Схватки в центре сюжета завораживают, ведь любой матч или игра — это конфликт, в котором заключается внутренняя борьба героев. Между ними происходит битва за признание или успех, но самое главное — победа над соперником. Интерес к таким встречам растёт, ведь это не просто соревнование. Накал страстей и интерес создаётся за счёт сильного соперника, а не титула победителя, а также дополнительного внимания ввиду отстаивания своих взглядов. Поэтому преследование личных интересов и делает матч таким интересным.
Культовые и известные противостояния
Противостояния на экране могут быть основанными на реальных событиях или полностью выдуманными. Однако они всегда оставляют неизгладимое впечатление, превращая обычные состязания в эпические битвы за счёт столкновений, где у героя есть достойный соперник.
Рокки Бальбоа и Аполло Крид
Одно из самых известных и культовых противостояний в истории кино — Рокки Бальбоа и Аполло Крида в фильмах серии «Рокки». Первая лента вышла в 1976 году и сразу завоевала популярность, по словам одного из продюсеров, благодаря «особому настроению в обществе». Америка пережила тяжелое десятилетие, а посыл фильма был таким: «Если вы верите в себя, то у вас все будет хорошо». Именно благодаря этому он выиграл Оскар за лучший фильм, сражаясь с «Таксистом» Скорсезе и фильмом «Вся президентская рать» Алана Пакула.
Это противостояние стало символом борьбы простого человека с непреодолимыми обстоятельствами, а также классическим примером спортивной драмы. Несмотря на то, что фильм считается полностью художественным, образы героев были списаны с реальных людей. Сильвестр Сталлоне, сценарист и исполнитель главной роли, позже говорил, что написал эту историю за три с половиной дня, вскоре после просмотра боя Мухаммеда Али и Чака Уэпнера. Последний проиграл в том бою в техническом нокауте (отличается от обычного тем, что происходит, когда один из боксеров не может продолжать бой из-за травмы или истощения, а не потери сознания) в 15-м раунде. Никто не ожидал, что бой продлится так долго. Сталлоне впоследствии отрицал, что вдохновлялся этим состязанием, но титул «настоящий Рокки» всё-таки закрепился за Чаком Уэпнером. Источниками вдохновения служили также истории из жизни реальных боксёров — Рокки Марчиано и Джо Фрейзера, а также биография Рокки Грациано.
Бюджет картины был всего $1 млн, что сильно осложняло съемочный процесс, но давало больше творческой свободы создателям фильма. Например, многие сцены из Филадельфии были сняты подпольными методами, без разрешения профсоюза. Фильм также стал самой прибыльной картиной в истории по соотношению доходов и вложений, заработав $225 млн.
Благодаря «Рокки» на спортивные фильмы зрители посмотрели иначе. Можно сказать, что сам бокс здесь на втором плане. По словам Сталлоне, изначально он смотрел на бой Мухаммеда Али и Чака Уэпнера как на спортивное противостояние, но вскоре понял, что все происходящее на ринге — метафора. Ведь если бы бокс был просто боксом, все бы смотрели поединки, а не фильмы. Метафора битвы с самим собой кажется наиболее правдоподобной. Со своими страхами, неуверенностью, ленью и желанием все бросить. Бой с самим собой начинается на тренировках, когда тебе надо переступить через самого себя, а на ринге происходит его кульминация.
СССР и США
В истории кино есть множество фильмов, связанных с реальными противостояниями со времён Холодной войны, когда каждая страна хотела добиться превосходства и в политическом направлении, и в научном, и в спортивном. Эти столкновения каждый раз превращались в сражение двух самых крупных на тот момент держав. Самые культовые события в итоге были перенесены на большие экраны.
Из самых известных — фильм Miracle 2004 года. Название пошло от описания хоккейного матча между сборной СССР и США на зимних Олимпийских играх в 1980 году. Причина, по которой это противостояние называется «чудом», заключается в том, что с 1956 по 1976 год Сборная СССР становилась победителем пять раз из шести участий в олимпийском хоккейном турнире, а сборная США была собрана из игроков студенческих команд, но одержала победу. В это десятилетие США были в сильном кризисе, что добавило сюжету и историческому событию в целом важности, а также сделало фильм культовым. Уотергейт и отставка Никсона, нефтяной кризис 1973 года, инфляция, Холодная война. Именно поэтому эта победа спустя 20 лет будет считаться «величайшим спортивным моментом ХХ века» по мнению журнала Sport Illustrated.
