Перед чтением этого материала мы советуем взять чаёк, сесть перед любимым постером, помедитировать пару минут и начинать. Готовы? В апреле мы вспоминали любимые плакаты и ловили волну ностальгии. На ней мы доплыли до мая и... до редакции гениального и нашего любимого журнала «Все звёзды». Главный редактор Игорь Чернышков, заместитель главного редактора Константин Ищенко и редактор Евгения Парфёнова рассказали, как собирается номер (и броская обложка), на какие плакаты был спрос и в 2000-е, и сейчас, а также ответили на все вопросы, которые интересовали нас с самого детства. Держите в руках свои олдскулы — погнали! А ещё вот вам видео, которое можно включить на фон:
— Как изменился процесс подбора постеров за время существования журнала?
— Принцип остался тот же: он основан на голосовании читателей. Но изменилась технология голосования. Когда-то читатели вырезали купоны из журнала, заполняли их, наклеивали на открытки и отправляли в редакцию (письма приходили буквально мешками). Потом было смс-голосование, e-mail-голосование, а теперь — голосование в VK.
— Есть ли знаменитость, которая была постоянно актуальной: постеры с ней просили и в 2000-е, и в 2010-е, и сейчас?
— Это главные фигуры классического рока: The Beatles, Queen, Nirvana. Постеры Queen, кстати, вернулись на страницы «Всех звёзд» по просьбам читателей после выхода фильма «Богемская рапсодия» — что вполне логично.
Если ещё «пройтись» по музыке, то часто просили и просят до сих пор Наталию Орейро и МакSим. А что касается кино и крупных фандомов, то с 2000-х и по сей день актуален «Гарри Поттер». Похоже, весь Хогвартс оформил на нас подписку.
— Многие молодёжные журналы из 2000-х загнулись, но вы всё ещё очень популярны — как думаете, в чём секрет?
— Действуйте по формуле Остапа Бендера — будьте ближе к народу, и люди к вам потянутся. Поскольку сначала появилась концепция журнала, то уже под неё мы искали аудиторию и провели десятки исследований, и качественных (с фокус-группами), и количественных в разных городах России. А все последующие годы, когда в стране стал стремительно развиваться интернет, мы постоянно мониторили в cети свою аудиторию.
— Расскажите о принципе создания обложек. Они у журнала всегда «пёстрые», цепляющие внимание известными лицами.
— Сравните нашу первую обложку с современными, и будет понятно, что она существенно изменилась. Если «Все звёзды» — журнал постеров, значит, мы просто обязаны разместить на обложке все, именно все, постеры. А в самом начале их было больше двух десятков в каждом выпуске. Потом мы долго искали оптимальное соотношение постеров и текстовых материалов и пришли к тому, что вы видите. Конечно, всем угодить невозможно: на каждый номер мы получаем (и в виде лайков, и в виде развернутых комментариев) десятки тысяч откликов, но стараемся анализировать их и делать выводы. Далеко не всегда всё получается, но мы стараемся.
Отдельная песня — выносы на обложку. Они должны соответствовать яркому, насыщенному оформлению, как вы выразились, цеплять читателя. По одному конкретному выносу может быть предложено больше десятка вариантов, а потом ещё и ещё, и все равно полностью удовлетворенным ты бываешь редко.
— Как часто вам пишут коллекционеры постеров или журналов в поисках старых номеров?
— Коллекционеры обращаются к нам довольно часто. Ищут и сравнительно свежие, но уже снятые с продажи выпуски, и совсем «антикварные». Об одном таком увлеченном коллекционере мы даже писали заметку в журнал. Он собрал почти все выпуски «ВЗ», начиная с 2000 года. Это немало: «ВЗ» существует с 1995 года и за 27 лет мы выпустили 597 номеров (на момент выхода материала).
— Как изменился ваш читатель за минувшие годы?
— Благодаря интернету у читателей теперь больше источников информации, что мы обязаны учитывать. Кроме того, у них есть теперь возможность быстрее и активнее реагировать на постеры и текстовые материалы во «Всех звёздах». В разные периоды прослеживались разные тренды в предпочтениях читателей. Например, когда-то в топе были бойзбэнды, а сейчас — К-рор и аниме.
