«Собаку гладить только по субботам. Не хочу, чтобы она полюбила вас больше, чем меня», — наставляет соседей Борис перед своим первым путешествием, пусть и уже в довольно преклонном возрасте. Покинуть Хабаровск его мотивирует новая романтическая история — где-то в Люберцах живёт Надежда, которая тоже обожает огород и выращивает баклажаны. Теперь герой фильма Ивана Соснина «Далёкие близкие» уговаривает сына Мишу, занимающегося перегонами авто, взять его с собой в столицу, а мы — уговариваем вас посмотреть новую драму режиссёра.
Сюжет фильма будто соткан из историй, которые мы уже видели в российском кинематографе: Борис (Евгений Сытый) работает учителем географии в обычной школе и явно недолюбливает свою профессию — так же, как и Виктор Служкин в драме «Географ глобус пропил». И так же, как и герой Хабенского, решается на путешествие — только не по близлежащей реке, а по всей стране. Отправляется в путь «Хабаровск — Москва» герой вместе со своим сыном, но только на этот раз Миша (Филипп Авдеев) везёт отца не в дом инвалидов, как это было в роуд-муви Александра Ханта «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», а навстречу женщине-мечте. Плюс, у персонажей есть чёткий маршрут и комфортный автодом (на продажу) в отличие от набора Лёшки в якутском «Китобое», решившегося встретиться с вебкам-моделью из Америки (Кристина Асмус).

Да, подобные истории мы уже видели, но Соснину удалось так снять свою работу, что ощущения вторичности не возникает, и уж тем более нет желания обвинять картину в плагиате. Ведь режиссёр очень точно передаёт характеры своих героев, каждый из которых становится портретом своего поколения, но не штампом. Борис и Надежда делятся фотографиями огорода в WhatsApp, всегда ставят точки в конце предложения и общаются так, что непонятно — высказывают ли они друг другу уважение или флиртуют. Миша же — отражение современного поколения, которое понимает важность личных границ, но часто испытывает сложности в их выстраивании с родственниками. Поэтому герой то уезжает в недельные поездки перегонять автомобили, то уходит с дня рождения отца, потому что тот снова взялся за нравоучения. А то бросается его спасать и извиняться.

Но регулятором их отношений становится не только поездка, но и Маша, которую играет прекрасная Екатерина Агеева. Ещё в дуэте с Хабенским в фильме «Фея» Анны Меликян чувствовалась её энергетика — как потрясающе она умеет смягчать острые углы и как ненароком располагает к себе героев. При этом, она никогда не скатывается в образы покорных женщин, которые только и делают, что ходят на цыпочках вокруг мужчин. Нет, Маша смелая и самостоятельная — вот уже больше года она путешествует автостопом, переживает за каждую первую свинку, которую хозяева хотят зарезать на ужин, и рефлексирует о собственной семье. И параллельно девушка успевает так наладить диалог с двумя упёртыми мужчинами, что с ней они будто успокаиваются и открываются — сначала героине, а потом и друг другу.

Ещё Соснин проводит мостик между поколениями в том, что всегда было на поверхности, — современных тенденциях. Возможно, вашим родителям не так близки определения «ресайклинг» и «осознанное потребление», но сами явления наверняка давно в обиходе — те же пакеты с пакетами и общая сдача макулатуры на работе. И хотя в фильме, по сути, из трёх главных героев двое — молодые ребята, а только Борис — представитель родительского поколения, Соснин даёт больше возможности высказаться именно старшим. «Я по-другому любить не умею. Меня уже не переучишь», — рассказывает бабуля, у которой наше трио попросилось на ночлег, объясняя, почему ей всегда хочется накормить дочку. «Кому-то в наследство дворцы, а кому-то — геморрой», — шутит с лёгкой горечью Борис перед срочной остановкой где-то в лесу, ненароком показывая свои переживания о том, что он вообще смог дать своему ребёнку.

Конечно, «Далёкие близкие» — это роуд-муви о том, как время вместе уменьшает это самое расстояние между близкими людьми. Но ещё больше оно говорит о старшем поколении, которое не всегда может рассказать о своих переживаниях, да и вообще часто боится слов. Но это не значит, что оно не готово стараться и учиться, даже если уже больше двадцати лет учит кого-то другого — пусть и всего лишь географии.