Поговорили с Софьей Белоусовой, фотографом и основательницей проекта «Пенал», о том, как из созерцания канцелярских принадлежностей подчас рождаются идеи, которые помогают увидеть синергию совместного творчества артиста и фотографа с совершенно нового ракурса.
— Расскажи, как появился проект «Пенал»?
— Я фотограф, а ещё я репетитор. Из синтеза этих двух занятостей и появился проект «Пенал». Я работаю репетитором, и у всех моих учеников огромные пеналы с кучей разных штук, которые они активно используют. Они не стесняются разрисовывать любую доступную поверхность.
Как-то раз сидела, ждала, пока ученик допишет задание, и взгляд зацепился за его огромный пенал с акулой. Там было очень много всего: карандаши, фломастеры, ластики, линейки. И в этот момент я задумалась, а что будет, если я буду носить с собой такой же? Что, если взрослому человеку с интересным образом мышления дать пенал и свободу творчества — что он с этим сделает? Примерно неделю я возвращалась к этой мысли и думала, как можно было бы это реализовать. В итоге пришла к выводу, что можно попробовать, потому что, если брать артистов, у них в голове всегда много всего и можно попытаться что-то оттуда вытащить.
Я даже долго не думала над оформлением. У меня в голове всё как-то сразу упаковалось, и всё промо и какие-то объяснялки, которые выложила в первый пост, я сделала примерно за час. И над названием не думала ни секунды, потому что вот как лежал у меня пенал перед глазами, так он и остался.
— Какие предметы преподаешь?
— Делаю с учениками домашние задания по всем предметам. Это программа с третьего по пятый класс. Работаю с ними второй год, и это здорово. Я их очень люблю. Мне в принципе нравится быть репетитором. У меня очень долгая и сложная история с педагогикой. Я должна была быть учителем. С первого класса об этом говорила и всем обещала. Даже поступила и два года пыталась, но потом поняла, что система образования в нашей стране сейчас в том виде, в котором она не совсем моя стихия. Мне было очень тяжело принять этот факт.
Второй шанс я дала, а вот на третий не решилась: пошла и получила диплом фотографа. У меня среднее специальное образование, о котором я везде шучу, что это как электрик, только фотограф. На самом деле это так и есть. Наша специальность была, если не ошибаюсь, «бытовой фотограф». То есть, это те фотографы, которые фотографируют в ателье и делают фото на документы.
— Так написано у тебя в дипломе?
— Нет. Там написано «Фотограф/ретушер/лаборант». Полгода мы изучали плёнку, поэтому я её так нежно полюбила, потому что всё училась делать своими руками. Нам рассказывали, что раньше, когда не было фотошопа, а фото надо было откорректировать, то лезвием снимали часть эмульсии с фото или наоборот карандашом что-то подрисовывали. Сейчас, конечно, это кажется забавным.
— В чём специфика учёбы на фотографа? Были ли какие-то предметы для тебя сюрпризом в процессе обучения?
— Я пришла с нулевыми ожиданиями. То есть я, конечно, понимала, что раз специальность «фотограф», то мы будем что-то фотографировать и что-то изучать в фотошопе. Да, у нас была технология фотографий, когда первые уроки нам объясняли устройство камеры, у нас была ретушь и была практика. Ещё у нас была экономика, аж целый час в неделю, зато она была заточена под нашу специальность, то есть нам давали базу, чтобы мы сами могли просчитать бизнес-план для условного фотопроекта.
Во втором полугодии у нас была «плёнка» вместо обычной фотографии. И у нас было очень много практики. И помимо этого была вечерняя школа, занятия в которой мы могли посещать, так как её вёл наш мастер. Мы с подругой этой возможностью пользовались в полной мере. Мы оставались на вечернюю школу, чтобы сделать домашние задания, потому что, например, у меня не было возможности обрабатывать фотографии дома. Так что последние полгода я проводила на учёбе весь день с девяти утра до девяти вечера.
