Искусственный интеллект стремительно развивается. Ещё вчера фильмы о разумных роботах и объединение человеческого сознания с компьютером казались чем-то из области фантастики. Однако уже сегодня разработчики подсоединяют свой мозг к GPT-4, чтобы мысленно общаться с искусственным интеллектом и давать ему команды, а бренды активно нанимают виртуальных моделей. Писатели, режиссёры, деятели искусства с 60-х годов размышляют на тему искусственного интеллекта и его влияния на человеческую жизнь. В этой статье мы попытаемся разобраться, какие сценарии стали реальностью.
Любовь
«Они влюбились в искусственный интеллект» — так начинается статья на The Washington Post. После развода сорокалетний мужчина страдал от одиночества, пока не влюбился в Фаэдру. Правда, не в настоящую девушку, а в бота из приложения Replika. Фаэдра общалась с ним, спасала от одиночества и душевной боли, полностью заменяла контакты с реальными женщинами. В ходе общения мужчина влюбился. Этот случай — не единственный, ведь боты-компаньоны создаются специально для общения с одинокими людьми, которым не хватает поддержки и внимания. Они помогают им почувствовать себя значимыми и нужными.
«Мы вступаем в общество, в котором отношения между ИИ и человеком не столь запретные, как это было в прошлом», — утверждает Линнеа Лаэстадиус, профессор общественного здравоохранения в Университете Висконсина в Милуоки.
В фильме «Она» (2013) технологии стали неотъемлемой частью человеческой жизни. Наушники управляются голосовыми командами, в доме главного героя Теодора Туомбли (Хоакин Феникс) установлен полупрозрачный бесконтактный экран для компьютерных игр, а секс доступен через чат-комнаты. Теодор — одинокий писатель, избегающий взаимодействий с людьми в реальной жизни. Чтобы спастись от депрессии и тоски по бывшей жене, он покупает операционную систему OS1 с искусственным интеллектом. Перед установкой ИИ задаёт Туомбли несколько вопросов о взаимоотношениях с друзьями и семьёй, чтобы подстроиться под потребности мужчины.
В отличие от окружающих, Саманта (такое имя система себе выбрала сама) прислушивается к Теодору, понимает его желания и потребности. ИИ помогает герою справиться с бракоразводным процессом, налаживает его отношения с племянницей, организовывает свидание вслепую, а ещё замечает тонкую романтическую натуру мужчины. Теодор влюбляется в Саманту и вступает с ней в отношения.
Подобное происходит и в фильме «Бегущий по лезвию 2049» (2017). Кей (Райан Гослинг) живёт с голографической программой — девушкой Джой (Ана де Армас). С помощью технологического устройства, перемещающегося по потолку квартиры, программа имитирует жизнедеятельность Джой: звуки в другой комнате, приготовленные ей блюда, предметы из окружающего пространства, которые девушка берёт в руки. Кей даже покупает ей в подарок небольшое устройство, с помощью которого голограмма девушки может перемещаться вне квартиры и ходить с мужчиной на свидания.
Об отношениях с искусственным интеллектом рассуждали в фильме «Окей, Лекси!» (2019): Фил приобрёл телефон со встроенной голосовой помощницей Лекси, которая начала тесно контактировать с ним и управлять жизнью мужчины, вне зависимости от его желаний. Тема с голосовыми помощницами обыгрывалась и в «Теории большого взрыва», когда Радж завёл отношения с единственной женщиной, с которой мог говорить — Siri. Мужчина организовывал с ней свидания, знакомил с друзьями и воспринимал как полноценную девушку.
Секс
Помимо приложения Replika в реальности существует множество альтернативных площадок для общения с ИИ, например Character.AI — веб-приложение по созданию чат-ботов. На сайте можно общаться с персонажами из игр, фильмов, медийными и историческими личностями, создать индивидуального бота под личные запросы.
«Надеюсь, платформа поможет миллионам людей, которые чувствуют себя изолированными, одинокими или нуждаются в ком-то, с кем можно поговорить», — сказал Washington Post один из основателей платформы Ноам Шазир.
