Тёмная сторона «Аркейна»: хайпожорство, вторичность и цитаты из мемов про волков

Артём Нечаев

В предыдущем тексте о мультсериале «Аркейн» (Arcane) мы не стали выносить вердикт сериалу и решили дождаться его финала. Что ж, время пришло, и вердикт получился неутешительным. Мы сконцентрируемся на «тёмной стороне» проекта, потому что «светлая» и так достаточно ярко сияет — анимация, стиль, музыка, постановка заслуживают всех похвал. Но как цельное произведение «Аркейн» не заслуживает своих высоких оценок.

Дисклеймер: «Аркейн» — не всецело плохой проект. У него много положительных сторон, о которых сейчас пишут везде. Но почти никто не говорит об отрицательных, именно поэтому подобный текст необходим в инфополе, которое сильно искажено восторгами. Если вам сериал понравился, это отлично. Если вам сериал не понравился, то шум в соцсетях может вызвать недоумение. В том числе и на этот вопрос диссонанса я попытался ответить ниже. И не забывайте, что это личное мнение автора, с которым вам не обязательно соглашаться или спорить. Поехали.

Кадр из сериала «Аркейн» / Netflix

Идеальной метафорой всего сериала будет Чудовище Франкенштейна в платье от Гуччи. Вместо молнии, оживившей создание доктора,— огромный поток игроков в LoL, набежавший сразу после премьеры и расхайпивший сериал. Вместо кусков тел, из которых собрали Чудовище,— штампы и знакомые образы из других произведений. Вместо несвязной речи монстра — банальные диалоги, порой смахивающие на цитаты из мемов про волков. Зато сверху на нём дорогущее платье с иголочки, которое своим блеском стремится затмить все проблемы носителя. И Netflix выпускает Чудовище на свободу, оно громит и крушит интернет, но никто не осмеливается ему противостоять, потому что платье портить обидно, а ещё может током ударить.

Хайп на лолерах

Сразу раскроем секрет успеха «Аркейна» — это игровое сообщество. Riot сделали очень грамотную ставку на фанатов LoL, засыпав их дорогущей рекламой и согнав на Netflix. Для мира Рунтерры, в котором ежемесячно время проводят сто с лишним миллионов (!) человек, релиз «Аркейна» был главным событием года. В центр сюжета поставили Джинкс — одну из самым популярных с точки зрения образа чемпионок. Реклама мультсериала пробралась даже в Fortnite и PUBG — две другие безумно популярные игры — в надежде достать тех, кто перестал зависать в LoL.

В игровой индустрии сейчас есть огромная проблема — ревью-бомбинг, когда игроки набегают на агрегаторы и массово занижают оценки. Из-за этого феномена, не только по части видеоигр, Youtube скрыл дизлайки. Балльные системы постепенно теряют смысл, потому что больше не дают понять, стоит ли тратить время на тот или иной тайтл. Теперь оценки — способ игроков показать разработчикам своё недовольство. Или, в случае «Аркейна», оказать поддержку — получился ревью-бомбинг наоборот. И тут на помощь приходит главный способ раскрыть «заговор»: преобладание минимальной или, в данном случае, максимальной оценки.

Вот вам наглядно статистика «Аркейна» (сверху), переиздания трилогии GTA в качестве свежего примера ревью-бомбинга и мультсериала «Гравити Фолз» в качестве примера общепризнанного проекта. Любой человек, знакомый со статистикой как с наукой, скажет вам, что у «Аркейна» ненормальное распределение голосов.

Ещё одно свидетельство того, что славу «Аркейну» принесла армия преданных фанатов — ревью-ревью-бомбинг. Загляните на страницу сериала на КиноПоиске: чем ниже оценку ставит комментатор, тем больше у него дизлайков. Например, у «зелёных» пользовательских рецензий на КиноПоиске отношение лайков к дизлайкам примерно 6,2 к 1 (мы посчитали!), у «серых» и «красных» — 6,3 к 100. То есть армия фанатов массово бомбит всех, кто посмел выступить против их любимого шедевра. Я сам попал под раздачу, потому что после первых трёх серий написал, что «Аркейн» не так хорош, как кажется. В итоге я получил супераргументированные комменты вроде «автор дотер», «автор пересмотрел „Рика и Морти“», «назови три сериала, где такое уже было», «сам напиши сценарий сначала» и т. д.

Кадр из сериала «Аркейн» / Netflix

Весь этот пассаж тут к тому, что, если вы думаете, стоит ли смотреть «Аркейн», оценкам верить пока нельзя. Стоит подождать месяц-другой, тогда и узнаем, сколько баллов он заслуживает на самом деле. А пока, если проследить за оценкой, уже можно заметить, что с каждым днём она постепенно уменьшается.

