросы диалогом. Хотя фильм больше напоминает чёрную комедию, после просмотра хочется отдышаться и ущипнуть себя: а над чем я только что ухмылялся и какие реальные чувства вызывает у меня подобная тема? Именно этой возможностью — смеяться в зале, рефлексировать на выходе — кино Соколова подкупает больше всего.
Главная комедия поколений — «Молодой человек»
Ещё один режиссёрский дебют в этом году — комедия Александра Фомина «Молодой человек» о двух поколениях: миллениалах и зумерах. Кинематограф довольно часто рефлексирует о наших отношениях с родителями, но вот историй о стыке двух поколений молодёжи сегодня — по пальцам пересчитать. Фомин же, человек с филологическим образованием, рассматривает этот разрыв в первую очередь с точки зрения языка: пока для одних краш — это Бандикут, для других — романтический интерес.
Дополнительно подкупает отсутствие киношной условности, когда и зрители, и актёры делают вид, что на экране не Данила Козловский, а успешный бизнесмен Коля. В фильме актёры — что тот же Козловский, что Поперечный — не скупятся на самоиронию, примеряют на себя новые амплуа и отрываются по полной. Всё это передаёт зрителю вайб того самого детского лагеря, куда многих из нас отправляли на лето.
Подобное чувство ностальгии позволяет не только на полтора часа отправиться в мир без забот и хлопот, но и вообще разрешить своему внутреннему ребёнку выбраться наружу, заново научиться играть в игрушки и отвыкнуть от привычной скуки быть взрослым.
Честный разговор — «Межсезонье»
Кстати про разговор родителей и детей. По этой тематике выделим новый фильм Александра Ханта («Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»), посвящённый трагедии Дениса и Кати из Пскова — подростков, сбежавших из дома и совершивших на даче [роскомнадзор]. Режиссёр не снял по этой истории что-то похожее на документальное кино, но, кажется, исследовал проблему детско-родительских отношений на более масштабном уровне.
В итоге получилось художественно-документальное кино, где реальным подросткам дают возможность рассказать о своих болях и переживаниях. При подготовке к фильму Хант общался с ребятами из разных районов России и просил в своих видео отвечать на вопросы о родителях, сверстниках и себе. Этот материал помог ему сделать кино глазами подростков — именно по их рекомендациям он подбирал саундтреки и правил сценарий.
Так Хант дал рупор в руки молодым ребятам, чтобы через кино достучаться до взрослых и погрузить их в переживания поколения. Ведь пока этот мостик понимания не выстроится, у подобных историй шанс на хэппи-энд останется низким. Ханту удалось понять молодых ребят, раскрыть их, посочувствовать им — и кажется, его кино это тоже удаётся.
Простое и душевное кино — «Далёкие близкие»
Обратную сторону медали мы наблюдаем в кино Ивана Соснина «Далёкие близкие». В роуд-трип до Москвы отправляются Миша и его отец Борис. Каждый из них едет по своим делам: Миша — по рабочим, Борис — по сердечным. Но важнее не их конечный пункт, а, конечно же, сама дорога. И тут режиссёр даёт нам возможность взглянуть на мир глазами старшего поколения, не привыкшего к откровенным разговорам, не овладевшим новыми технологиями, не научившимся признавать свои ошибки. Но всё-таки переживающего и любящего.
Через простое наблюдение за Борисом и Мишей мы понимаем, что порой вместе с попытками отстоять свою самостоятельность и право жить так, как нам хочется, обрываем связи с близкими, а точнее — превращаемся в далёких близких. Кому из двух поколений нужно пойти на компромисс — хороший вопрос, но кажется, компромисс — это история про обе стороны сразу. Другое дело — представители разных поколений раскрываются по-своему, и главное — запастись терпением и быть лояльнее. Тогда, пусть не за одну поездку из Хабаровска в Москву, но со временем всё получится.
И если кино Ханта — это предупреждение большими буквами, то фильм Соснина — это разговор по душам. Оба отлично запускают процессы рефлексии, оба честно высказываются на выбранные темы, потому оба и оказываются в нашей подборке.
Главный фильм-исследователь — «Похожий человек»
В 2022 году Семён Серзин выпустил свой второй полнометражный фильм и снова по пьесе Дмитрия Данилова (его же «Человека из Подольска» режиссёр экранизировал два года назад). Серзин — единственный, кто работает с текстами драматурга в кино. Работает по-своему, привнося в оригинальные тексты чуть больше выдумки, эпатажа и фактуры. Возможно, кому-то подобные решения кажутся «чересчур», для кого-то, наоборот, именно правки режиссёра приходятся по душе. В любом случае, кино Серзина стоит зрительского внимания — его фильмы (как и тексты Данилова) исследуют человеческую натуру и заходят дальше типажей и штампов.
В «Похожем человеке» автор исследует скуку — кажется, одно из самых страшных ощущений, если возвести его в абсолют. Сильные переживания пусть и не просты, но они занимают человека, оживляют его и заставляют, что называется, быть в моменте. Скука же обнуляет любой интерес или ажиотаж, сводя всё существование к бессмыслице. Потому новую работу Серзина сложно смотреть — отвертеться от экзистенциальных вопросов не так-то просто, даже если зритель давно сформулировал для себя смысл жизни и не раз убедился в правильности выбранного вектора.
Что ещё изучает Серзин в своём фильме, так это самого человека. По сюжету, главный герой (его играет сам режиссёр) расследует дело некоего Александра Иванова — тот то ли совершил [роскомнадзор], то ли кто-то его к этому действию подтолкнул. Тон повествования, размеренные и долгие кадры, отсутствие высокого напряжения дают понять: перед нами не детектив, а как раз исследование. Все свидетельские показания о погибшем не складываются в одну картинку, а, наоборот, путают героя. Кому-то умерший запомнился отзывчивым коллегой, кому-то — мрачным и нелюдимым знакомым, а кому-то — страстным любовником. Но самое главное — нам не нужно разбираться, кем действительно был погибший (почему он погиб, вы догадаетесь довольно быстро). Важнее то, что любой человек не сводится к одной позиции и не классифицируется как «друг», «противник» или «простой работник». Каждый из нас глубже, чем мимолётно наброшенный на нас штамп. И кажется, об этом именно сейчас особенно важно не забывать.