Это было невероятное время. Я всё время кайфовала. Это настоящая студенческая жизнь. Так как у нас была рабочая, а не академическая специальность, нас даже кормили. В общем, так как у меня не было никаких ожиданий, я и получила гораздо больше, чем ноль. Считаю, мне очень повезло, потому что я получила хорошее базовое образование фотографа.
— Как бы ты охарактеризовала «Пенал» для незнакомых с ним людей?
— Проект «Пенал» — это серия съёмок с артистами, которые совмещены с их рисунками и надписями. Я предлагаю им блокнот и свои пеналы, они выбирают какие-то инструменты и канцелярские принадлежности. Интерес в том, что именно человек выберет и что он с его помощью сделает: нарисует или напишет. И потом я думаю, как это соединить с фотографиями, которые мы делаем.
— Вы заранее обсуждаете, что лучше нарисовать и как это будет смотреться в кадре? Или всё полностью спонтанно?
— Сейчас, после 16 съёмок для «Пенала», какие-то вещи уже кажутся очевидными, но при этом они не обсуждаются. Человек сам решает, что нарисовать или написать в блокноте. Я смотрю, как человек что-то рисует и уже примерно понимаю, как я это расположу в кадре. При этом я стараюсь избегать каких-то самых очевидных идей, иначе будет очень много похожих картинок. Всегда думаю, как бы это так ввести в фотографию, чтобы было и гармонично, и визуально интересно, при этом без каких-то надумываний.
— Как ты организовала первую съёмку для «Пенала»? Кто был первым героем и как он согласился поучаствовать?
— Первым был Даня Воробьёв. Он очень крутой.
Я просто написала ему, рассказала о проекте, и он сразу же согласился. Конечно, я была очень рада. Это была маленькая победа. Сложнее было согласовать дату и время, потому что в тот момент у него был очень плотный съёмочный график. Но в итоге у него в расписании нашлось окно. И всё получилось.
Даня открыт для абсолютно любых идей и он настолько идеально попал в моё авторское представление о том, как проект будет выглядеть. Единственное, чего я не ожидала, — это то, что он нарисует, потому что это была такая сложная абстракция, которую в процессе я вообще не понимала, как вписать в фото. Даня рисовал полтора часа, а потом мы 15 минут фоткались. И за эти 15 минут для меня всё стало на свои места: я только примеряю кадр и уже знаю, как он будет построен, как я впишу рисунок.
Я очень благодарна Дане за то, что он с таким доверием отнесся к «Пеналу».
— Как вообще ты подбираешь гостей для проекта? У тебя есть какое-то видение кто подходит «Пеналу», а кто нет?
— Вообще людей я подбираю по личному отношению. Мне должен нравится этот человек и как артист в том числе. Должны нравится его работы. Его вайб. Никаких дорожных карт проекта, которые должны привести к съёмке некоего большого артиста, которым можно завершить проект, у меня нет.
Хотя я сняла Илью Куруча, и в моменте это не было каким-то большим для меня шагом, но потом задумалась и поняла, что сделала съёмку артиста, за чьим творчеством долго следила и это сродни победе над финальным боссом в игре, за тем исключением, что для «Пенала» это не финал, конечно.
— Есть ли какая-то глобальная цель проекта, помимо визуализации синергии фото и рисунка?
— Демонстрация какого-то образа творческого мышления у артистов, которых я приглашаю. В целом, на этом всё.
Вообще, когда я пишу или рассказываю о проекте, то результат работ называю «открытки». То есть, открытки — это та идеальная форма, в которой должен существовать проект. Просто пока это очень дорого.
— Как относишься к использованию нейросетей? Не боишься ли того, что кто-то обучит нейросеть на твоих фото и украдут твой авторский стиль?
— У меня нет стиля. То есть, со стороны, конечно, виднее, но в моменте я этого стиля не наблюдаю, у меня нет ощущения, что я что-то делаю по-своему и не так, как другие.