СССР и США также сталкивались на шахматном поле и на баскетбольной площадке. В 2015 году по шахматам вышел фильм «Жертвуя пешкой» — биография Бобби Фишера. Фильм рассказывает об американском гроссмейстере, выигравшем в 1972 году партию за звание чемпиона мира по шахматам. Он сражался против Бориса Спасского в Рейкьявике, в самый разгар Холодной войны. Это событие неоднократно называлось в западной прессе «матчем столетия», который сопровождался большим количеством скандалов и психологической войной между участниками. И, конечно, битвой идеологий двух крупнейших держав. Это также станет последней официальной партией в шахматы для Фишера. Благодаря совокупности факторов как событие, так и фильм считаются культовыми.
На тему баскетбола есть фильм отечественного происхождения — «Движение вверх» 2017 года, который рассказывает о победе сборной СССР над сборной США на Олимпийских играх 1972 года.
Противостояния на гоночных треках
Гонки также не остаются в стороне от кинематографа: схватки на гоночных трассах завораживают зрителей не меньше, чем бои на ринге или противостояние двух мировых держав. В автоспорте также существуют культовые конфликты. Фильм «Гонка» 2013 года рассказывает о реальных событиях — соперничестве Ники Лауды и Джеймса Ханта в Формуле-1. Ханту удалось завоевать чемпионский титул, обогнав абсолютного фаворита всего лишь на одно очко. Культовым фильм делает то, что это подлинная история соперничества двух гонщиков и их драматическая борьба за чемпионский титул. В ленте Лауда и Хант представлены не просто как соперники, а как глубокие личности с противоположными взглядами, чьи различия делают борьбу ещё более захватывающей. Эта многослойность персонажей добавляет драматизма и позволяет зрителю не просто наблюдать за гонкой, но и сопереживать героям, проникаться их мотивами и внутренними противоречиями. Интересный факт: сам Ники Лауда принимал участие в работе над картиной, и это явно пошло ей на пользу
Другой фильм из этой серии — «Форд против Феррари» 2019 года рассказывает историю из 1960-х, когда компания Ford решила улучшить имидж и начать производить более модные автомобили. Она выкупила Ferrari, которые тогда были на грани банкротства. Однако итальянцы отказываются, и американцы решают бросить вызов конкурентам. Задача — победить в гонке 24 часа Ле-Мана. Чтобы выиграть, Ford нанял автоконструктора Кэррола Шелби и специфичного гонщика Кена Майлза. Вместе они разработали знаменитый спорткар. Что делает фильм «Форд против Феррари» культовым, так это не просто напряжённое противостояние двух гигантов автопрома, а процесс создания легендарного спорткара Ford GT40. Мы наблюдаем рождение легенды, когда на экране каждый элемент автомобиля, от двигателя до аэродинамики, тестируется и модифицируется, чтобы достигнуть совершенства.
Насколько эти противостояния на экране реальны?
Конечно, художественные приёмы в кино часто делают спортивные противостояния более зрелищными, чем они были в реальности. Режиссёры усиливают драму, добавляют вымышленные элементы и акцентируют внимание на эмоциях персонажей, чтобы создать захватывающий сюжет. Хотя многие фильмы, основанные на реальных событиях, и стремятся к максимальной достоверности, они не всегда следуют фактам. Так, например, после выхода «Движения вверх» Евгения Кондрашина и Александра Овчинникова, вдовы тренера и одного из баскетболистов попытались отстоять свои права в суде, доказав, что использованные в фильме образы не соответствуют реальности. Жена тренера сказала, что Кондрашин в фильме буквально антипод того, что многие видели в жизни, а разрешение на интерпретацию режиссёру не давали. Именно поэтому в картине тренера зовут Владимир Гаранжин.