Spotify Russia 9 июля объявил новую участницу программы поддержки молодых исполнителей RADAR. Ей стала автор вирусного хита «Кис-кис» Zhanulka, которая в этот же день представила свой новый EP под названием «Валенсия». Мы взяли у неё интервью, в котором обсудили ожидания от участия в кампании, её мини-альбом и то, как «30-летние мужики» стали фанатом творчества девушки.
Прежде чем перейдём к интервью, немного новостной информации. Для российского RADAR это уже шестой участник — о первых трёх объявили при запуске ещё в марте (мы взяли даже интервью у «Три дня дождя» и «Сестёр»), к маю сообщили об Eternal Insomnia, а ещё чуть позже к программе присоединилась ooes. Цель проекта заключается в поддержке силами Spotify молодых исполнителей, поэтому некоторые имена могут вам быть совсем не знакомы. Но вряд ли вы пропустили этой весной вирусные строчки «Кис-кис, кис-кис, я котик, ты котик». Их автор, молодая исполнительница из Киева, прожившая несколько лет в Испании, и стала новым участником программы. Мы, как главные фанаты этого трека, не упустили возможности пообщаться с Zhanulka в Москве во время съёмок для Spotify.
— Давай для начала разберёмся, откуда ты. В профиле написано, что ты из Киева, в песнях ты говоришь про Испанию, а сейчас мы в Москве.
— Вообще я родилась в Донецке. Там я жила до 10 лет, потом мы переехали в Киев, пожили там до 18-го года и только потом уехали в Испанию. Сначала в Мадриде, затем под Валенсией и в конечном итоге оказались в Валенсии. Три года мы прожили так в Испании и сейчас вернулись в Киев.
— То есть сейчас тебя можно позиционировать как исполнительницу из Киева?
— Думаю, да
— А чем вы вообще занимались в Испании?
— Папа занимался тем же, чем и в Киеве сейчас — он прораб, строитель. Мама была торговым представителем, сейчас она стала кондитером, а я училась.
— Сложно было учиться на испанском?
— Было очень напряжно! Но не из-за испанского. Просто говорить на языке — это просто практика, а вот учить физику или химию… Я их в жизни никогда не учила, а тут ещё и на другом языке.
— Сейчас в Москву ты прилетела специально ради Spotify и съёмки?
— Да, и чтобы сделать всякие прикольные штуки перед релизом.
— Что слышала раньше про программу RADAR и как тебе предложили участвовать?
— До начала сотрудничества ничего. Мне написал Лёша [менеджер исполнительницы — ред.], мол, у Spotify есть такая программа RADAR, молодых артистов продвигают. Он предложил даже перенести на целый месяц релиз альбома специально под неё. Я, конечно, сначала отреагировала: «вот, сколько можно, он у нас уже готов с февраля, уже полностью отремастеренный», но потом посмотрела, что они делали с другими артистами, и согласилась.
— А есть какие-то ожидания, что они сейчас поддержат и у тебя всё полетит?
— Да, я думаю, что так и будет. Плюс у меня клёвый альбом, который я ещё начну форсить в ТикТоке, так что всё должно быть круто.
— Как думаешь, почему Spotify решил поддержать сейчас Жанульку, а не другого молодого исполнителя?
— Мне кажется, что если залетел «Кис-кис» без какого-либо таргета и поддержки в принципе, то они решили, что в этом есть потенциал. Плюс я вся такая на волне с молодёжью и вся моя аудитория — это такие же подростки.
— А слушаешь ли тех, кого объявили до тебя?
— Рокета ещё в Испании, да! И пару песен «Три дня дождя».
— Когда ты в принципе начала заниматься музыкой?
— Я начала играть на гитаре лет в 13. Всё началось после поездки в скаутский лагерь. Я скаут, да. Там все пели песни у костра, я знала их наизусть, но сама ещё не умела играть. Мне хотелось быть в центре внимания, когда ты сам этим управляешь. После лагеря вернулась домой и сказала, что хочу укулеле. Мне в итоге его подарили на день рождения, чего пришлось ждать почти год, потому что он у меня в апреле. Папа меня сильно хейтил за это, потому что, «что это за недогитара, может лучше взять нормальную». И вот на Новый год у меня появилась нормальная большая гитара — папина старая, розовая. И после этого я и стала играть.