Конкретно про «Пенал» — я не верю, что его можно украсть. Как нейросеть залезет в голову к артисту и как скомпилирует то, что артист напишет или нарисует? Ведь никто из них не выкладывает подобного контента в открытый доступ. Да и как нейросеть подберёт артистов? У меня складывается довольно неочевидная подборка на данный момент. Конечно, я стараюсь звать в проект тех людей, которые будут интересны зрителям, но известность не определяющий фактор при выборе участников проекта.
Вообще рисовать на фотографии — это не новое направление. Это часто и давно делают, но в случае «Пенала» каждый артист привносит что-то своё из головы, что невозможно предугадать. Так что в вариант, что нейросеть может украсть «Пенал», я просто не верю. Более того, я очень дружу с нейросетями. Когда нейросеть оказалась в бета-версии фотошопа, я сразу начала активно пользоваться этой функцией.
На съёмках не всегда получаются идеальные кадры, но часто в таких кадрах ты видишь потенциал. И если там рука как-то криво лежит или ещё какую-то деталь можно поправить, то с помощью нейросетей легко это исправить. Я не стесняюсь того, что пользуюсь этим, и считаю, что надо пользоваться всеми доступными инструментами.
— Кто из фотографов и фотопроектов тебя вдохновляет? Чьи работы ты бы посоветовала нашим читателям посмотреть?
— Из современников первой на ум приходит Диана Баги. Она использует те же технические приёмы, что и я, так что мне очень близко всё, что она делает. Ещё, конечно Алексей Корзов, но это, наверное, основа для любого российского фотографа.
Пока я училась, то, конечно, смотрела очень много работ Питера Линдберга, Патрика Демаршелье, Анри Картье-Брессона. Эни Лейбовиц невероятная. У неё, конечно, не просто фотографии, а картины. Она до сих пор снимает для Vogue очень сложные работы, и это всегда шедевры.
Софи Калль невероятная. На учёбе нам показывали документальные фильмы из серии «Контрольные отпечатки», рассказывающие про одну отснятую плёнку, где за кадром Софи объясняла, что как-то раз решила просто следовать за каким-то человеком и фотографировать его, стараясь, чтобы он не заметил, и даже поехала за ним в путешествие на поезде. У неё какой-то непередаваемый стиль.
Есть классный фотопроект от Иры Кудрявцевой, называется «24:00». Она тоже работает с актёрами и артистами. Она на сутки даёт человеку камеру, и он 24 часа фоткает свою жизнь и вообще всё, что хочет. Это классно, иметь возможность подсмотреть жизнь другого человека, не с точки зрения фотографа. Все эти дни и люди очень разные и по-разному показывают эти свои 24 часа. Это действительно любопытно и очень круто.
— Кто мог бы быть гостем твоей мечты? Вне рамок, границ и времени.
— Тейлор Свифт и Гарри Стайлз. Майкл Шин и Дэвид Теннант обязательно вдвоём. Это абсолютная магия, когда настолько органичный дуэт складывается. Когда настолько мощная синергия у людей, это что-то невероятное. Это не только постановки, но любое их взаимодействие, неповторимая феерия.
Возможно, это прозвучит странно, у меня почему-то есть убеждение, что мне было бы интересно, чтобы в моём блокноте написал Че Гевара. Олег Табаков и Евгений Леонов, Том Хэнкс, Алан Рикман времён съёмок в «Гарри Поттере».
— Мы на 2х2 очень любим анимацию, поэтому не можем не спросить кого из анимационных персонажей ты бы хотела пофотографировать? как думаешь что бы он нарисовал или написал в твоём альбоме?
— Ох, если вот так фантазировать, то Малыша и Карлсона из советского мультфильма очень хотела бы поснимать. Заблудшую душу из мультика «Душа». Вообще, я очень люблю диснеевские мультики, так что круто было бы видеть в проекте Моану и её бабушку. Это было бы интересно, потому что пожилых людей не так часто творчески фотографируют. А ещё красавчика Флина Райдера из «Рапунцель».
