Как меняется тело в аниме: роботы, монстры и безумные трансформации

Как меняется тело в аниме: роботы, монстры и безумные трансформации

Настя Кокорева
Вконтакте

Возможность изменять человеческое тело — наиболее доступный и провокационный приём в анимации. В японских мультфильмах есть свои узнаваемые черты: большие и прорисованные глаза, сексуализированные тела, разноцветные волосы. В целом эти элементы соотносятся с вкусами западного зрителя, но в преувеличенном виде могут вызывать непонимание или даже отторжение. Сейчас разберёмся почему.

Воин без тела

В работах Осаму Тэнзуки (создателя узнаваемого стиля аниме) слияния, поглощения и превращения тел не только раскрывали внутренний мир персонажей («Астробой»), но и становились главным сюжетным ходом. Так, например, произошло с мангой «Дороро», у которой есть целых две экранизации — 1969 и 2018 года. Хяккимару путешествует по Японии и уничтожает ёкаев, которые забрали части его тела. В одной из серий зрителю показывают младенца, у которого нет ничего, кроме голого черепа и бездонных отверстий для глаз. Двигается и живёт парень с помощью протеза, который в любой момент может трансформироваться в оружие: руки и ноги отбрасываются и вместо них появляются мечи.

По мере развития сюжета беспощадный воин всё больше начинает напоминать ребёнка, который познает мир, первый раз ощущая предметы кожей или слушая пение девушки. В современной адаптации кульминационным испытанием становится получение зрения — прежде герой мог лишь чувствовать энергию существ.

Кадр из «Дороро» / Mushi Productions

Мутации и подростковый кризис

При упоминании мутаций первой в голову приходит «Акира», киберпанк-аниме с элементами боди-хоррора. В ней метафора юношеской борьбы представлена на трёх уровнях: государственном, межличностном и внутреннем. Тэцуо обладает суперсилой, которая, выходит из под контроля и постепенно лишает его рассудка. Неподвластные ему изменения в теле отражают подростковые тревоги: аутсайдерство, стремление к независимости и соперничество с другом Канэдой.

Не найдя разрешения, внутренний конфликт доходит до апогея. Тэцуо на протяжении последних 15 минут фильма переживает чудовищные мутации: сначала разрастается рука, а после все тело вздувается и расширяется, превращаясь в бесформенную массу, пожирающую всё на своем пути. В итоге, герой становится гигантским младенцем (ведь внутренне он так и не повзрослел), способным произнести лишь «Я — Тэцуо».

Кадр из «Акиры» / TMS Entertainment

Двуполые герои

Поиск себя мог быть связан и с проблемой гендерной идентичности, как у двуполого героя «Ранмы ½». По сюжету, отец везёт сына в Китай на боевые тренировки, чтобы сделать из него настоящего мужчину. Там мальчик падает в волшебный источник и получает способность превращаться в девушку. Проживая жизнь в двух телах, герой начинает замечать стереотипы, которые общество навязывает детям через семью и школу. Например, его перестают воспринимать серьёзно: в первой серии отец бросает его в пруд с криками, что тот предал честь дома, также Ранма не может проявить симпатию к подруге Аканэ.

Женское тело становится для героя скорее обузой, чем полем для новых возможностей. Кроме того, некоторые серии намекают зрителю об андрогинности и, возможно, гомосексуальности протагониста. На это может указывать, скажем, сон с участием Куно, влюблённого в Ранму-девушку, а также эпизод, где герой потерял память и полностью почувствовал себя женщиной.

Кадр из «Ранмы ½». / Kitty Films

Усиление технологиями

Роботизированные тела со временем тоже претерпели изменения. Обычно хрупкий человек становился сильнее, сливаясь с технологической броней. Защищённый несколькими слоями металла, он мог постоять за себя и смело бороться со злом. Однако с приходом «Евангелиона» в середине 90-х случилось второе рождение поджанра меха, а точнее его деконструкция.

Настоящий конец «Евангелиона»: о чём «Евангелион 3.0+1.0»
Пришло время разобраться в том, чем закончился «Евангелион».

Несмотря на зрелищные бои, в сериале повествование фокусировалось на внутренних переживаниях пилотов-подростков. Ева показана как защитный механизм психики против агрессивного внешнего мира, который людей, как и Ангелов, до конца понять не может. Биомеханические машины не могли полностью уберечь героев: хотя тело оставалось целым, ментальное состояние продолжало ухудшаться с каждым новым боем.

Кадр из «Евангелиона» / Gainax

Соседство с монстром

В сёнэнах нулевых и десятых сложно не заметить обилие сверхъестественных существ, которые делят тело с человеком. Это могут быть демоны, монстры, паразиты или навязчивые образы. Они олицетворяют тёмную сторону героя, подавленную агрессию и злость, которую тот должен осознать (но не во всех случаях). Сам персонаж при этом может быть полной противоположностью: тихоней, паинькой да и просто душой компании.

Для Канеки Кена из «Токийского гуля», например, неприятным соседом становится девушка-гуль, чьи органы ему пересадили. Её образ является парню в подсознании и пытается убедить принять в себе хищника. Герой пользуется силой враждебного существа и даже частично перенимает облик: появляются кагуне (пластичный орган для охоты, у Канеки он похож на паучьи лапы). В аниме «Паразит: учение о жизни» это более заметно: существо живёт в руке, может говорить и действовать по своей воле. Из ладони периодически вылезают глаз, рот и металлические когти.

Кадр из «Токийского гуля» / Studio Pierrot

Примеры можно приводить ещё долго, ведь на изображение тела влияют многие факторы: от особенностей жанра до японской ментальности. Но уже по этим картинам можно сказать, что в аниме облик отражает характер, а трансформации передают душевные переживания, взросление или изменения в мировоззрении.


Если вы хотите больше узнать об особенностях японской анимации предлагаем посмотреть подборку подкастов про аниме и мангу.

Лучшие подкасты про аниме и мангу
Топ-7 проектов на русском и английском языках для любого настроения

Когда я вырасту, я стану Хокаге

Читайте ещё
Понятно