На Netflix вышел мультсериал «Отель с привидениями» (Haunted Hotel) — взрослая анимация о работе монструозной гостиницы. И, нет, это не «Отель Хазбин». Во главе проекта стоят создатели «Рика и Морти» Мэтт Роллер и Дэн Хармон. Рассказываем, на что похож тайтл и зачем его смотреть.
Нетипичная семья
Если не включать трейлер, не читать синопсис и руководствоваться исключительно постером, «Отель с привидениями» походит на «Монстров на каникулах»: родители и их дети, странные существа. Но это только на первый взгляд. Мультсериал кардинально отличается и от сходных представителей жанра взрослой анимации. Приключенческий «Рик и Морти», кидалтский «Ближе некуда» или жизненно трогательный «Короче говоря» рассказывают о полных семьях с папой, мамой, а зачастую братьями, сёстрами и другими родственниками. Проект Эрики Хэйес, некогда ответственной не только за многосерийник о взбалмошном старике и его непутёвом внуке, но и за разрывающий сердце «Кэрол и конец света», помещает в центр повествования мать-одиночку Кэтрин, воспитывающую двух подростков, дочь Эстер и сына Бена, а также дядю Нейтана. Их квартет дополняет Аваддон — демон, застрявший в теле ребёнка из прошлого столетия.
Вместе они пытаются поднять с колен доставшийся по наследству и кишащий монстрами отель. Нюанс лишь в том, что Нейтан мёртв, а потому может только раздавать советы по управлению гостиницей, выигранной в азартной игре. Пока Эстер изучает тёмную магию, Бен влюбляется в призрака, а Кэтрин расстраивается из-за отсутствия посетителей, в «Андервейле» каждый день возникают трудности: то приспешник ада решит построить преисподнюю на месте номеров, то крылатое нечто начнёт нападать на оленей и оставлять кровавые тела прямо на пороге.

Разнообразие монстров
«Андервейл» населяют десятки существ: это и Свечник, сходящий с ума от плавящегося воска, и Пыряка Пол, преследующий гостей с ножом (благо, призраки не могут нанести физический вред живым), и Номер, комната в гостинице, способная к самостоятельной реконструкции, а также пришлые монстры вроде маньяка, наказывающего людей за секс, и зомби.
Поначалу мёртвые жители отеля бунтуют: отказываются вести себя смирно и не приставать к гостям (или их отсутствию). Вместо того, чтобы найти подход к местным, Кэтрин угрожает им выключением телевизора или запрещает разгуливать по гостинице, выделяя лишь подвал, что провоцирует их ещё больше. В какой-то момент женщина и вовсе вызывает экзорциста, чтобы раз и навсегда избавиться от надоедливых непослушников. Однако быстро понимает, что брат — один из них, а потому каждый из паранормальных обитателей требует уважительного отношения, ведь это не сверхъестественная угроза, а мученики, которые вынуждены коротать посмертные дни до скончания веков.
Отдельного внимания заслуживает Аваддон — готический мальчик с вечно недовольным лицом, который, благодаря новой семье, познаёт современный мир: пытается справиться с компьютером, открывает для себя блендер и делает его любимой игрушкой, ведь в нём можно перемалывать что угодно (не только живое), а также учится не вредить. Он не трикстер, не искуситель и не юморист. В меру саркастичный герой очаровывает мрачностью и детским недовольством, что контрастирует с его сутью — адовым ребёнком, которому не одна тысяча лет.


Мысли о глобальном
«Отель с привидениями» — драмеди. Авторы удачно балансируют между негрубым юмором и душераздирающими моментами, пытаясь рассуждать на важные темы. Например, уделяют внимание детским травмам. В одном из эпизодов герои сталкиваются с осознанием, что родители занимаются сексом, в другом создают чудище и начинают любить его, чтобы заменить оставившего их родственника, а в третьем разговаривают с призраками о причинах их смерти.
Местами размышления о важном подаются через юмор: в одной из серий Бен случайно клонирует себя, получая десяток разнохарактерных копий. Каждый из них содержит одну из его черт: сексуальность, уверенность, интеллект или эскапизм. Лишь приняв это многообразие и удостоверившись в нём, парень обретает любовь к себе и перестаёт прятаться от жизни.


Референсы и отсылки
Мультсериал отдаёт дань уважения поп-культуре, что выражается в камео, оммажах и отсылках. То Фрейд проведёт психоанализ, то приедут репортажники на машине Ghost Hunters с соответствующим номером ECTO 2 (в «Охотниках за привидениями» герои ездили на ECTO-1). Сходства можно найти и в изображении существ: Свечник встречался в «Роковом патруле», хоть и обладал более агрессивными свойствами, а уже упомянутый преследователь «сексуально озабоченных» похож на Джейсона Вурхиза из франшизы «Пятница, 13-е». Воскрешённый Эстер зомби — в точности Хлюп из «Уэнсдей», хотя такого совпадения точно не может быть, ведь второй сезон проекта Тима Бёртона вышел совсем недавно. В общем, киноманы точно останутся довольны. «Отель с привидениями» — сборник отсылок на любой вкус. При случае посчитайте, сколько раз авторы процитировали «Сияние».


(Не)туалетный юмор
Проект Мэтта Роллера не пытается уходить в трешовую анимацию и даже никак не пересекается с «Риком и Морти». Здесь простая и почти что плоская рисовка, а внешность главных героев не отличается детализацией (чего не скажешь о монстрах). Весь ресурс команда тратит на проработку существ, драматургию и юмор. В «Отеле» нет тянущегося к бутылке и межгалактическим разборкам деда, нет шуток про «пуки», отсутствует сексуализация и пошлость. Зритель смеётся над внезапными вставками с репликами Аваддона или оксюмороном его внешности и внутреннего мира, над тем, как Свечник стоит в трансе вокруг плавящегося воска или Бен то и дело проигрывает сестре в серьёзности и сообразительности, а также над игрой слов вроде Where wolf (werewolf), когда речь идёт об оборотне, которого нужно найти. По большей части юмор строится на диалогах, а не на распространённой в комедийном жанре неуклюжести, когда кто-то поскальзывается на банановой кожуре.


С точки зрения рисовки «Отель с привидениями» — что-то вроде «Гримсбурга» или «Корпорации “Заговор”», однако вайб у него совсем иной. Отчасти проект можно сравнить с «Короче говоря», в котором автор «Коня БоДжека» вновь ушёл в экзистенциализм: тоже тепло, но одновременно больно. Обязательно ли смотреть? Конечно же, да! Новинке не нужен «Рик и Морти», чтобы о ней говорили. Тайтл справляется с этой задачей самостоятельно: слишком уж душевным вышел.
P.S.
Хоть бы Мэтт Роллер сделал спин-офф об Абаддоне. Ну, пожалуйста.
