В феврале на большие экраны вышел очередной ромком «Первый встречный» (Marry Me), где успешная героиня (Дженнифер Лопес) в последний момент бросает своего жениха (Бастиан) и решается на авантюру — выйти замуж за первого встречного (Оуэн Уилсон). Но почему это очередной ромком? Так ли все эти истории о любви похожи друг на друга и почему мы небрежно относимся к этому жанру? Разбираемся в минусах ромкомов, ищем плюсы и вспоминаем действительно хорошие примеры из кино.
Сугубо женское
Часто ромкомы, особенно выпущенные в сериальном формате, представляют женский взгляд на происходящее: вспомнить тот же «Секс в большом городе» или не такой известный, но похожий по посылу проект «Девочки». Мы наблюдаем за компанией главных героинь, через их разговоры и мысли узнаём о происходящем и, что важно, интерпретируем его. Если сюда добавить парочку стереотипов а-ля «Мужчина — кремень, а женщины эмоциональны», концепция разделения кино на мужское и женское тут же сработает.
На случай, если вы верите, что хорроры любят только бесстрашные мужчины, а истории про любовь смотрят исключительно женщины, у ромкомов заготовлено несколько карт в рукаве. Так, сериалы «Мужчина ищет женщину» и «Мастер не на все руки» транслируют мужской взгляд на ситуацию. В первом мы вместе с главным героем Джошем отправляемся на свидания в поисках «той самой», а во втором наблюдаем за успешным Девом и его кризисом тридцати лет. Женской аудитории эти проекты тоже могут зайти: как минимум в сериале «Мужчина ищет женщину» мы наблюдаем за отчаянной девушкой Лиз и её попытками построить отношения буквально с кем угодно (похожая история была у Рейган в Inside Job, разработавшей робота для отношений).
Социальные ромкомы
Хотя в центр романтических комедий чаще всего помещают именно любовную историю, периферийно сериалы и фильмы говорят с нами о социальных проблемах. Тот же «Секс в большом городе» бросал вызов традиционной установке, что к тридцати годам женщина должна выйти замуж и фокусироваться на браке. По сюжету мы видим, что и без обручального кольца героини чувствуют себя прекрасно: у них свои цели и мечты, счастливые встречи с близкими подругами и вагон других дел, которые нужно как-то решать.
В «Мастере не на все руки» подчёркивают проблему расизма: главный герой Дев — американский индиец, часто негодующий и акцентирующий внимание на своей этнической принадлежности. Так, например, он раздосадован, когда на пробах в кино узнаёт: в актёрский состав нужен лишь один индиец, а не два. Или, например, он возмущён, когда белые дети рисуют его темнокожим. Ему также не нравится, когда в поп-культуре клишированно показывают индийцев. Порой Дев не просто борется за свои права, но и злоупотребляет положением в карьере или личных отношениях. Так как это не только история о любви, но и комедийный сериал, сложно однозначно сказать о намерениях авторов: сознательный ли это разговор о проблеме или попытка ворваться в актуальные тренды и иронично их преподнести.
Такой разный хэппи энд
Говоря о типичных ромкомах, мы привыкли обозначать их следующей формулой: герои встречаются, яростно ненавидят друг друга, резко влюбляются, преодолевают полосу препятствий во имя любви и, та-да-да-дам, играют свадьбу. Но не каждый ромком повторяет этот сюжет. Например, в плохо состарившейся «Реальной любви» не все романтические линии заканчиваются хэппи эндом: мы видим, что некоторые герои так и не сошлись, а счастье для них на этом этапе — в уединении и свободе. Такая же мораль у сборника историй «Обещать — не значит жениться», где особенно радостно видеть героиню Дженнифер Коннелли, всё-таки не простившую измену мужа и разорвавшую брак.
Вспомним тот же «Дневник Бриджит Джонс», где героиня смогла уйти из токсичных отношений со своим начальником и хорошо узнать Марка Дарси в смешном свитере. Хотя, кажется, намного чаще именно в ромкомах героини готовы простить милому всё на свете — от резких фраз до предательства. А ещё Бриджит Джонс даёт нам всем важное напоминание: если вы ментально мэтчитесь с классным парнем, ему совершенно нет дела, сколько лишних кило вы набрали за новогодние праздники. А значит, можно выкинуть утягивающее бельё и наконец-то достать те прекрасные трусы с тигровым принтом.