Свою первую песню я написала в 2018 году, даже не знаю, как к этому пришла. Я тогда была в Испании, только-только приехала, был декабрь или ноябрь (приехала я в сентябре). Мы разговаривали с подругой Соней по телефону, и она рассказала, как её жестоким образом бросил парень. А у них такая была красивая история романтическая: у обоих были белые «Хуарачи», и они друг другу завязывали шнурки. Я сказала ей тогда: «Соня, это такая красивая история, надо обязательно написать песню». Она умеет писать стихи, поэтому дала мне несколько советов. В тот же вечер я написала стих и на следующий день наложила на неё музыку. Так получилась моя первая песня.
— Где ты опубликовала свою первую песню?
— В SoundCloud.
— А как всё развивалось дальше?
— Когда я приехала в Испанию и мне купили гитару клёвую, я подумала, что можно записывать каверы. Сделала на «Нервы», «Стрыкало» и ещё несколько. Они начали немножечко залетать, а потом резко в один месяц меня опубликовали несколько инстаграмов-миллионников*, типа singer.ru. После этого очень быстро пришли где-то 20 тысяч подписчиков, многие, конечно, быстро стали отписываться, но это вот такие первые слушатели были.
— Самый большой рост произошёл уже с появлением «Кис-кис»?
— В целом да, но профиль в SoundCloud у меня поднялся с нуля на песне «Кусай мои губы», это вторая моя песня. После неё с пяти подписчиков я выросла сразу до двух тысяч. Но больше всего, конечно, с «Кис-кис».
— Как появился этот трек?
— Сначала я написала часть песни, когда начала встречаться с мальчиком из Валенсии, русским, его зовут Даня. У нас была такая прикольная лав-стори. Я записала первый куплет и припевчик, опубликовала в инстаграм, и он очень всем понравился. Через три недели мы поругались, начались какие-то страсти, и я подумала: а напишу-ка я лучше дисс на него. Написала, послушала и решила, что будет прикольно, если объединить эти две части — сначала лав-стори, а потом резко что-то негативное. Так получился «Кис-кис». Он лежал с лета 2020-го до марта 2021-го.
— Как трек завирусился в ТикТоке?
— Мы начали снимать видео с моей подругой Аней, которая тогда жила тоже в Валенсии. У неё было примерно тысяч пять подписчиков, а у меня около пяти, хотя снимали примерно одно и то же. У меня просто ничего не залетало. И тут я поругалась с родителями по поводу Испании, что мне надоело тут жить и я хочу вернуться в Киев, а они меня просто не слышат. Из-за этого я написала грустную песню, что меня никто не понимает. Не думала, что она выстрелит, потому что и сама не очень люблю такое негативное, но она нашла очень много отклика — примерно миллион собрался. И первые семь тысяч подписчиков пришли после неё.
Потом я начала снова встречаться с этим мальчиком из «Кис-кис», мы помирились примерно через полгода. Я сказала ему: «Дань, мне очень надо пиарить эту песню». А у него было тогда 50 тысяч подписчиков, он снимал кринжовые ТикТоки и до сих пор снимает. Он начал эту песню использовать у себя в видео, и она немного разошлась, потом начали залетать мои ролики с этим треком. Так по чуть-чуть и разошлась.
— Мы когда пытались найти сами, наткнулись на очень популярное видео с шуткой про бабушку, которая чего-то ждёт и болтает ногами под песню.
— Да-да, но это было сильно позже.
— А как ты отреагировала, когда начали записывать с ним видео звёзды? Например, Крид.
— Крид вообще стал локальным мемом в тусовке [Жанна показала бусинки на кроссовках, на которых было написано его имя]. Я когда записала песню, смеялась, что было бы классно, если бы под «Кис-кис» сняла видео Валя Карнавал, и потом бы Егор Крид это увидел. Это было у нас мемом, а потом Валя Карнавал реально сняла видео, и это увидел Егор Крид. Мем стал реальностью. Мы с друзьями отмечали, что я заключила контракт с Sony Music, и в тот вечер мне начали все писать в директ, что Егор Крид снял видео под «Кис-кис». Я записала на это реакцию, а потом он снял и реакцию на мою реакцию. Я вообще офигела.