То же касается и рецензий кинокритиков: вас не смущает, что у мультсериала, о котором вопят из каждой щели, так мало обзоров на профильных медиа (не игровых)? Критики по какой-то причине избегают написания текстов об «Аркейне»: либо потому что он им просто неинтересен, либо потому что они боятся напороться на ту самую армию фанатов. Но те, кто о сериале написал (я в том числе), попали в ловушку Riot и сказали, что он подойдёт всем, даже не игравшим в LoL, потому что на самом деле это не так. Драма и эволюция персонажей рассчитаны на тех, кто с ними уже знаком, но об этом в следующей части.

У сценаристов пинг высокий

Главная проблема «Аркейна» — сценарий, во всём остальном сериал либо норм, либо очень хорош. Он красивый, динамичный, местами запоминающийся, с хорошим саундтреком, но в то же время предсказуемый, банальный, перегруженный и с лишними вставками. Чтобы это не было пустыми словами, давайте к аргументам.

Кадр из сериала «Аркейн» / Netflix

Это сериал для лолеров — незнакомому с игрой зрителю просто недостаточно информации, чтобы сразу проникнуться персонажами. Уже в первой сцене нам показывают ужасные вещи, происходящие с героями, которые пока что для смотрящего просто фигуры на экране. Мозг пытается выудить важную информацию, но просто не знает, куда смотреть. Дальше лучше не становится: будут отдельные сцены, целиком и полностью сделанные для тех, кто знает этих героев и может насладиться их долгожданной трансформацией в знакомые образы. Для остальных это просто «смотрите, он взял большой магический молоток».

Как железный личный пример: я, как человек, не знакомый с миром и чемпионами LoL, в первых трёх сериях терялся, не считал многие сюжетные намёки на эмоции и драму персонажей и даже не сразу это осознал. Потом я посмотрел клип на заглавную песню сериала Enemy от Imagine Dragons и из него узнал о Джинкс больше, чем за два часа хронометража. Там показали, что полицейские часто прижимали главных сестёр и их друзей, да и в принципе терроризировали Заун; что Паудер всей душой хотела быть как Вай, и что они часто ссорились; что мелкий пацан Экко — близкий друг Паудер, а не просто сын батиного знакомого. В клипе драматизма больше, потому что там удосужились показать важные сюжетные элементы, которые в самом «Аркейне» оказались зарыты где-то в пятых слоях подтекста.

Корень проблемы кроется в том, что сценаристы не идут с персонажами по истории и не смотрят, куда она их приведёт, а ведут их туда, куда им надо прийти. Именно поэтому изобретатель придумывает для шахтёров силовые кулаки, а не бур — ведь эти кулаки должны достаться Вай. Именно поэтому Джинкс подрывает себя в битве с Экко, когда тот сжалился и хотел обняться — ведь ей нужно себя покалечить, чтобы был повод ввести ей опасный химикат и сделать её глаза фиолетовыми, как в игре. Именно поэтому Джейс, который всю жизнь провёл в лаборатории, внезапно берёт в руки молот и оказывается сильным воином — ведь он такой в игре!

Лучше всего эта обратная логика видна по Кейтлин, будущему шерифу Пилтовера. В начале пятой серии нам показывают, как она соревнуется в стрельбе с действующим шерифом, и у неё это очень даже неплохо получается. Когда соперница спрашивает, что побудило ту научиться так хорошо стрелять, Кейтлин не знает, что ответить, и получает причину на блюдечке — чтобы защищать людей. Дальше в подтверждение этой мотивации она своей меткостью спасает Вай. Перефразирую: два персонажа долго взбираются на высокую гору, а когда достигают вершины, один говорит другому: «Я проделал такой сложный путь, потому что тут самый красивый вид в мире». А второй ему отвечает: «Да? А я не знал, но тоже шёл ради него, да, именно так». Как вопрос «В чём твоя мотивация?» может быть этой самой мотивацией, если действие, требующее мотивации, было совершено до того, как эта мотивация появилась? Бред же!

Кадр из сериала «Аркейн» / Netflix

Сценаристы просто не знают, чем двигать персонажей к пункту назначения. Они даже не понимают, чем двигать основной сюжет. Именно поэтому, как только наступает затишье, Джинкс взрывает что-то или кого-то важного и запускает новый виток разборок. Да, это соответствует её имени, которое можно было бы перевести как «Плохая примета» или «Пакость», но если в первые два-три раза это ещё работает, то на четвёртый теряется вся весомость. К безвыходности сценаристов также можно добавить сцены, которые не двигают сюжет вперёд, никак не влияют на персонажей и не говорят о них ничего нового. Как пример — встреча Хеймердингера и Виктора у стоков, которая нужна зачем?

