Мы в 2х2 очень любим анимацию, поэтому не могли не составить свой топ лучших анимационных полнометражек года. Список получился насыщенным — тут и гибридная анимация, и кукольная, и классическая стилистика Pixar — словом, каждый найдёт что-то для себя!
The House
Наталья Лобачёва, редактор
Пока большинство фанатеет от антологии «Любовь. Смерть. Роботы», предлагаем вам обратить внимание на другую подобную историю — антологию The House. Кажется, в этом году именно она принесла в популярную анимацию кое-что из авторской, а именно — ощущение дискомфорта и тревожности.
Три истории, объединённые одной локацией — домом, во-первых, позволяют переосмыслить отношения с пространством. Мы все привязываемся к жилью, обустраиваем его, ремонтируем и лелеем, хотя здания переживают нас. Во-вторых, каждая из историй вызывает неприятные чувства: сначала это страх, далее — отвращение, в конце — раздражение. Не самые прекрасные эмоции, не так ли? Но всё это мы испытываем благодаря техникам анимации и повествованию. И ритм, и настроение, и стилизация сменяются, погружая зрителя в ощущения где-то посередине — это далеко не положительные эмоции вроде радости или удовлетворения, в то же время они и не отрицательные вроде гнева или разочарования. Это просто человеческие эмоции, которые чаще других стигматизируют — по канону, раздражение и отвращение испытывают не протагонисты.
А ещё в кино эмоциональные американские горки обычно заточены на два полюса — грусть и неземное счастье. Полутона бывают, но и они редко затрагивают такие части, какими не пренебрегает The House. И в этом его фишка — вытащить из вас всё неприятное, заставить в этом провести двадцать минут и пойти дальше — в другие эмоции. И за это (вполне оправданно) The House получает звание лучшей антологии года.
«Чип и Дейл спешат на помощь»
Варков, выпускающий редактор
Не совсем мультфильм, а скорее кино со смешанной анимацией, но её здесь несколько видов, поэтому смело засчитываем в пункт анимации. Пожалуй, главный hidden gem для всех ностальгирующих гиков 90-х. Акива Шаффер снял фильм о мире, в котором герои анимации живут среди людей, и легендарные бурундуки Чип и Дейл спустя 30 лет после успеха своего телешоу воссоединяются, чтобы помочь Рокфору.
Во-первых, это очень смешная комедия, которая хорошо обыгрывает не только свой сеттинг смешанного мира, но и особенности анимации персонажей. Во-вторых, это продолжение мультсериала, которое бережно относится к героям и первоисточнику, отлично передавая их характер. В-третьих, это полноценный гик-аттракцион, где при просмотре у вас едва ли получится угадать всевозможные камео, отсылки и пасхалки к самым разным франшизам.
«Чип и Дейл» однозначно достойны просмотра — особенно тем, кто застал оригинальный мультсериал и по-прежнему ностальгирует по нему, задаваясь вопросом, а как бы всё пошло, будь у него продолжение. Теперь мы знаем!
PS: Главных героев озвучили Джон Малейни и Энди Сэмберг, и это прекрасно!
«Морское чудище»
Артём Нечаев, редактор
Фильм начинается как обычная история девочки-сироты и того, кто вынужден заменить ей отца. Сюжет кажется избитым, но подаётся без претенциозности, красочно, со вкусом и в интересном мире.
Океанами здесь правят морские чудовища, и люди, само собой, хотят это исправить. Мореплаватели стали охотниками, которые выслеживают и убивают этих чудовищ. И наш вынужденный отец служит на корабле, который пытается убить самого опасного из монстров. А девочка мечтает стать охотником.
Дальше «Морское чудище» превращается в что-то вроде «Как приручить дракона», с затерянным островом, милыми зверушками и дружбой между монстром и человеком. Очень красиво, душевно — приятно смотреть, визуально этот фильм прекрасен. Да, местами он скатывается в клише и банальные мысли, но обёртка настолько хороша, что вполне тянет на себе содержание.
А под конец происходит сюжетный поворот — сначала кажется, что фильм на одну тему, а в итоге оказывается, что совсем на другую. И этот мощный удар под дых — наверное, самое сильное из моих киношных впечатлений за прошедший год. Не буду портить вам сюрприз, но очень рекомендую посмотреть «Морское чудище». Вы будете и приятно, и не совсем приятно удивлены.
«Я краснею»
Семён Трясин, новостной редактор
Последние годы Pixar пыталась удивлять нас переросшими средневековье фэнтезийными мирами, измерениями душ, обиталищами глубоководных монстров и космическими базами (Лайтерами). Однако все эти невообразимые вселенные переплюнула… Канада! Только ленивый рецензент не отметил, что «Я краснею» Доми Ши — это тонкая история о взрослении и конфликте поколений с остроумной метафорой в форме огромной красной панды.
Ну а мы вдобавок похвалим мульт за ностальгические вайбы эпохи, которую только начинают осмыслять в поп-культуре — нулевых (от гиковских восьмидесятых мы устали)! Тут вам и тамагочи, и бойз-бэнды, и мода на вампирскую романтику, и отсылки к «Симпсонам». Короче, «Я краснею» — это такой «Скотт Пилигрим» 2022 года!
«Монстры на каникулах: Трансформания»
Эльмира Любаева, продюсер
Уж не знаю как вам, а мне нравится франшиза «Монстров на каникулах» своей простотой и наивностью. Её можно без страха посмотреть не только с младшими братьями/сёстрами, но и в компании взрослых. Каждый найдёт в ней что-то своё.
Наконец-то Дракула и его непутёвый зять примерили шкуры друг друга. Старый властный и о-о-очень тревожный граф по ошибке стал человеком, а ощущающий комплекс неполноценности от своей «нормальности» Джонатан по своему желанию превратился в дракона. За взаимодействием этой парочки мы и наблюдаем в «Трансформании».
А ещё мы наконец увидим, как на самом деле выглядит Человек-невидимка, Мумия и даже Оборотень. И, конечно, куча гэгов про современные тренды, поп-культуру, да и вообще, если присмотреться, это просто какой-то хит-парад отсылок. Думаю, четвёртая часть станет отличным завершением долгой и милой истории «Монстров на каникулах».
«Пузырь»
Юля Андрианова, координатор
Есть аниме, которые смотришь ради сюжета, есть те, что стоит смотреть ради визуала, но в Bubble от Netflix сошлись и небанальный сюжет, и красивейший визуальный ряд. То, что фильм получится интересным, было понятно сразу, ведь над ним работала команда, известная по «Атаке на титанов» и «Тетради Смерти».
Но по итогу фильм не получил восторженных отзывов критиков, а многие поклонники жанра сочли Bubble слишком сумбурным. На мой взгляд, это произошло из-за того, что большая часть публики не обратила внимание на то, что за основу сюжета была взята классическая сказка про Русалочку. И весь фильм, несмотря на то, что снят в постапокалиптическом Токио, — экранизация классической сказки, причём со всем очарованием некоторой примитивности и наивности первоисточника. Да и на первом плане, казалось бы, вполне урбанистический сюжет о том, как подростки устроили соревнования по паркуру.
А вот к чему ни у кого нет вопросов, так это к визуальному ряду: такого количества качественных экшен-сцен в аниме с ходу даже и не припомнишь. В какие-то моменты реально создаётся ощущение, что ты смотришь игровое кино, настолько реалистична физика паркурщиков. Для меня эта полнометражка стала мультфильмом года именно потому, что она выбивается из ряда других релизов 2022 года. Не идеальное, но очень трогательное и красивое аниме. Однозначно стоит посмотреть, если ещё не видели!