@zhanul.kaa вчера был лучший день в моей жизни... отмечайте @egorkreed ##рек ##егоркрид
♬ оригинальный звук - ты за грибами поедешь?
— А какие ещё звёзды удивили?
— Ксения Собчак, и потом, когда на Урганте пели эту песню.
— У трека уже существует примерно миллиард разных версий. Какая тебе нравится больше всего?
— Моя любимая про Украину «Ревас, півас, мівіна і ролтон».
— Как думаешь, насколько тебе будет сложно угодить ожиданиям поклонников после такого успеха?
— У меня выйдет очень клёвый альбом, я в нём уверена на 100%.
— А какой он?
— Грустный и суперчувственный. Я его писала перед отъездом из Валенсии, поэтому он так и называется. Он и про людей оттуда, и про все эти переживания, которые возникают, когда ты откуда-то уезжаешь.
— Не задумывалась поменять псевдоним, когда уже стала набирать обороты?
— Меня так называет вся семья, поэтому я не задумывалась. Может только перевести его на кириллицу, чтобы в поисковиках лучше отображалось, ну и всё.
— Как на тебя влияет пришедший успех?
— Мне все говорят, что я стала серьёзнее, вообще все. Хотя лично я за собой этого не замечаю. Мне кажется, что появились просто новые обязательства, и я их выполняю. Никогда не хотела учиться просто ради корочки, а тут у меня появилось такое крутое дело, с которым я и дальше хотела бы связать свою жизнь. Мне кажется, что я сейчас в самом классном моменте, когда я могу поработать хорошо и закрепиться на этом месте.
— И тебя не тяготят эти все обязательства перед лейблами?
— Нет, тяготит скорее то, что я вот сейчас сюда приехала и очень скучаю по всему своему: по друзьям, Киеву, дому, кровати, парню.
— В одном из своих видео ты пела «Кис-кис» на испанском языке. У тебя есть испаноговорящая аудитория?
— Нет, её никогда не было. И это не просто потому, что я ничего не снимала на испанском, я даже с ними и не общалась, только несколько человек со школы и всё. В Испании у нас была такая русская локальная тусовка. На самом деле она была довольно большая, поэтому ты с легкостью мог найти, с кем тебе общаться.
Я сейчас заканчиваю фильм, монтирую его уже несколько месяцев, в котором я рассказываю про Валенсию, про переезд, людей, всякие события. Просто в какой-то момент я пришла с тусовки, легла на кровать и подумала: «Сейчас сяду в самолёт, прилечу, выйду из него и всё». Тогда я начала собирать фото и видео из архивов, чтобы потом через лет 10 можно было сесть и посмотреть фулл эту всю историю. И я тогда прям напряглась, написала сценарий, начала монтировать и сейчас почти заканчиваю. Там про всех моих друзей. И там очень клёво в конце, потому что я рассказываю об альбоме, кому какая песня там посвящена, поэтому это видео будет интересно в совокупности с релизом.
— Чем ты увлекаешься, помимо музыки?
— Я раньше рисовала много, но потом начала заниматься музыкой. На самом деле, я даже немного жалею, что посвятила этому столько времени. Я могла начать намного раньше, потому что с 6 до 10 лет я ходила на кружок вокала. Мы даже выступали в ДК, и мне это очень сильно нравилось. Потом мы переехали в Киев, и я как-то забросила, начала рисовать. Только спустя несколько лет начала снова заниматься музыкой.
— А когда ты отдыхаешь от этого?
— У меня был период, когда я ничего не писала, не записывала. Примерно полгода. У меня и обязательств тогда ещё не было. Мы постоянно тусовались большой компанией, было очень чиллово, никакого напряга. Я просто отдыхала.