Диалоги ребята писать тоже пока не очень умеют. Поэтому здесь вы услышите фразы вроде «ты меня не понимаешь», «ты поступила плохо, ну да ладно», «но там же бездомные страдают» и т. д. Всё бы ничего, но на фоне сериалов типа «Кастлвании», когда персонаж одной репликой может раскрыть всю глубину своей мотивации, это выглядит нелепо. Порой доходит до предела абсурдности и получается что-то вроде цитат из мемов про волков. Например:

Шестнадцатая степень неоригинальности

LoL — это вторичная игра, и здесь я использую это слово не как критику или что-то отрицательное, а как констатацию факта (определение для наглядности). Идею они взяли из Dota, которая в принципе породила жанр MOBA. Чемпионов же решили основать на популярных культурных образах: тут вам и Принц Персии, и анти-Феникс, и вампир, и некромант и это мы даже до буквы Д не дошли в списке героев. Та же Джинкс, ради которой, собственно, и сделали сериал — прямая итерация Харли Квинн, что по повадкам, что по поступкам. Есть, конечно, и оригинальные персонажи вроде Вай, но таких в сериале мало. Более того, изначально в LoL не было истории мира: Riot спохватились лишь спустя пять лет, попытались придумать свой лор и нанизать его на уже существующих персонажей. Из-за этой же вторичности страдало аниме по Dota 2, но там хотя бы в сценарных идеях была оригинальность.

Каким получилось аниме по Dota: фансервис, шаткий сюжет и ощущения, как от катки в «Доту»
Посмотрели сериал от Netflix и Valve и рассказываем, в чём его плюсы и минусы и почему он точно понравится фанатам игры.

А теперь представьте, что сценаристам «Аркейна» нужно было взять эти вторичные концепции из вторичного мира и сделать из них что-то новое и интересное. Как бы они ни крутили, всегда получится более чем вторичный продукт. Тут это уже критика, потому что ситуацию мог спасти сценарий, но не спас. Сюжет сам оказался вторичным — авторы взяли и позаимствовали сцены и концепции, приевшиеся любому, кто смотрит кино не раз в месяц. Весь этот пункт можно списать на мою профдеформацию — не все же смотрят и анализируют так много фильмов как те, для кого это работа (кстати, большая проблема кинокритики в целом, но мы сейчас не об этом). А заимствования в «Аркейне» даже не пытаются скрывать, они просто идут одно за другим.

Кадр из сериала «Аркейн» / Netflix

Героям нужно добыть информацию для расследования? Конечно же, им помогут в самом информативном месте в истории кинематографа — борделе. Нужно показать, как элиты заключают договоры? Нельзя придумать локации лучше, чем опера и балконы-лоджии, скрытые от глаз плебеев — да, так часто происходило в реальном мире, но именно поэтому этот приём уже избит. Воительница оказалась в нокауте, но слишком важна для сюжета? Сейчас к ней обратится покойный родственник и придаст сил встать на ноги — жалко только, что он появился в качестве призрака, а не в виде узора на небе, как Муфаса. Нужно показать, что героиня совсем свихнулась? А давайте она устроит «застолье», где будет держать всех гостей в заложниках, как поехавший Шляпник из «Алисы в Стране Чудес». Но хотя бы там гости были не буквальными заложниками, а фигурально находились в плену безумия хозяина!

Давайте пройдёмся по основным конфликтам сериала. Линия Джейса: как использовать прогресс — во благо народа или в качестве оружия. Это главный вопрос ВСЕХ произведений про изобретателей. Линия Виктора: магия даёт много возможностей, но приводит к плачевным последствиям. Некроманты, маги крови, тёмные чародеи — отдельные виды волшебников, которые созданы, чтобы олицетворять эту дилемму. Линия Силко: собственная империя против полюбившейся приёмной дочери. О нет, что же сделает герой — пожертвует чем-то дорогим ради общего блага или поставит себя превыше всех?

Получается, что авторы наложили вторичный сценарий на вторичные концепции вторичного мира вторичной игры. Тут можно складывать, умножать, возводить в степень, но в любом случае число получится за пределами допустимой нормы «хорошего» произведения. И это мы ещё молчим про то, что только в «Аркейне» вы можете услышать саундтрек и тут же вспомнить конкретную сцену из «Игры престолов»; увидеть двух второстепенных персонажей и заорать в экран, что это копия самой известной парочки преступников из Overwatch; всё время ждать, когда появится копия Джейса из прошлого, потому что он слишком похож на главного героя из BioShock Infinite, особенно в декорациях Пилтовера. А нет, умолчать не получилось...

Итог

После первых трёх серий у меня появились сомнения, что в «Аркейне» есть хоть что-то новое, помимо технической составляющей. Финал первого сезона их подтвердил — интересных мыслей он не подарил, запоминающихся моментов там почти нет, погружения в сюжет не получилось, потому что сериал постоянно напоминал о других произведениях. «Аркейн» не заслуживает своих высоких оценок, а через месяц-другой про него, скорее всего, забудут все, кроме игроков в LoL. Я хотел его полюбить. Но не просто так финальная песня сериала от Стинга метафорично называется «Что могло было бы быть».

Смотрю мультики и играю в игры по работе. Иногда даже пишу о них.

Понятно