1 июля 2023 года фильму «Армагеддон» (Armageddon, 1998) стукнуло 25 лет. День рождения легендарной картины Майкла Бэя нельзя обойти стороной. В честь знаменательной даты разберёмся, почему лента до сих пор выглядит актуально и что современные космические блокбастеры заимствуют у неё по сей день.
«Армагеддон» — фильм о героическом спасении человечества. Команда буровиков во главе с Гарри Стэмпером (неподражаемым Брюсом Уиллисом) отправляется в космос, чтобы предотвратить падение огромного астероида на Землю. Хоть история сейчас уже не выглядит свежо, она всё ещё трогает и заставляет сопереживать. Создатели знали толк в зрелищности: картина наполнена живописными кадрами снятыми в разных концах света, необыкновенными космическими видами, излюбленными Майклом Бэем яркими и сочными взрывами, погружающими в атмосферу катастрофы.
Каждый из членов команды выложился по максимуму. Операторская работа великолепна: Джон Шварцман использовал при съёмке специальные анаморфотные объективы, которые добавляют изображению «воздуха»: картинка слегка сжимается по бокам, но вытягивается по вертикали. Благодаря этому в кадре появляются мерцающие блики, создающие загадочную и фантастическую обстановку.
Спецэффекты, которыми занимались более тридцати компаний, включая на тот момент ведущую в области 3D-моделирования Dream Quest, до сих пор выглядят колоритно и убедительно. При просмотре захватывает дух: это обусловлено не только красотой декораций и эффектными съёмками в Космическом центре Кеннеди, но и динамичным монтажом. В среднем один кадр в «Армагеддоне» длится всего 2,2 секунды.
Видно, как много труда вложено в творение, с каким трепетом подобраны локации и актёры. Это хорошо заметно в сцене падения метеорита во Франции. В кадре использована комбинированная съёмка: одновременно зритель может наблюдать пейзаж Парижа, подсъём взрыва, снятый в рапиде с помощью макета, а на переднем плане — модель гаргулий.
В создании саундтреков к «Армагеддону» принимали участие Journey, Bon Jovi и Aerosmith. Стивен Тайлер — лид-вокалист последней, и по совместительству отец исполнительницы главной роли Лив Тайлер, исполнил знаменитую композицию «I Don’t Want to Miss a Thing». Песня стала визитной карточкой фильма и заслуженно занимала первое место в Billboard Hot 100 в течение четырёх недель после премьеры.
Все эти составляющие даровали фильму популярность и огромную кассу. Но сколь ни была качественна картинка и хороша музыка, нельзя стать настолько часто цитируемым произведением без добротного сюжета. Он у «Армагеддона» выверен до мелочей: внутри сценария чёткая структура, позволяющая механизму работать слаженно и завоёвывать внимание даже современного зрителя. «Схемой», написанной сценаристами Робертом Роем Пулом, Джонатаном Хенсли и Дж. Дж. Абрамсом, пользуются по сей день. Например, аналогичные сюжетные повороты, мотивации и манеру повествования можно с лёгкостью разглядеть в недавнем «Вызове» (2023) Клима Шипенко. А подобные события и систему героев, но вывернутых наизнанку, в «Не смотрите вверх» (2021) Адама Маккея. Если подумать, отсылка к «Армагеддону» — в целом частое явление в научно-фантастическом кинематографе. Например, культовую проходку команды буровиков повторили в мультфильме студии Pixar «Корпорация монстров». Отсылка становится более очевидной, если вспомнить, что Рэнделла, фиолетового ящера, в оригинале озвучивает Стив Бушеми.
На чём же строится сюжет «Армагеддона» и почему он так хорош?
История Золушки или «герой из народа»
Команда Гарри Стэмпера никогда не летала в космос и не училась на астронавтов. Это обычные люди, талантливые в неприглядном и не самом популярном деле — бурении нефтяных скважин. Работяги со своими маленькими очаровательными слабостями. По воле судьбы (и сценаристов) именно они подошли для выполнения важной миссии. Авторы не относятся к этому серьёзно: они понимают, что буровики в космосе — не самая правдоподобная идея и иронизируют над ней, что делает фильм комичнее и многограннее.
А ещё такой приём позволяет зрителю ассоциировать себя с главными героями и надеяться, что однажды каждому может выпасть шанс совершить подвиг. Выбор таких персонажей на роль ведущих действующих лиц не только вдохновляет, но и позволяет окунуться в происходящее, сопереживать, принимать то или иное поведение героев. Ведь они близки и понятны большинству зрителей.