Потом пришёл ковид, и в Испании всё начало меняться: новые ограничения, комендантские часы и так далее. Тогда все начали обсуждать, кто когда уезжает домой. А я такая: «Что? У нас так всё клёво, куда вы собрались?». И реально всё поразлетались, и я осталась практически одна, буквально один друг и мальчик этот из «Кис-кис». Как-то мы гуляли с Даней, и он спросил: «Вот если ты ничем не занимаешься, то почему ты не пишешь музыку?». Я попыталась объяснить, что устала и мне ничего не хочется, а он ответил, что это как-то тупо с талантом и возможностями ничего не делать. «Мне жаль на это смотреть», — сказал он и стал выпытывать, есть ли у меня какие-то демки. У меня они реально были, поэтому мы всё переслушали, и он продолжил: «Это же целый альбом, напиши своему менеджеру уже». А я только: «Ну и напишу». Хотя в итоге написала. Просыпаюсь тогда на следующий день и вижу сообщение от Лёши, что он рад, что я начала что-то делать. И я поняла тогда, что реально надо начинать что-то делать.
— То есть с того момента твои будни — постоянная работа с музыкой?
— Да. В декабре я вообще даже из дома практически не выходила, потому что постоянно сидела за компьютером и что-то писала. Я прислала альбом Лёше, мы нашли звукача — Андрея Густея из «Папиного Олимпоса», он нам всё свёл и уже в феврале пластинка была готова. Ну а в марте уже «Кис-кис» и так далее.
— А как вообще появилось название песни «Кис-кис»? В этом нет отсылки к группе?
— Мне нравится группа «Кис-кис», но это никак не связано. Я когда написала пару строк, подумала, что нужен какой-то крутой хук. Ну вроде про котиков вся песня, поэтому дефолтно: мяу-мяу или кис-кис.
— Есть какой-то секрет, как раскрутиться молодому исполнителю?
— Я думаю, что ТикТок — вышка для этого. Вообще, если трек хороший, он зайдёт 100%. Неважно, где ты его опубликуешь. Сначала он найдёт своего слушателя, он потом с кем-то поделится и так далее. Просто если делать это в ТикТоке, то всё получится чуточку быстрее. Просто берешь, выставляешь кучу видео с кусочком из твоего трека и всё.
— К чему ты бы хотела стремиться сама? Если не по творческому пути, то по качеству работы, например.
— Не уверена, что могу ответить точно про стремления. Я слушаю много всего, и у меня нет такого чёткого ориентира. Мне бы хотелось, чтобы в мои песни вслушивались, в каждое слово. Я мелодии писать не сильно люблю и умею, а вот все тексты у меня идут от души. Вот так же от души всё делает Земфира. Вот по качеству я стремлюсь куда-то туда.
— А не хочется увеличивать и музыкальность? Собрать когда-нибудь свой коллектив Zhanulka + the Machine?
— Работа в группе — это очень сложно. У каждого своё мнение, а если музыка моя, то мне не хотелось бы видеть в ней какое-то чужое влияние. Это слишком личное, я даже свои демки почти никому не отправляю, максимум пяти людям, которые их прослушивают. Но это прям очень близкие друзья.
— На каком-то твоём фото я увидел фото Рика Санчеза из «Рика и Морти». Ты любишь анимацию?
— Да не особо. Я в принципе не смотрю фильмы и сериалы, но слушаю подкасты.
— А какие?
Научпоп всякий, лекции. Очень нравится Ася Казанцева. Ещё могу что-то со звёздами послушать, но больше научпоп, конечно. Я и читаю в основном что-то только из научпопа.
— А есть рекомендации, за кем следует следить в ТикТоке?
— Я не знаю, я вообще не захожу в раздел подписок. Мне кажется, что интереснее листать рекомендации, если правильно их настроить, и всё.
— Хорошо, последний вопрос. Под «Кис-кис» очень много шуток про то, что это настоящий трек для взрослых мужиков. Назови ещё троих исполнительниц, которых этим мужикам стоит послушать.
— Дору 100%! Алёну Швец и Мэйби Бэйби.
*Социальные сети Instagram и Facebook запрещены в России.