Несмотря на регулярный мониторинг предпочтений аудитории, мы не можем со 100%-ой уверенностью утверждать, что наш читатель очень сильно изменился или вообще не изменился. Зато можем точно сказать, что читатели изменили журналистов. Вспомните выражение Антуана де Сент-Экзюпери, что «совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять». Нисколько не претендуя на «совершенство», именно этот подход мы решили сделать основополагающим в новом журнале. Чтобы ни в одной заметке во «Всех звёздах» ничего нельзя было сократить. А это оказалось непросто.
За спинами наших авторов стояли традиции, заложенные блестящими журналистами и редакторами основанного в период оттепели журнала «Ровесник», и отказываться от «собственной песни» ради каких-то мелких заметок мало кому хотелось. Но у «Всех звёзд» была другая аудитория, гораздо моложе, чем у «Ровесника», и нам самим пришлось меняться.
— Почему в 2022 году люди продолжают коллекционировать постеры?
В век цифровизации действительно многих удивляет, что кто-то собирает постеры. Казалось бы, в сети можно найти любое фото кумира, поставить его на рабочий стол телефона или ноутбука и любоваться, сколько влезет. Но, понимаете, печатные журналы и постеры — это другое. Нам кажется, всегда что-то физически осязаемое ценится больше, и доставляет больше эмоций, чем цифровое. Есть в этом какой-то особый ритуал. Знаете, как фанаты какого-нибудь фильма могут в любой момент посмотреть его по сети – и уже посмотрели миллион раз — но каждый раз радуются, если картину показывают по телевизору. Так и здесь.
Ждёшь нового выпуска, гадаешь, кто же станет его героем в этот раз – есть в этом элемент сюрприза. Следующий этап – найти сам журнал, успеть, пока его не раскупили в ближайших киосках – тот еще квест! А когда заветный номер у тебя, листаешь блестящие страницы, выбираешь место для постера на стене – или вырезаешь заметку про кумира. Просыпаешься утром – а постер любимчика – тут перед глазами, и даже как-то настроение лучше.
— Есть ли какие-то истории, связанные со звёздами: может, кто-то интересный приходил в редакцию или расписывался на постерах?
— Время от времени мы стараемся запускать различные совместные со звездами «активности». Например, мы делали конкурс вместе с группой Skillet. Перед концертом в Москве Джон Купер расписался на постере Skillet в одном из журналов «Все звезды» и предложил фанатам поучаствовать в розыгрыше этого журнала — «процесс подписания» мы засняли на видео, как и обращение Джона к фанатам. Журнал мы потом разыграли в нашей группе VK.
К слову, наши читатели часто приносят на meet&greet с кумирами наши журналы, чтобы получить автограф артиста на постере. А мы иногда вручаем журналы артистам во время интервью – те выпуски, где есть их постер или материал о них. Так что, экземпляры «ВЗ» уже есть в коллекции многих звёзд – и отечественных, и зарубежных.
— Журнал называется «Все звёзды». Удалось ли вам реально собрать ВСЕХ звёзд?
— Спросите у астрономов: звезды — это такие объекты, до которых далеко не всегда можно дотянуться. Плюс регулярные гастроли, съёмки. И, конечно, есть проблемы с покупкой высококачественных — и с художественной, и с технической точек зрения — постеров.
— Какие постеры у редакции журнала висят дома?
— Самые красивые постеры из «Всех звезд», конечно! Как из новых, так и из старых выпусков. Кстати, в наших рядах есть авторы и редакторы, которые в 90-х и 2000-х сами были читателями «ВЗ» и до сих пор бережно хранят свои коллекции журналов тех лет. Самый ценный «экспонат» — это, наверно, постер Натальи Орейро в полный рост, который нужно было собрать из кусочков, покупая серию журналов подряд.
— Есть ли какие-то истории, связанные с фанатами: может, кто-то угрожал, если не появится конкретная звезда, или присылали в редакцию что-то забавное?
— Вы загляните на нашу страничку в VK, и всё поймёте. Там такая палитра мнений, просьб, предложений, слёз, предостережений, что «если сейчас же не напечатаете, то не представляете, что с вами будет…», что мы и вправду не представляем, что с нами будет. Через месяц, год или два. Но мы не смогли бы жить без наших читателей: это на их деньги издаётся наш журнал, и мы стараемся ради них.