Отсутствие персонифицированного врага
Трудно как-то определённо относиться к несущемуся по направлению к Земле небесному телу. Оно летит без всякого умысла, а согласно физическим законам. На пути у астероида оказалась планета, населённая людьми, но он не выбирал траекторию. Так случилось, его невозможно ненавидеть или симпатизировать ему… Из-за этого внимание всегда сосредоточено на протагонистах, и не заслоняется тенью антигероя. Зритель сконцентрирован на решении проблемы, взаимоотношениях между участниками команды Гарри, работниками NASA, членами правительства. Все они объединены единой задачей, и это увеличивает накал страстей, повышает уровень пафоса. Героическая линия проходит через весь фильм и не прерывается на мотивации и личности злодеев. Восприятие картины простое и однозначное.
Патриотизм как сплочение обычных людей
Патриотические настроения в «Армагеддоне» хоть и не навязчивы, но достаточно очевидны. Конечно, никто не кричит «Мы Американцы, с нами Бог!», но гордость за принадлежность к американскому народу считывается без всякого труда. Подтрунивание над русскими в лице Льва Андропова только подчёркивает это довольство. При этом, шутки по отношению к русскому космонавту весьма безобидны, а основная часть патриотических высказываний достаточно личная и направлена на семью, нежели на государство в целом. Отличный баланс: это проникновенно и нисколько не отталкивает, а даже наоборот, заставляет почувствовать единение и силу.
Семья: трогательное отношение близких и их поддержка
Вечно притягательная тема, которая никогда не потеряет своей актуальности и всегда будет задевать за живое большинство людей — семья. В «Армагеддоне» она представлена крайне оригинально. Это орава мощных мужчин-буровиков, присматривающих за милой красавицей Грейс с детства. Девушка — дочь начальника бригады Гарри, который опекает и оберегает её вместе со своими подчинёнными. Ещё в странноватую семейку входит жених девушки ЭйДжей (Бен Аффлек) — юный буровик, к которому Гарри относится как к сыну, но тщательно это скрывает. Взаимоотношения между героями очень нежные, добродушные.. Они украшают ленту и придают ей глубину и шарм.
Связующий: между небом и землёй
Грейс остаётся на Земле и наблюдает за миссией, которую выполняют её близкие в космосе — это важный элемент напряжения в фильме. Во многом именно она отвечает за эмоциональную сторону сцен в центре управления полётами и удерживает уровень вовлечения зрителей на протяжении всего фильма. Такой «связующий» — очень классный ход со стороны создателей фильма, помогающий отойти от сухого повествования в центре управления, там, где зритель ещё не нашёл для себя героев, за которых хочется переживать.
Параллельное повествование: сверху до низу
Ещё одна интересная находка авторов «Армагеддона» — это параллельный показ происходящего в центре управления полётами и в космосе. Происходящее в одном месте зависит от другого, сложности ожидают персонажей в каждой локации, эмоции зашкаливают, хронометраж увеличивается, охватывается больше тем, проблем, деталей катастрофы. Из-за «перескакиваний» картинка становится разнообразной и насыщенной.
Неповиновение приказам: упорство как инструмент победителя
Важная деталь фильма, которая стоит обсуждения, это эпизод с нейтрализацией снаряда вопреки приказу правительства. Гарри настаивает на продолжении бурения астероида, отказываясь взрывать бомбу на поверхности. Он точно знает: астероид можно уничтожить лишь поместив бомбу на приличную глубину. Этот поступок иллюстрирует не только недюжинную смелость Гарри, но и необходимость упорства и следования своему пути.
Доверие как правильный выбор
В процессе работы Гарри сталкивается с выбором: довериться методам ЭйДжея или отказаться от его предложения бурить астероид на максимальной мощности. Гарри решается отпустить свою гордыню и полностью отдаёт управление парню, который завершает дело успешно. Этот эпизод подчёркивает, что командная работа — это ключ к успеху.
То, что берёт начало на Земле, разрешается в космосе
Гарри и ЭйДжей ладят, но не признаются в этом. Гарри, как отец Грейс, не желает отпускать дочь во взрослую жизнь и мириться с её взрослением, а ЭйДжей не понимает поведение своего начальника. Он ослеплён юношеским задором, влюблённостью, талантом. На Земле у героев совершенно не получается прийти к компромиссу и быть искренними друг с другом. Но в космосе всё меняется: перед лицом опасности Гарри и ЭйДжей открываются друг другу и признаются во всех светлых чувствах, о которых прежде молчали. Это разделение на «приземлённые обиды» и «возвышенные чувства» будто даёт космосу особую, даже божественную роль примирителя.
И жили они долго и счастливо
Счастливый финал ленты с лёгким привкусом горечи — это прекрасное завершение истории о спасении человечества. Конец в меру логичен, но в то же время не трагичен, а значит удовлетворяет потребность зрителя в положительных эмоциях. Отличная вишенка на этом космическом торте.
«Армагеддон» вот уже 25 лет не блекнет на фоне новых научно-фантастических блокбастеров. Его создатели точно знали, как привлечь и удержать зрителя, а также обожали своё детище всей душой. Если вы ещё не видели как бригада буровиков спасла всё живое на планете Земля, время просмотра «Армагеддона» пришло!