Мы любим находить соревнования в обыденных вещах: наблюдаем, как быстро шкала загрузки дойдет до курсора, и болеем за самую быструю каплю дождя на стекле. Нас увлекают кибер-песочницы, симуляторы ферм и обычные «бродилки». А ещё мы нашли развлечение внутри развлечений: зачем следовать задумкам разработчиков, когда можно диктовать правила самим? Разбираемся, почему спидраннинг увлекает сотни тысяч геймеров по всему миру, а поможет нам в этом шеф-редактор киберспортивного портала CQ.ru Артём Ращупкин!
Спидраннинг — это спорт?
Спидраннинг или соревнования на скоростное прохождение видеоигр — явление крайне популярное. Число рекордов на крупнейшем тематическом портале достигает почти пяти миллионов и пополняется ежедневно. Ограничений по играм и финальным целям нет: любители и профессионалы проходят на скорость как весь контент в третьем «Ведьмаке» (рекордсмен — Anton_YerBoi, прошедший игру за 16 часов 30 минут 13 секунд, 100%), так и финального босса в Minecraft (Sirpalmtree, который убил противника за 1 минуту 7’607 секунд, any%).
Возникновение спидраннинга часто относят к релизу первой части Doom, однако предпосылки формирования классических спидранов возникли еще в 1980-м. Dragster, первая игра Activision для консоли Atari, была гоночным симулятором и обладала двумя режимами: соревнованием с ИИ-противником и тренировкой на лучшее время. Но в мануале игры был спрятан ещё один вызов: каждый, кто проходил игру быстрее, чем за шесть секунд, мог отправить фотоподтверждение в студию и стать участником мирового клуба рекордсменов Dragster. Это было первой публичной демонстрацией соревновательного прохождения игр на время.
Долгое время подобные челленджи оставались непубличным увлечением. Революцией в мире спидраннинга стала Doom 1993 года. Она впервые предоставила возможность сохранять демки — хронологию точных действий игроков на разных уровнях. Ими можно было делиться, а также проигрывать заново. Разработчики задумывали их как способ демонстрации сложных приёмов и мастерства, однако игроки пошли дальше и начали состязаться на скорость, а игровые файлы позволили подтверждать подлинность рекордов и перепроверять их. В 1996 году, игроки в Quake начали создавать демо-фильмы: склеивать записи уровней с лучшим временем. Так появились полноценные спидраны игр.
Развиться до сегодняшних масштабов в 2010 году сообществу помогли стримы и видеоблоги. Из одиночного оттачивания мастерства и лучшего времени спидраннинг превратился в зрелищные соревнования и значимую часть киберспорта.
— Зачем спидраннерам это занятие и в чём его значимость для игровой культуры?
— Люди любят соревноваться, — рассказывает Артём Ращупкин, — Кто-то идёт в киберспорт, а кто-то любит состязаться с самим собой. Спидраны как раз про это. И если в киберспорте основная мотивация и цель — слава и деньги, то в соревнованиях на скорость и время людей привлекает дух соперничества
Вокруг спидранов образовалось своё сообщество. Зрителям нравится смотреть на мастерство других, а самим игрокам — покорять вершины и ставить рекорды. Это своего рода хобби, чаще всего не приносящее никаких финансовых дивидендов.
Каких правил нужно придерживаться?
Большая часть зависит от категории забега. Их много, но есть самые популярные. «100%» — игра, в которой контент пройден полностью: открыты все достижения, получены все варианты оружия и так далее. «Any%», наоборот — игра, в которой достигнута любая концовка или обозначенная категорией цель. Это крупные группы и у них есть подвиды. Например, особенность многих спидранов — использование глитчей, багов и другого инструментария, выходящего за игровые рамки. Так, существует подкатегория «glitchless» — без срезания пути: сквозь стены не ходить, за карту не вылетать. Другой пример — категория «low%» — прохождение с наименьшим количеством полученного контента, где даже один лишний подобранный предмет может испортить весь забег.
Конечно, есть общие правила, которые позволяют определить рамки спидрана и его верифицировать. Очевидно, запрещены чит-коды, любые внешние манипуляции с игрой, дающие преимущество, а также заявки с заведомо сфальсифицированным результатом. В случае обнаружения несоответствий платформа блокирует игрока и обнуляет его рекорд.
Ещё один пример — подсчёт времени. Исторически оно учитывается от получения контроля в игре до его окончательной потери или достижения цели. Несмотря на то, что во многих видео с забегами находится встроенный таймер, исключающий время загрузок, оно оценивается по видеодорожке, так как таймер может быть остановлен игроком с погрешностью.
Но, конечно, многие переменные, определяющие успешность забега, меняются: даже внутри серьёзных игр есть абсурднейшие спидран-категории, подчиняющиеся своим законам. Например, спидран на сбор наибольшего числа хот-догов в гонке Kirby Air Ride.
— Самый тупой спидран, который ты видел?
— Он заключался в том, чтобы как можно быстрее погибнуть в GTA: Vice City, — делится Артём. — Проходит кат-сцена, и ты выбегаешь на проезжую часть в поисках первого встречного автомобиля. Ударяешь его, он тебя переезжает. Один русский спидраннер выполнил это условие за 22 секунды.
А вообще мне нравится не сам процесс спидрана, а то, до каких багов игроки вообще додумались. Half-Life 2 в этом плане впереди планеты всей. Как они пролетают сквозь текстуры и, используя бочки и ящики, вскарабкиваются на стены. До такого на самом деле сложно додуматься. А они смогли. Феноменально!
Почему спидраннинг важен?
Спидраннинг стоит у истоков современного геймерского сообщества: расшаривание собственных забегов и обсуждение демок на форумах стало одним из первых видов (и поводов) онлайн-общения с фанатами конкретной игры и гиками в целом. Спидраны помогли возникнуть целой нише киберспортивных ивентов. Awesome Games Done Quick — благотворительная спидран-конвенция из США — не утратила своей актуальности с начала 2010-х и до сих пор.
Это возможность получить мировое признание за то, что ты делаешь с комфортом и удовольствием. И в целом — хорошее развлечение, тренировка. Спидраннинг повышает скорость реакции и внимательность, развивает мышление вне рамок и помогает улучшить многие софт-навыки с удовольствием.
— Как вписаться в спидраннинг?
— Стать спидранером может каждый. Если понравилась какая-то игра, то сначала ты берёшь в ней все ачивки, а потом пытаешься пройти за кратчайшее время. Вот так и становятся спидранерами. Не хочется покидать мир, в котором ты уже обжился, который знаешь от и до. Начинаешь смотреть других стримеров, повторяешь за ними, запоминаешь все секреты. Тратишь на это недели, месяцы, годы. А потом пробегаешь все уровни за рекордное время и делишься этим с другими на YouTube или Twitch. Пустая трата времени? Может и так, но, как показывает опыт других, это увлекает и удивляет одновременно.
Спидраннинг, может, и не серьезный спорт, но точно отличное развлечение! Рекомендуем поискать самые необычные категории и рекорды по вашим любимым играм. А что насчет попробовать самим?