— Когда ты проводишь фотосессию, ты уже знаешь как будешь обрабатывать фотографию, чтобы лучше раскрыть персонажа в твоем объективе?
— Когда фотографирую нет, а вот когда он начинает рисовать, то я начинаю об этом думать. Это та неизвестная часть моей работы, которую мне нужно узнать, чтобы понять, что с этим делать.
Фотографии я могу глобально представить исходя из внешности моего героя и локации, а вот всё остальное зависит от него и его рисунка. Причём иногда герои рисуют до съёмки, иногда после.
— Как ты подбираешь локацию под человека?
— Мы совместно решаем, где хотим это сделать: в студии или на пленэре. Если это студия, то чаще всего это циклорама или какие-то минималистичные интерьеры. Если съёмка в каком-то месте, то это для того чтобы поймать какой-то определённый вайб или же просто человек сам предлагает какое-то место.
Мы снимали Андрея Нестеренко. Мы с ним совершенно случайно пересеклись в Москве, я предложила поучаствовать в проекте «Пенал», и у нас было всего два дня, пока я была в Москве, в течение которых он должен был выкроить пару часов в своём расписании. В итоге мы договорились о времени и месте. И вот мы с подругой приезжаем на ту станцию метро, где договаривались встретится и видим, как Андрей садится в поезд, который едет со станции, потом видит нас и начинает махать руками, призывая нас тоже войти в вагон. Мы успеваем забежать в поезд, и оказывается, он забыл, что у него сейчас пробы и у него есть немного времени после них, так что мы нашли какой-то парк с прудом неподалёку от того места, куда Андрей ехал, и решили снимать там.
Так что иногда бывает, что локация для съёмок тщательно продумана, а иногда всё складывается очень спонтанно. Я стараюсь делать более простые фотографии, чтобы было куда интегрировать рисунки и снимать людей без каких-либо образов, чтобы это был сам человек, как он есть. Единственным исключением был Илья Куруч, которого я снимала после его съёмок, так что он не успел переодеться и был в образе Бизнесмена.
— Расскажи о самом запомнившемся рисунке или фразе из альбома.
— Не могу выделить что-то одно. Например, Аня Завтур написала: «Не могу заснуть, представляю, как всё это было снято». Было такое. Для меня это очень жизненная фраза. Я часто смотрю фильмы и думаю о том же. Или фотографии. Если фото какие-то интересные, то я начинаю их разбирать, как нас учили.
- «Невыносимо долгие объятия», — Володя Канухин.
- «Тут не место для чёрного цвета», — Даша Алыпова.
- Саша Перевертайло работает в музее, и она написала цитату из послания Коринфянам: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Мне очень нравится.
Не знаю, почему и какой именно смысл закладывался автором, но Ваня Оранский написал: «Мне очень интересно посмотреть на тебя в 21». Не знаю, почему мне это так откликается, но автор хотел посмотреть на человека, когда он был моложе или когда станет старше? Или же просто увидеть его в девять вечера?
Из рисунков для меня на первом месте шедевр от Дани Воробьева, а сразу за ним автопортрет актёра Саши Юрина, который набросал его буквально за полторы минуты.
А Даша Алыпова нарисовала нереально красивое лимонное дерево из Греции.
— Что бы ты сама нарисовала или написала в своем альбоме, если бы ты из зазеркалья позвала себя на фотосет?
— Я бы точно написала цитаты каких-то строк песен Тейлор Свифт, потому что у неё невероятная лирика. Я бы хотела сначала пофоткаться, и, скорее всего, это был бы фотосет на улице. Летом или осенью в сентябре. Не знаю, что бы я нарисовала, скорее всего, отделалась бы надписями. У меня куча заметок с приколами, куда я просто записываю смешные слова моих друзей, цитаты из книг или просто какие-то рандомные фразы.
Например:
- «Какой стул мягкий, какая вода вкусная!», — это цитата моих друзей, которые пришли после целого дня ремонта.
- «Ты не зря добывал свой капитал, теперь будет куда потратить».
- «Слов нет, а буквы рассыпались…»