Возможность изменять человеческое тело — наиболее доступный и провокационный приём в анимации. В японских мультфильмах есть свои узнаваемые черты: большие и прорисованные глаза, сексуализированные тела, разноцветные волосы. В целом эти элементы соотносятся с вкусами западного зрителя, но в преувеличенном виде могут вызывать непонимание или даже отторжение. Сейчас разберёмся почему.
Воин без тела
В работах Осаму Тэнзуки (создателя узнаваемого стиля аниме) слияния, поглощения и превращения тел не только раскрывали внутренний мир персонажей («Астробой»), но и становились главным сюжетным ходом. Так, например, произошло с мангой «Дороро», у которой есть целых две экранизации — 1969 и 2018 года. Хяккимару путешествует по Японии и уничтожает ёкаев, которые забрали части его тела. В одной из серий зрителю показывают младенца, у которого нет ничего, кроме голого черепа и бездонных отверстий для глаз. Двигается и живёт парень с помощью протеза, который в любой момент может трансформироваться в оружие: руки и ноги отбрасываются и вместо них появляются мечи.
По мере развития сюжета беспощадный воин всё больше начинает напоминать ребёнка, который познает мир, первый раз ощущая предметы кожей или слушая пение девушки. В современной адаптации кульминационным испытанием становится получение зрения — прежде герой мог лишь чувствовать энергию существ.
Мутации и подростковый кризис
При упоминании мутаций первой в голову приходит «Акира», киберпанк-аниме с элементами боди-хоррора. В ней метафора юношеской борьбы представлена на трёх уровнях: государственном, межличностном и внутреннем. Тэцуо обладает суперсилой, которая, выходит из под контроля и постепенно лишает его рассудка. Неподвластные ему изменения в теле отражают подростковые тревоги: аутсайдерство, стремление к независимости и соперничество с другом Канэдой.
Не найдя разрешения, внутренний конфликт доходит до апогея. Тэцуо на протяжении последних 15 минут фильма переживает чудовищные мутации: сначала разрастается рука, а после все тело вздувается и расширяется, превращаясь в бесформенную массу, пожирающую всё на своем пути. В итоге, герой становится гигантским младенцем (ведь внутренне он так и не повзрослел), способным произнести лишь «Я — Тэцуо».
Двуполые герои
Поиск себя мог быть связан и с проблемой гендерной идентичности, как у двуполого героя «Ранмы ½». По сюжету, отец везёт сына в Китай на боевые тренировки, чтобы сделать из него настоящего мужчину. Там мальчик падает в волшебный источник и получает способность превращаться в девушку. Проживая жизнь в двух телах, герой начинает замечать стереотипы, которые общество навязывает детям через семью и школу. Например, его перестают воспринимать серьёзно: в первой серии отец бросает его в пруд с криками, что тот предал честь дома, также Ранма не может проявить симпатию к подруге Аканэ.
Женское тело становится для героя скорее обузой, чем полем для новых возможностей. Кроме того, некоторые серии намекают зрителю об андрогинности и протагониста. На это может указывать, скажем, сон с участием Куно, влюблённого в Ранму-девушку, а также эпизод, где герой потерял память и полностью почувствовал себя женщиной.
Усиление технологиями
Роботизированные тела со временем тоже претерпели изменения. Обычно хрупкий человек становился сильнее, сливаясь с технологической броней. Защищённый несколькими слоями металла, он мог постоять за себя и смело бороться со злом. Однако с приходом «Евангелиона» в середине 90-х случилось второе рождение поджанра меха, а точнее его деконструкция.
Несмотря на зрелищные бои, в сериале повествование фокусировалось на внутренних переживаниях пилотов-подростков. Ева показана как защитный механизм психики против агрессивного внешнего мира, который людей, как и Ангелов, до конца понять не может. Биомеханические машины не могли полностью уберечь героев: хотя тело оставалось целым, ментальное состояние продолжало ухудшаться с каждым новым боем.
Соседство с монстром
В сёнэнах нулевых и десятых сложно не заметить обилие сверхъестественных существ, которые делят тело с человеком. Это могут быть демоны, монстры, паразиты или навязчивые образы. Они олицетворяют тёмную сторону героя, подавленную агрессию и злость, которую тот должен осознать (но не во всех случаях). Сам персонаж при этом может быть полной противоположностью: тихоней, паинькой да и просто душой компании.
Для Канеки Кена из «Токийского гуля», например, неприятным соседом становится девушка-гуль, чьи органы ему пересадили. Её образ является парню в подсознании и пытается убедить принять в себе хищника. Герой пользуется силой враждебного существа и даже частично перенимает облик: появляются кагуне (пластичный орган для охоты, у Канеки он похож на паучьи лапы). В аниме «Паразит: учение о жизни» это более заметно: существо живёт в руке, может говорить и действовать по своей воле. Из ладони периодически вылезают глаз, рот и металлические когти.
Примеры можно приводить ещё долго, ведь на изображение тела влияют многие факторы: от особенностей жанра до японской ментальности. Но уже по этим картинам можно сказать, что в аниме облик отражает характер, а трансформации передают душевные переживания, взросление или изменения в мировоззрении.
Если вы хотите больше узнать об особенностях японской анимации предлагаем посмотреть подборку подкастов про аниме и мангу.