Классический сюжет, где персонаж понимает, кого потерял, ломает и экранизация комикса «Скотт Пилигрим против всех». По канону, герой должен был остаться не с Рамоной Флауэрс, а с Найвз, которую обидел. Но нет: он всё-таки хочет быть с Рамоной, пусть для этого и придётся победить её семь ненавистных бывших. Можно ли считать хэппи эндом финал фильма? Вполне. Подходит ли он под типичную канву ромкомов? Не совсем. Интересно ещё, что именно «Скотт Пилигрим» редко ассоциируется у нас с любовной историей: кино больше про фантастику и экшен, а ещё — дань первоисточнику, ведь фильм покадрово повторяет комикс.
Небанальный сюжет, но с хэппи эндом
Хотя многие авторы выбирают простой путь и выпускают ромкомы с банальным сюжетом, есть и такие, кто пытался (или пытается) привнести в жанр новизну. Вряд ли, конечно, в этот список включат новый «Первый встречный» — по синопсису фильм ну очень похож на «Предложение» с Сандрой Буллок и Райаном Рейнольдсом. Но вот работы Норы Эфрон сюда точно попадают: бывшая журналистка подарила нам такие истории, как «Когда Гарри встретил Салли», «Неспящие в Сиэттле» и «Вам письмо». Хотя все они заканчиваются хорошо, сам сюжет Эфрон деформирует. Например, в «Когда Гарри встретил Салли» герои не остаются вместе, не становятся злейшими врагами после знакомства. Они вообще разъезжаются, и судьба их сводит только через года. Причём, когда они встречаются снова, между ними завязывается дружба, а не вражда. Этот фильм хорош, конечно же, и сценой оргазма, где Салли уверяет Гарри, что тот не сможет отличить реальное удовольствие от имитации. Для современного кино это смелая сцена, что уж говорить про конец восьмидесятых, когда вышел фильм.
Интересно интерпретирует ромкомы и современный российский кинематограф. Фильм Михаила Сегала «Глубже!», может, не так сконцентрирован на отношениях главных героев, но точно много говорит о любви. Ещё больше — об интимности. Что вообще такое порно? Есть ли в нём место для чувств? Можно ли переосмыслить этот жанр? Кажется, конкретно порно сложно переосмыслить, зато сам фильм открывает зрителю ромкомы с другой стороны. Он смело показывает сцены секса, хотя мы привыкли лишь к намёкам на них, рассуждает о чувствах и их связи с интимностью и вообще не фокусируется на любовных переживаниях.
Похожие вещи, но по-своему, проворачивает чёрно-белый сериал Анны Меликян «Нежность», где мы наблюдаем за Еленой Ивановной, решившей заняться своей личной жизнью. Она чувствует, что утопает в работе и совсем не уделяет время романтическим интересам. Теперь она резко намерена всё исправить. В случайной командировке героиня встречает «того самого» и тут же его теряет. Теперь она настроена отыскать мужчину всеми доступными способами: от помощи подруг до эзотерики. И хотя кажется, что весь сюжет сконцентрирован именно на поисках мужчины, на самом деле, это история про саму Елену, её рефлексию, путь к себе и осознание, чего вообще она хочет от жизни. Делая именно героиню, а не её чувства центром внимания, Меликян перепридумывает ромкомы, где персонажи часто готовы пожертвовать собой во имя великой любви.
Ещё один ромком, но уже с привкусом криминала — «Секреты семейной жизни» с Алёной Михайловой и Петром Скворцовым в главных ролях. Герои переживают кризис отношений, на горизонте маячит развод, как внезапно их объединяет убийство. Теперь они должны снова стать одной командой и замести следы, но для этого придётся разобраться в собственных чувствах. Сериал реверсивно подходит к традиционной схеме ромкома: пусть герои и откладывают свои возражения и обиды в ящик, но точно не долгий. Они вернутся к ним и обсудят, а может, даже сходят к семейному терапевту.
Безусловно, большая часть романтических комедий — клишированные фильмы. Но этим ведь грешит не один жанр? Многие хорроры выпускают под копирку, а формулу боевиков можно разложить так: у главного героя проблемы —> опасная ситуация —> перестрелка —> возможно, смерть близких —> ещё одна опасная ситуация —> душещипательная мораль —> почти хэппи энд, НО КАКОЙ ЦЕНОЙ! Однако мы же не отказываемся от этих жанров и не смотрим исключительно авторское кино? Так, может, и к ромкомам пора проявить лояльность? Тем более, в этом тексте полно примеров классных фильмов. И это мы ещё не все вспомнили!