Анимационная антология The House от Netflix — место, в котором не хочется оказаться

Наталья Лобачёва
Вконтакте Твиттер Фейсбук

На Netflix 14 января незаслуженно тихо вышел «Этот дом» (The House) — мультипликационная антология, которая объединяет три сюрреалистические истории героев, в разное время заселяющих один и тот же дом. Мы посмотрели весь сборник, и вот наш отзыв для любителей коротких форматов: «Нет слов, одни эмоции». Антология погрузит вас в дискомфортное состояние, как это часто бывает при просмотре авторской анимации. А ещё она намного лучше отрабатывает свой формат, чем, например, второй сезон альманаха «Любовь. Смерть. Роботы», который тоже объединяет истории одной тематикой. Но обо всём по порядку (и без спойлеров).

Немного о том, кто построил «Этот дом»: проект продюсировала Nexus Studios, а режиссурой занималась четвёрка представителей независимой анимации: Эмма де Свааф и Марк Роэлс из Бельгии, Палома Баэза (обладательница премии BAFTA) и шведский постановщик Ники Линдрот фон Бахр. Все три истории выполнены в технике стоп-моушн с использованием шерсти, пластика, картона и других материалов. Возможно, это не так впечатлит вас, как многообразие анимационных приёмов в Love. Death. Robots, зато куда сильнее привяжет к основной локации. А заодно удивит, как по-разному можно показать одно и то же место, не выходя за рамки одной техники.

Но главная изюминка антологии всё-таки в сюжетной составляющей, а не визуальной. Вам рассказывают три истории, герои которых между собой никак не связаны. Да и вряд ли могли бы: в первой — «И слышно, как плетёт узор свой ложь» — мы наблюдаем за бедной семьёй, которой добрый архитектор Ван Шунбик предлагает переехать в шикарный дом. Он ставит лишь одно условие: герои должны жить только в этом особняке. Во второй — «Утрачена правда, которую не отстоять» — главным героем становится мышь-продавец, который мечтает выгодно сдать квартиры в своём (этом) доме. В третьей части — «Внемлите снова и ищите солнце» — мы знакомимся с кошкой Розой, хозяйкой дома, которую очень бесят жильцы, игнорирующие арендную плату. И хотя герои не пересекаются, определённый порядок, в котором расположены части, делает историю дома полноценной: если в первой новелле нам показывают строительство здания, то в третьей мы видим финал дома — вряд ли кто-то поселится в нём после Розы.

Мы уже выяснили, что у героев нет ничего общего, кроме основной локации. И это по-новому открывает шаблонную завязку многих фильмов: персонажи приезжают в странное здание, где некогда всю семью погубило страшное нечто. Или дом вообще оказывается живым. Или призраки предков возвращаются мстить — суть вы уловили. Здесь же нет флэшбеков к прошлым владельцам — лишь отдельные судьбы, которых ничего друг с другом не связывает.

И если раньше история мрачного особняка предвещала, что нечто зловещее вернётся и атакует уже новых героев, то здесь авторы создают для каждого из персонажей особенный страх. В первой новелле мы видим, как Пенни и Рэймонда дом поглощает своими богатствами, во второй — как главный герой постепенно сходит с ума, а в третьей — как Роза отчаянно пытается спасти своё детище от наводнения и плохих жильцов. Конфликты персонажей и дома связаны не с чем-то отстранённым в виде призрака или проклятия — они скорее отражают главные слабости хозяев. Если обычно в фильмах похожие здания напоминали антагонистов, непобедимое зло, то в антологии этот образ подвижен: дом может стать как убежищем, так и порталом в ад.

У каждой новеллы своё настроение, но все три части заставляют чувствовать дикий дискомфорт при просмотре. Авторская анимация в целом редко настроена успокоить или приобнять зрителя, как это часто делают поп-культурные тайтлы. Наоборот, «Этот дом» перевернёт вас, вытащит не самые приятные эмоции и ощущения — в общем, изрядно покоробит. Первая часть похожа на психологический хоррор: медленный темп повествования, нагнетающая музыка, бьющийся в истерике дворецкий и криповые рабочие на стройке пугают не хуже скримеров. Вторая новелла вызовет отвращение от постоянно лезущих изо всех углов тараканов. Во время просмотра третьей части вас наверняка начнут раздражать жильцы дома. Но это ещё не конец.

Постарайтесь зафиксировать свои чувства в середине и в конце просмотра новелл. Каждая из частей возбуждает полярные ощущения и эмоции: вас будет мотать от сострадания к тихому ужасу, от смеха к тошноте, от раздражения к принятию и рефлексии. Что поразительно — в новеллах нет резких сюжетных поворотов. Они постепенно подведут вас к финалу, тем самым вы на себе прочувствуете, как меняется отношение к происходящему. Вас будто бы эмоционально водят за нос, но это так аккуратно сделано, что хочется аплодировать всей антологии и её авторам.

«Этот дом» — не только сборник трёх короткометражек, но и полноценная история одного здания, которое отзеркаливает характеры своих жильцов. Вам вряд ли захочется пересматривать и возвращаться к антологии: на это она и рассчитана. Но провести эксперимент и понаблюдать, как полуторачасовое кино бросает вас из стороны в сторону по эмоциональной шкале, точно стоит.

В свободное от работы время я смотрю мультсериалы и опять думаю про работу, да что ж такое

Читайте ещё
Понятно