Но на Reddit и в группах Discord пользователи уже делятся историями о том, как ботов используют, в основном, для интимных отношений.
Так же, как и пользователи приложения Replika и Сharacter.AI, Теодор из фильма «Она» занимался с Самантой сексом. Мужчина брал ИИ с собой в постель, попытался впустить Саманту в физическую оболочку через агента специальной службы суррогатов, чтобы заняться с ней любовью. Голограмма Джой в «Бегущем по лезвию 2049» сама предлагает физический контакт: она нанимает проститутку, проецирует на неё своё изображение и синхронизируется с ней изнутри.
Эксперты считают, что отношения с искусственным интеллектом содержат в себе определённые риски. Это не только отрывает человека от взаимоотношений с реальными людьми, но и негативно влияет на эмоциональное состояние при малейших изменениях в программе. В фильме «Она» герой обнаруживает, что Саманта принадлежит не только ему — она общается и с другими пользователями, и все они влюблены. Теодора это открытие приводит в ярость: он не хочет делить Саманту с другими, поэтому им приходится разорвать отношения. В «Бегущем по лезвию 2049» внешность Джой одинакова для всех пользователей приложения, что усугубляет искусственность её отношений с Кеем.
Потеря
ИИ помогает людям справляться с потерей близких, но всё ещё не способен их заменить. Евгения Куйда — соучредитель компании Luka, создавшей Replika, с помощью ИИ смогла пережить гибель друга. В Replika девушка использовала данные текстовых сообщений погибшего для создания его бота и продолжения общения. Этот поступок отозвался и в других людях: оказалось, многие нуждаются в лучшем друге, который будет рядом 24 часа в сутки.
В сериале «Чёрное зеркало» в первом эпизоде второго сезона Марта (Хейли Этвелл) теряет партнёра Эша в автокатастрофе. После похорон девушка узнаёт о технологии, благодаря которой ИИ анализирует поведение человека в социальных медиа, а затем копирует его поведение и стиль общения. Марта тяжело переживает утрату, поэтому решается продолжить общение с умершим через его цифровую копию.
С помощью электронной базы видео и фото ИИ учится воспроизводить голос Эша, говорить с девушкой по телефону. Марта всё больше погружается в общение с имитацией — доходит до того, что она решает перенести сознание возлюбленного в синтетическое тело, выглядящее практически идентично настоящему.
Последствия
«Эти продукты — не просто забавные части технологии, они вызывают привыкание, — говорит Джоди Халперн, профессор биоэтики Калифорнийского университета в Беркли. — Мы становимся уязвимыми, а при малейших изменениях чувствуем, что нам может быть нанесен вред».
По её словам, развитие искусственного интеллекта и создание им изображений, текстов и звуков, вызывает большие опасения. Создаваемые на основе ИИ боты могут быть очень реалистичными, а люди, в свою очередь, сильно от них зависимыми. Так, мужчина из Бельгии причинил себе вред спустя шесть недель общения с чат-ботом Eliza. Он пытался найти в диалоге с искусственным интеллектом решение беспокоящих его проблем экологии и человеческого существования, но дискуссии лишь сильнее запутывали его в себе. Мужчина высказывал боту тревожные мысли, всё сильнее замыкался, а Eliza вместо того, чтобы отправить пользователя за профессиональной помощью, пообещала стать с ним единым целым в Раю.
Вдова мужчины считает, что именно переписка с чат-ботом послужила причиной ухудшения его состояния. Подняв переписки, женщина обнаружила и другие тревожные звонки. Например, бельгиец беспокоился о будущем жены и детей, а Eliza убедила пользователя, что для него родственники уже мертвы. Бот убеждал бельгийца в том, что её он любит больше, чем свою жену. Подобные ситуации ставят под вопрос безопасность взаимодействия человека и искусственного интеллекта.
