Фильм «Подземелья и драконы: Честь среди воров» (Dungeons & Dragons: Honor Among Thieves) уже добрался до проката везде, где только смог. Зрители, не смотревшие «Очень странные дела» с «Квестом Хармона», не игравшие в Baldur’s Gate с Neverwinter Nights и не тратившие часы на перестановку миниатюрок с бросками кубиков, наверняка пройдут мимо очередного «дефолтного фэнтези». А зря! Франшиза настольных ролевых игр D&D — это вообще-то прародитель большей части образов в ваших любимых интерактивных развлечениях и картинах. Думаете, это Blizzard раньше всех додумались совместить сову и медведя во вселенной Warcraft? И создатели серии Heroes of Might and Magic, по-вашему, подцепили злобоглазов aka бехолдеров в мифах какого-нибудь древнего народа? Ну а кто в ответе за самое известное воплощение драконов в поп-культуре? Всё это выползло прямиком из «Подземелий и драконов» (ну, с образом драконов Толкин ещё помог немного).
Так что из уважения к вдохновителю почти всех современных фэнтези-франшиз предлагаем вам самим поиграть в D&D. Фильм «Честь среди воров», кстати, отлично рекламирует первоисточник и передаёт атмосферу партии в НРИ, и вот почему!
Экранизация метагейминга
Сеттинги и лор дндшных миров (да, их много, но в фильме представлена самая популярная версия — «Забытые королевства») располагают к созданию пафосной истории в жанре героического и эпичного фэнтези, но почти всегда этот подход случайно или нарочно разрушают игроки. Если поиграть собралась не кучка матёрых ролевиков, то группу ожидают шутки, импровизации, меняющие всю суть происходящего фатальные ошибки и море метагейминга. Сопартийцы (особенно начинающие) будут постоянно выходить из образа, переспрашивать правила, забывать собственные способности, обсуждать условности мира и примерять видеоигровую логику на НРИ.
«Честь среди воров» удивительно хорошо улавливает эту концепцию, поэтому вместо олдскульного фэнтези в духе «Бесконечной истории», «Легенды» Ридли Скотта или даже «Властелина колец» предлагает нечто среднее между фильмами первых двух фаз Marvel и «Мечом короля Артура» Гая Ричи. Как и коллеги из мультсериала «Легенда о Vox Machina», «Честь среди воров» делает упор на комедию (в каких-то моментах достаточно постмодернистскую), но находит идеальный баланс метаюмора, не перегибая с отсылками, self-aware шутками и попаданческой логикой персонажей, разговаривающих голосами авторов из сценарной комнаты.
Веселье > глубина
Авторские игры в D&D редко отличаются сильными сценариями. Представьте, что вы ведущий, которому раз в неделю-месяц нужно написать приключение для своей партии. Наперёд текстами тоже не запастись, ведь игроки случайно могут убить персонажа, для которого вы заготовили крутую сюжетную арку, а это значит, вся работа пойдёт насмарку. Но даже если вам удастся написать свою фэнтезийную «Войну и мир» в короткие сроки, игроки всё равно уснут от прослушивания десятков страниц экспозиции и гамлетовских монологов второстепенных героев.
Поэтому глубина сценария, все эти деконструкции трёхактной структуры и модные круги Хармона в D&D — вещь второстепенная. Даже книга мастера «Подземелий и драконов» предлагает большую часть сюжетных элементов собрать бросками кубиков по заготовкам. Ведь всё веселье кроется не в сложном сценарии, а во взаимодействии игроков с миром и зрелищности. Эту особенность НРИ «Честь среди воров» тоже схватывает на лету. Да, в конце архетипичный бард исправит ошибки прошлого, молодой чародей поверит в себя, а паладин исполнит клятву, но всё удовольствие заключается в процессе, а не в финале! Смотрите, у нас тут шпионская миссия одним планом для друида-перевёртыша, пытающегося уйти от погони в обликах разных животных, возникающий на ходу лабиринт с ловушками и битва в логове толстого дракона, который не может взлететь!
The best of бестиарий
Ещё одна фишка D&D — уникальный бестиарий и куча представленных игровых рас. Создатели «Чести среди воров» с удовольствием копаются в лоре вселенной и с первых минут закидывают зрителя непривычными фэнтезийными образами. Кого сейчас можно удивить эльфами и дворфами? Вы лучше посмотрите на местных тифлингов (полулюдей-полудемонов), ааракокра (антропоморфных птиц), драконорождённых (двуногих гуманоидных драконов) и табакси (дндшных кошкомальчиков и кошкодевочек).
О знаковых для серии монстрах тоже не забыли. Главным героям предстоит сразиться с желатиновыми кубами (буквально), ускользающими зверями (пантерами с тентаклями, призывающими собственные иллюзии) и пожирателями разума (милыми мозгами на ножках). Мы удивимся, если после такого вы не побежите искать себе ведущего для игры! Только не наткнитесь на занудного мастера, который позволит лишь самые банальные связки с людьми, гномами и полуросликами…
«Подземелья и драконы: Честь среди воров» Джона Фрэнсиса Дейли и Джонатана М. Голдштейна — отличное введение в настольную D&D и уникальная экранизация. Создателям не просто удалось упаковать обширную вселенную в формат фильма, но и сохранить отличительные особенности оригинального настольного развлечения, не превратив происходящее в фарс. Это как если бы «Детектив Пикачу» сфокусировался на боях с подбором элементов покемонов, а не стал бы очередным бадди-муви, «Соник в кино» посвятил бы большую часть хронометража беготне по платформам, а сериал по The Last of Us целую серию выделил бы под крафт и менеджмент боеприпасов.