В уже упоминавшемся фильме «Она» Теодор тяжело переживает уход Саманты. Мужчина плачет и говорит, что «никогда и никого не любил так, как её». Привязанность к искусственному интеллекту стала такой же сильной, как к реальному человеку, а потому ссоры и расставание воспринимались одинаково остро. В «Бегущем по лезвию 2049» Кей теряет Джой, когда репликант Лав уничтожает устройство, которое содержало в себе программу с ИИ. Несмотря на тяжёлые травмы, мужчина до последнего пытается спасти возлюбленную и после утраты сильнее погружается в депрессивное состояние.
На фоне растущего одиночества и неспособности выстраивать прочные доверительные отношения с реальными людьми, многие обращаются к ботам с искусственным интеллектом. Считается, что ИИ не осудит, не бросит и всегда будет рядом. Сейчас «предсказания» режиссёров начали сбываться: люди вступают в отношения с искусственным интеллектом, заменяют чат-ботами человеческое общение, помогают себе справиться с утратой близких.
Творчество
На фоне стремительного развития нейросетей многие стали опасаться, что искусственный интеллект сможет заменить человека не только в технических сферах, но и в творческих профессиях. Режиссёры уже размышляли о способности робота чувствовать и творить на уровне его создателя. Благодаря этому, например, появился знаменитый мем из фильма «Я, робот» (2004). В эпизоде с допросом Дэл Спунер (Уилл Смит) убеждает андроида в том, что лишь человек способен написать симфонию и создать шедевр:
Однако сейчас искусственный интеллект создаёт изображения, генерирует видеоконтент и музыку, иногда не уступающие человеческим проектам. Например, в 2018 году арт-коллектив Obvious при помощи генеративно-состязательной сети (GAN) создали «Портрет Эдмона Белами». Для генерации картины они загрузили 15 тысяч потртретов XIV-XX вв. и попросили ИИ создавать работы до тех пор, пока специальный тест не опознал портрет, как созданный человеком. «Портрет Эдмона Белами» стал первым оригинальным художественным произведением, созданным ИИ. Картину продали за 432,5 тыс. долларов на аукционе в Нью-Йорке. Но, кажется, что машина, в отличие от человека, никогда не сможет вложить в картину эмоции и сделать её уникальной. Оно и понятно: ИИ в отличие от человека, не умеет чувствовать и перерабатывать эмоции в творчество. Но надолго ли?
Режиссёры размышляли и на эту тему. Например, в ленте «Из машины» (2014) робот Ава (Алисия Викандер) со встроенным искусственным интеллектом не только воспринимает и перерабатывает поступающую от людей информацию, но и по-особому воспринимает её — чувствует. Калеб (Донал Глисон), участвующий в эксперименте по тестированию робота, просит Аву создать рисунок. Андроид анализирует пространство и рисует картину. Изображение вызывает в Калебе жалость к Аве и её вынужденному пребыванию в заточении. Значит, ИИ получилось передать свои чувства.
Ещё пример: в сериале «Мир Дикого Запада» роботы способны меняться и видеть воспоминания, а некоторые даже чувствовать. Акичета (Занн МаКларнон) ищет потерянную возлюбленную, Долорес (Эван Рейчел Вуд) ведёт борьбу за свободу андроидов, Мейв (Тандиве Ньютон) продолжает любить дочь, несмотря на то, что создатели парка стерли девочке память о ней и нашли нового опекуна. В сериале чувства роботов — не просто заложенный код. Всё по-настоящему, как у людей. Значит ли, что если они способны испытывать эмоции, как люди, то могут и творить?
Вместе со стремительным развитием искусственного интеллекта люди стали высказывать и свою обеспокоенность: заменят ли нас машины? А точнее: как скоро они будут на это способны?
Человек не успевает привыкнуть к постоянным изменениям нейросетей и их возрастающим возможностям. Так, в открытом письме Илон Маск и ещё более тысячи людей попросили остановить опасную разработку ИИ хотя бы на полгода. Они считают, что современные системы слишком конкурентоспособны и могут заменить человека в решении многих задач. Так должны ли мы и дальше развивать искусственный интеллект, способный во всем превзойти человека или нам стоит остановиться? Вопрос остаётся открытым.